Почетными гостями Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№ 16 стали дети. В центре внимания — литература для детей и юношества, детские писатели, художники, эксперты и сами дети.
Но и тем, кому больше шестнадцати, нашлось место, время и внимание. В день открытия ярмарки 26 ноября прошла презентация книги Ильи Одегова «Тимур и его лето», выпущенной в сентябре московским издательством «Текст» при поддержке Президентского центра Ельцина.
- Издатели нынче требуют романов, пусть даже в пять страниц, да хоть в одну страницу, но — роман. Поэтому нужно иметь мужество, чтобы в наше время писать рассказы, — сказал, открывая встречу, директор издательства «Текст» Ольгерт Либкин и представил одного из немногих мужественных — Илью Одегова.
Илья Одегов — лауреат международного литературного конкурса «Русская Премия» по итогам 2013 года. Сборник «Тимур и его лето», включающий рассказы и повесть, был признан лучшим в номинации «Малая проза». Презентацию Илья начал с чтения рассказа «Без пижамы» — совсем не детского.
- «Но щебет тремоло приобретает под пальцами все большую крепость, темп увеличивается, к страстным тенорам присоединяются победоносные басы, звук разрастается ликующим крещендо, подключается весь регистр, вовлечены все октавы, пальцы едва успевают, старенькое пианино сотрясается, и в кульминации крещендо звук вдруг обрывается».
У Одегова много музыки — и в литературе, и в жизни. В предыдущей книге «Любая любовь» (вышла в прошлом году) основная вещь называется «Концерт в семи частях».
- И каждая часть написана в своем музыкальном жанре — там есть танго, вальс, кантри, и это отражается не только в содержании, но и в форме, принципе построения произведения. Я, кроме литературы, занимаюсь еще и музыкой, в свое время занимался написанием музыки для фильмов, выступал со своей группой Фопаjaro, играю на разных инструментах, но в последнее время больше пишу в стол.
Кроме всего, Илья Одегов ведет телепередачу, посвященную книгам, на казахстанский телеканал «Знание и культура» и преподает в открытой школе — ведет семинар прозы.На просьбу назвать пятерку любимых писателей Одегов увлекается и превышает лимит:
- Чабуа Амирэджиби, Юрий Коваль, Виктор Голявкин, Юрий Олеша, Юрий Казаков, Владимир Маканин… Это наши. Из иностранных — Пол Боулз, Джон Стейнбек, Ясуси Иноуэ… Если всех хорошенько перемешать, то получится что-то похожее на мое творчество. Сознательно никогда никому не подражаю, но невольно тень прочитанного падает на то, что пишешь сейчас.
Подобных «сцепок», стыковок — литературы и музыки, русскости и азиатчины — у Одегова немало. Родившийся в Новосибирске, Илья большую часть жизни провел в Азии. Признается, что чувствует себя азиатом — привык к менталитету, ландшафтам, укладу жизни.
Цикл рассказов из свежего сборника носит название «Культя». Это, по словам автора, своего рода энциклопедия нафса.
- Нафс в исламе — сцепка между душой и телом. когда бог создавал людей, он не знал, как соединить душу и тела, и сотворил нафс. И нафс решил, что он главный. говоря современным языком, нафс — аналог эго. название Культя еще и Культ Я — куль эго, культ нафса. Я постарался провести идею нафса через все рассказы сборника.
Илья Одегов родился в 1981 году в Новосибирске, но большую часть жизни провел в Азии. Окончил Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Живет и работает Илья в Алма-Ате. Автор книг «Звук, с которым встает Солнце» (2003, Алма-Ата), «Без двух один» (2006, Алма-Ата), «Любая любовь» (2013, Москва).Лауреат литературных премий: «Современный казахстанский роман» (Казахстан, 2003), «Poetry ON» (Великобритания, 2003), «Театр в поисках автора» (Казахстан, 2004). В 2010–2013 его рассказы входили в «Каталог лучших произведений молодых писателей России и СНГ». Дипломант IX Международного Волошинского конкурса в номинации «Проза» (2011).
«Выверенные сюжеты, неожиданные развязки, легкость языка, достоверность повествования — все это делает чтение сборника "Тимур и его лето" увлекательным занятием. Одегов заставляет героев переступить границу обыденности, раскрывая сложность и многомерность человека — от минут просветления до погружения в абсолютную тьму».
Анатолий Курчаткин, писатель: «Илья Одегов везде демонстрирует высокое мастерство рассказчика, крепкую, профессиональную руку, умение брать читателя „под уздцы" и вести его с собой туда, куда ему нужно, удерживая его внимание столько, сколько потребуется. Все это отличные рассказы, а сам автор — безусловно, состоявшийся писатель».
Александр Эбаноидзе, писатель, главный редактор журнала «Дружба народов»: «Каким-то способом Одегов дает почувствовать, что пространство его повествования азиатски жаркое, освещенное беспощадно ярким солнцем; кажется, что, читая эту прозу, невольно щуришь глаза».