В Ельцин Центре в Екатеринбурге 26 марта состоялась лекция известного российского дефектолога, доктора педагогических наук и директора РАО «Институт коррекционной педагогики» Николая Николаевича Малофеева.

Профессор приехал в Екатеринбург по приглашению Уральского государственного педагогического университета, чтобы рассказать педагогам коррекционных образовательных учреждений и родителям детей с ментальной инвалидностью о концепциях специального образования.

– Николай Николаевич – один из немногих специалистов, который может озвучить основные тенденции специального и инклюзивного образования не только с точки зрения конкретного педагога или родителя, а именно общие тенденции, – рассказывает представитель центра непрерывного образования УрГПУ Татьяна Тенкачева. – На наш взгляд, он наиболее компетентен, его авторитет непререкаем. Это очень важно, потому что мы сейчас находимся в переломном периоде, когда идет перестроение системы.

Николай Николаевич поделился со слушателями собственными убеждениями, которые сформировались у него на основе многолетнего опыта. Профессор считает, что заимствование в сфере специального образования практически невозможно, поскольку оно неразрывно связано с культурой, традициями, религией и многими другими факторами. В течение лекции этот тезис он неоднократно иллюстрировал примерами из жизни. Так, в Норвегии в аэропорт его отвез человек с диагнозом умственная отсталость. Это стало возможным благодаря тому, что там никто не нарушает правила дорожного движения и терпеливо относится к другим водителям. Подобную ситуацию вряд ли можно представить в ближайшее время в нашей стране. Не стоит также полагаться на успешный опыт прошлого. Раньше людей с разными формами интеллектуальных нарушений обучали под конкретные виды деятельности, но рынок труда меняется, поэтому те задачи, которые когда-то решала специальная школа, перестали быть актуальными.

Еще один принцип, которому следует Николай Николаевич, звучит так: «Родитель всегда прав». С точки зрения специалиста он знает, что иногда родители невольно принимают неправильные решения и тем самым ставят своего ребенка в еще более сложное положение. Но несмотря на это, он предпочитает не отговаривать родителей, потому что не может полностью вникнуть в обстоятельства этих людей и поставить себя на их место.

Многие проблемы, связанные с инвалидностью, уже сегодня решаются с помощью различных медицинских технологий, например, таких как генная инженерия и протезирование. Но, по мнению Малофеева, все это противоречиво и имеет большой риск. Если представить, что скоро у всех неслышащих людей будут импланты, непонятно, как будут жить несколько процентов тех, кому операция по каким-то причинам окажется противопоказана; с кем будут общаться и строить семью, если в мире почти не останется неслышащих. Есть случаи, когда спортсмены сознательно готовы отказаться от здоровых ног в пользу протезов, чтобы добиваться более высоких результатов. А профессиональный хакер способен отключить человеку кардиостимулятор.

Насчет инклюзивного образования у Николая Николаевича тоже есть свое мнение. Кроме желания объединить детей, у людей должно быть четкое понимание того, что у каждого ребенка проблемы разного характера, и объединять их нужно с учетом этого фактора. Многие подразумевают под термином инклюзивное образование лишь позитивное отношение окружающих и доступную среду и забывают о том, что в школе важную роль играет педагог. Чтобы обучать детей с инвалидностью, в особенности с ментальной, он должен иметь соответствующую квалификацию.

На вопрос, в чем заключается цель его лекции о специальном образовании, Николай Николаевич ответил шутливо:

– Понимаю, что ни за 5 часов, ни за 15, ни даже за 50 нельзя дать человеку профессиональные знания, нельзя поменять его взгляд на жизнь, но во всяком случае, моя задача слушателям «навтыкать иголок в голову», а потом они будут «выдергивать» их и думать, зачем он это сказал? Глядишь, у человека родятся какие-то мысли, чтобы оценить собственное дело. Он либо убедится в том, что все делает правильно, либо станет действовать как-то иначе.