В Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 января в рамках Зимней программы концертов лауреатов Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, прошел концерт молодого исполнителя Николая Медведева – победителя основного конкурса в 2014 году.

В программе выступления победителя многочисленных конкурсов прозвучали произведения Бетховена, Шумана, Дебюсси.

Стоит отметить, что Международный конкурс пианистов памяти В. Лотар-Шевченко Президентский центр Б.Н. Ельцина инициировал и поддерживает, начиная с 2006 года. География конкурса широка: в нем принимали участие музыканты из разных стран мира, среди которых Россия, Украина, Норвегия, Польша, Мексика, Казахстан, Узбекистан и другие.

По словам Николая Медведева, его талант первой обнаружила мама, которая услышала, что он «чисто» поет и отдала учиться музыке. В будущем же музыкант мечтает, прежде всего, видеть себя цельным человеком.

– У меня самые превосходные впечатления от посещения Ельцин центра, – рассказал Николай Медведев в интервью для сайта Ельцин Центра. – Здесь все сделано качественно и профессионально, что сегодня редко встречается. У меня возникло чувство радости и гордости от того, что, когда собирается профессиональная команда, то получается нечто стоящее, вплоть до деталей. В 90-е годы я жил на юге, в Краснодаре, проблем с едой там тогда не было, а вот очереди, конечно, были, в пять утра отец занимал очередь за молоком. Порой и меня тоже ставили в очередь…

– В 2014 году вы стали победителем конкурса Веры Лотар-Шевченко. Как это сказалось на вашей творческой судьбе?

– Это большой замечательный конкурс с хорошо выстроенной программой, очень профессионально сделанный. Кроме того, у меня остались очень хорошие воспоминания об атмосфере конкурса, об его организации. Он замечательно сделан. Этот конкурс дает молодым музыкантам возможность играть, заводить новые знакомства. Вообще конкурс прекрасно продуман: все мы жили в одном месте, знали точно и своевременно, что, где и когда будет происходить. Все было сделано добросовестно, качественно. Мы волновались только о том, как будем играть, и никакие бытовые мелочи нас не отвлекали.

– Что значит для музыкального мира имя Веры Лотар-Шевченко?

– Вера Лотар-Шевченко – потрясающая личность, которая на своем примере лишний раз доказывает, что мы слишком много жалуемся и слишком любим себя. Это человек с особым качеством личности, уровнем терпимости, смирения, цельности, которую ей удалось сохранить, несмотря на все ею пережитое.

– Насколько сегодня, в рыночной ситуации, молодому музыканту сложно «выбиться в люди», к своему слушателю?

– В музыке непросто пробиться, тех же пианистов больше всех, поэтому нам сложнее других. Для этого нужны удача и бесконечный труд. Подводных камней тоже много, и их все не рассмотреть. Также музыканту, я думаю, важно не потерять себя: должен быть моральный кодекс, принципы, которым ты следуешь.

– Являются ли такие музыкальные звезды, как, к примеру, Денис Мацуев, ориентиром для молодых исполнителей?

– Да, он невероятно талантливый человек и трудоголик, который, безусловно, вызывает уважение. У него бешеный график и темп жизни. Не знаю даже, откуда у него столько сил. Также в музыке мне очень повезло с учителями, так что трудно выделить кого-то одного…

– От чего вам приходится отказываться ради искусства?

– В детстве я успевал все: и погулять, и позаниматься. Я не был ущербным ребенком, который был оторван от улицы. А сейчас себя ограничиваю только в сладком, больше, пожалуй, ни в чем. Бывает, от чего-то приходится отказываться, – конечно, в пользу работы…

– Есть ли разница между выступлениями перед аудиторией в разных странах, городах?

– Конечно. Американцы, например, всегда всем довольны. И аплодировать будут очень громко и стоя, так что я иногда просто не верю в этот восторг. Европейская публика другая. Многое зависит от климата: к примеру, южане темпераментные и немного претенциозные, зато если им что-то нравится, то по-настоящему. А вот публика в Москве и Санкт-Петербурге более искушенная и реагирует в силу своего слушательского опыта. Провинция же всегда откликается горячее. К слову, в Екатеринбурге я выступал несколько раз, здесь всегда комфортно играется, публика мне нравится.

Следующий концерт зимней программы пройдет в Ельцин Центре 18 февраля. Тимофей Доля исполнит Бетховена (соната № 21 до мажор «Аврора» оп. 53), Метнера (соната «Романтическая» соч. 53 No.1), Листа (соната «Си минор»).

БИЛЕТЫ