В Ельцин Центре 22 августа состоялся очередной публичный диалог из цикла «Другой разговор», в ходе которого журналист Валерий Выжутович и экономист Николай Кульбака искали и анализировали причины стремительного роста цен, с которым сегодня столкнулась каждая российская семья.
Кандидат экономических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака в самом начале разговора напомнил собравшимся в медиазале Ельцин Центра об основных причинах, которые приводят к увеличению стоимости товаров и услуг, — это инфляция, увеличение спроса, сокращение предложения, а также общая тенденция к росту цен на мировом рынке.
— Инфляция — это снижение стоимости денег. Как правило, причина её роста заключается в том, что государство включило печатный станок и выпустило в оборот много денег. А если в государстве увеличивается денежная масса, то автоматически растут цены. Это аксиома, — пояснил экономист. — В целом государству, правительству инфляция выгодна из-за того, что бюджет государства складывается из доходов, которые приносят налоги, и из многочисленных расходов и долга. Когда номинальный объем денег становится больше, то государству значительно легче рассчитаться по своим долгам.
Кульбака подчеркнул, что любое правительство для решения своих задач заинтересовано в инфляции, однако при её существенном росте начинается падение уровня жизни и другие экономические проблемы. Поэтому почти в каждом государстве созданы специальные институты для контроля над властью. В России эта функция возложена на Центральный банк РФ, который не даёт государству включать печатный станок на полную мощность и отвечает за стабильность национальной валюты. И наш Центробанк с этой задачей в целом справляется.
— В чём же причина увеличения инфляции? Прежде всего, это существенный рост расходов бюджета и монопольное положение целого ряда отраслей, таких как ТЭК и ЖКХ. Однако стоит заметить, что вопреки доминирующим в обществе представлениям, в меньшей степени это относится к ритейлу, поэтому обвинять торговые сети в высоких наценках на товары нет смысла. Если государство заставит их сдерживать или фиксировать цены на какие-то товарные позиции, то начнут расти другие группы товаров, поскольку бизнес не может не получать прибыль.
По словам учёного, борьбу с инфляцией в нашей стране последние десятилетия традиционно ведут преимущественно монетарными методами, сокращая денежную массу, но сегодня пытаются это делать и регулятивными, которые плохи тем, что любая попытка государства контролировать цены будет приводить к сокращению предложения, что неминуемо вызовет рост цен.
— Ни одно правительство в мире не может регулировать ценообразование на рынке продовольствия, если только речь не идёт о директивном назначении цен. У нас недавно был предпринят популистский шаг в попытке заморозки цен на сахар и растительное масло, но от такой меры чиновники очень быстро отказались. К счастью, вопрос жёсткого регулирования цен в повестке дня наших властей пока не стоит. Все понимают, что это неизбежно приведёт к дефициту товаров.
Также не стоит забывать, что сегодня бизнес, которому государство в прошлом году в разгар первой волны пандемии и всеобщего локдауна помогало в значительно меньшей степени, чем Евросоюз или США, вынужден навёрстывать упущенную прибыль, поскольку резкая стагнация спроса не позволяла предпринимателям корректировать цены. Сейчас ситуация такова, что бизнесмены вынуждены либо поднимать цены, либо закрывать свои компании. Других вариантов нет, констатировал Кульбака.
Еще одна важная причина роста цен на прилавках российских магазинов — это мировой рост цен на биржевые продукты питания, к которым относятся, в том числе, зерно, сахарная свёкла, кофе, какао и соя.
Также из-за пандемии очень сильно выросли цены на контейнерные перевозки товаров во всем мире, что привело к росту составляющих стоимости тех же продуктов питания или одежды, обуви, а наша страна, как часть мировой экономической системы и крупный импортёр продовольствия и товаров лёгкой промышленности, не может не зависеть от этих факторов.
— Рынок перевозок сейчас лихорадит. Коронавирус стал причиной снижения спроса, отгрузки товаров долгое время стояли. Скорее всего, в течение года на этом рынке будет найден баланс, но мы пока не знаем, как будет развиваться пандемия. Только за последний год мы наблюдали безудержный оптимизм из-за начала вакцинации, который сменился разочарованием, поскольку болезнь так и не удалось пока победить.
Экономист отметил, что на сегодняшний момент в нашей стране упал спрос и, соответственно, сократилось предложение, что прекрасно видно на примере сферы услуг, где из-за пандемии оказались сведены к минимуму контакты людей. Жёсткие требования властей, всевозможные ограничения в первую очередь коснулись ресторанов, гостиничного и туристического бизнеса. Это стало большой проблемой мегаполисов, поскольку чем крупнее город, тем больше в его экономике доля сферы услуг. И конечно же, падение доли малого и среднего бизнеса послужило ещё одной причиной роста цен и увеличения общего уровня инфляции.
— Мы должны понять, что структура цены любого товара очень сложная, она складывается из длинной цепочки создания какого-либо продукта и доставки его до потребителя. К примеру, в стоимости хлеба зерно занимает лишь пятую часть. Как правило, убрать хотя бы одно из звеньев этой цепи практически невозможно. Также не следует забывать о том, что каждый этап производства должен быть прибыльным. Кстати, во время пандемии в структуре цены появилось ещё одно дополнительное звено — это доставка. А рынок доставки возник потому, что на него появился спрос.
В завершение «Другого разговора» Николай Кульбака подчеркнул, что у каждого российского гражданина остаётся право влиять на цены, на экономическую ситуацию в стране путём голосования на выборах во все уровни власти, а также нам всем не стоит забывать о повышении финансовой грамотности и необходимости обучать этому других.
Текст Натальи Шурминой