В ходе акции Ночь музеев Ельцин Центр посетили более семи тысяч гостей – это рекордная цифра за полгода его работы. Ельцин Центр, открывшийся в конце 2015 года, впервые участвует в этой международной акции, которая проводится в Екатеринбурге в десятый раз. Насыщенная программа, составленная специально для Ночи музеев, предлагала необычные экскурсии, игры, мастер-классы, концерты, творческие встречи и кинопоказы.
Ночь музеев в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
С самого утра заработали анимационные мастерские и квесты для детей по Музею первого президента России Б.Н. Ельцина.
В анимационных мастерских, удобно расположившихся в просторных светлых аудиториях Образовательного центра, дети от 4 до 14 лет под руководством художника-мультипликатора Вадима Бадьянова выдумывали своих героев, создавали их из пластилина, картона и цветной бумаги, затем помещали их в самые разные обстоятельства и, конечно, снимали на камеру.
Весь материал будет профессионально смонтирован и получится замечательный мультфильм про большой Детский Мир, поселившийся в Ельцин Центре на берегу красивой полноводной реки. У фильма будет сорок восемь авторов, включая малышей, подростков, активных старших сестер и братьев, а также очень молодых и любопытных бабушек и дедушек, которые тоже старались запечатлеть творчество любимых чад на фотоаппараты, камеры и сотовые телефоны. Самые голосистые примут участие в озвучивании мультфильма.
Дети от 6 до 14 лет участвовали в квест-игре в экспозиции музея. Искали сокровища, отвечали на вопросы, отгадывали загадки и находили подсказки, предложенные научными сотрудниками Отдела музейной педагогики. Взволнованные родители уверяли музейщиков, что и сами бы не смогли ответить на такие трудные вопросы и выполнить такие сложные задания. Однако дети справились, получили призы и подарки и изъявили коллективное желание и дальше участвовать в экспедициях по музею и поисках сокровищ. Кстати, поиск не ограничился экспозицией музея – через видоискатель участники квеста должны были разыскать необходимые объекты в панораме города. Они безошибочно определяли тех, кто должен охранять ядерный чемоданчик, какой герб должен украшать штандарты нашей страны, позанимались физиогномикой, анализируя фотографии с лицами членов политбюро, погрузились в геральдику и мифологию, дорисовали недостающие фрагменты герба, на котором изображен Святой Георгий – покровитель Москвы.
В середине дня в кино-конференц-зале стартовала киноакция «Русский арт-хаус в Ночь музеев» фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр». Его представили автор сценария и режиссер фильма Александр Миндадзе, продюсер Лиза Антонова и киновед Вячеслав Шмыров. После фильма состоялось обсуждение фильма. Зрителей интересовало буквально все: бюджет фильма, количество съемочных дней, откуда взялась столь необычная история, что стало с главными героями, было ли все это на самом деле. Взволновала зрителей даже судьба собаки Греты – любимицы главного героя, Ханса, инженера -оптика, волею пакта Молотова-Риббентропа , оказавшегося в Ленинграде на объединении ЛОМО. Драматическая история любви, дружбы, предательства в преддверии глобальной катастрофы никого не оставила равнодушной. Фильм снискал множество наград и признание зрителя. С успехом прошел в странах- участниках проекта Германии и Великобритании.
В 17 часов на открытой площадке перед Ельцин Центром начался музыкальный DJ – сет с Ильей Feel-the-spring. Собралось много зрителей, к ним постоянно присоединялись гуляющие с городской набережной. «Танцующие струи» светомузыкального фонтана в жаркий день привлекали многих молодых людей.
Продолжались экскурсии в музей и арт-галерею Ельцин Центра. Ближе к вечеру экскурсиив музей уходили каждые пятнадцать минут. Это были не обычные полуторачасовые, а экспресс-экскурсии по сорок-пятьдесят минут. В галерее формировались группы каждый час.
Продолжила фестиваль арт-хаусного кино картина Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» о последнем советском поколении, которому удалось побыть пионерами. К сожалению, автор картины не смогла приехать, и фильм представлял киновед Вячеслав Шмыров. Трогательная история о судьбе одноклассников, которые были дружны в детстве и продолжают поддерживать отношения сейчас. Все они как-то устроены в жизни, кто-то более успешен, кто-то менее, но всем им не хватает единой большой идеи, их жизнь наполняется звенящей пустотой. И у зрителя создается впечатление, что детство это лучшее, что произошло с героями фильма. Они делятся детскими страхами и взрослыми открытиями, они зовут на помощь друг друга и сознаются в неблаговидных поступках далекого прошлого. Кадры воспоминаний озарены ярким светом. Мифы о пионерах-героях переплетены с фантазиями героинь. Они рефлексируют, ищут выходы из сложных ситуаций и все, что они переживают, возвращает их в далекое и странное детство. Оказывается, все они мечтали прославиться, покорить стихию, спасти человечество, а кто-то повторить подвиг Павлика Морозова, выдав милиции самогонщиков дедушку и папу. Но теперь они просто живут, прозябают в стабильности и всем им отчаянно плохо. Шмыров утверждает, что картина «Пионеры-герои» – это своеобразное признание в любви советскому детству.
Вечером в Арт -галерее Ельцин Центра директор Илья Шипиловских представил фильм Роберта Брамкампа – «Art Girls». Фильм рассказывал о творческом союзе молодых художников, которые мечтают о том, чтобы, не предав собственного внутреннего мира, приручить успех. Пребывая на грани профессионального и личностного кризиса, они все же мечтают воплотить в жизнь гигантскую динамическую инсталляцию и таким образом добиться признания коллег и успеха у зрителей.
В девять вечера в атриуме начался концерт лауреатов Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко – Константина Тюлькина и Арсения Мерзлова. Торжественно, во фраках, на черном концертном рояле пианисты исполняли произведения русских и европейских классиков – Скарлатти, Чайковского, Шопена, Рахманинова, Прокофьева. Концерт могли слушать все гости Ельцин Центра. Музыку было слышно не только в импровизированном партере, но и на галереях второго и третьего этажей.
Все это время продолжали формироваться группы желающих посетить экспозицию Музея Б.Н. Ельцина и выставку современного немецкого искусства «Берлинский случай» в арт-галерее.
В 22 часа началась экскурсия с режиссером Александром Миндадзе. Её соведущим был руководитель архива, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин. Известный режиссер, проходя по экспозиции, рассказывал, как он жил в эпоху представленных в музее событий. Желающие, а их было немало, могли задать ему вопросы. Потом, по мере узнавания режиссёра гостями музея, группа стала обрастать новыми экскурсантами. Подобные экскурсии часто проводятся в музее первого президента России – они стали фирменными. Группа желающих пройти экспозицию с Александром Миндадзе заполнилась менее чем за два часа. Были в ней даже иностранные журналисты.
Фрагмент экскурсии по Музею Б.Н. Ельцина с Александром Миндадзе
Видео: Александр Поляков
Последним фильмом фестиваля арт-хаусного кино стал фильм екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко «Ангелы Революции». Он рассказал, что часть фильма снималась в Казыме, на территории бывшего Амнинского культурного заповедника, именно там, где разворачивались трагические события в начала 30-х годов прошлого столетия, о которых повествует фильм. Другая часть снималась в Екатеринбурге и его окрестностях. Зрители отметили, что фильм снят в необычной лубочной манере, в нем много флэш-беков: действие происходит то в Москве, то в Крыму, то на Камчатке, в Свияжске и даже в Мексике. Хотя всё снимали в Екатеринбурге, благо что природа и архитектурный ландшафт позволяли это. «Есть тут у нас и мексиканские пейзажи» – пошутил режиссер.
«Ангелы революции» — последний и, пожалуй, самый обсуждаемый из фильмов Федорченко. В нем все также трудно понять, где правда, где вымысел. Герои Федорченко – «комиссары в пыльных шлемах», полны решимости переустроить вселенную и добиться победы мировой революции. Главная героиня, Полина Шнайдер, будучи ребенком, отстреливала из револьвера ангелочков с именинного торта. Став барышней, она занялась первой советской рекламой и приделывала крылышки домашним питомцам для съемок в первом рекламном ролике про советское дирижаблестроение. Революционеры стремились в небо, чтобы доказать, что бога нет. Разоблачая ангелов, они занимали их место в истории. Обсуждение затянулось. Зрители соскучились по просмотрам и обсуждениям, встречам с творческими группами –так, как это бывало раньше, еще в советское и первое постсоветское время. Вячеслав Шмыров пообещал, что кино-акции, такие как «Дни Балабанова» или «Фестиваль русского арт-хауса», будут проводиться чаще – хотя бы раз в три месяца. Организаторов и участников фестиваля зрители проводили аплодисментами.
Живая очередь из всех желающих попасть в Ельцин Центр не исчезала вплоть до начала второго ночи.
Экскурсия по Музею Б.Н. Ельцина с кинорежиссером Александром Миндадзе
Видео: Александр Поляков
Текст, фото, видео: Татьяна Филиппова, Любовь Кабалинова, Елена Родионова, Александр Поляков