В Ельцин Центре 7 сентября открылась выставка работ петербургской художницы Елены Филаретовой. Экспозиция «НИИ Филаретова. Екатеринбург» предполагает стать коллаборацией с художественной средой Екатеринбурга.
Елена Филаретова живёт и работает в Санкт-Петербурге. Она получила художественное образование в лицее им. Б. Иогансона при Российской академии художеств. В своих работах художница изучает возможности мозга и индивидуальной рефлексии зрителя, исследует тему визуальной парейдолии – процесса, при котором человек видит знакомые образы в случайных или неструктурированных изображениях: облаках, орнаменте обоев, коре деревьев, в листве, на самых разных фактурных поверхностях.
Впервые проект «НИИ Филаретова» был представлен в московском Музее современного искусства (MMoMA). Его новая версия открылась в Екатеринбурге. Отправными точками к художественному сотрудничеству стали работы художницы, объединённые в серии «Портрет», «Лиминальное пространство», «Лес» и «Сад». Организовали выставку Арт-галерея Ельцин Центра и междисциплинарное бюро BERNASKONI. Партнёрами выступили московский Музей современного искусства, Высшая школа экономики, NTECH LAB и фотоателье автопортрета UU.
Выставку открыла руководитель Арт-галереи Светлана Усольцева. Она представила участников процесса: автора выставки Елену Филаретову и кураторов проекта – архитектора Бориса Бернаскони и художницу Ксению Маркелову.
– У этого проекта уже есть небольшая история, – говорит Борис Бернаскони.– Он был задуман в начале 2023 года. Это первая персональная выставка Елены Филаретовой. Мы долго искали пространство, где её организовать, и провели её в ММоМА. Это замечательная институция, которая поддерживает всякие интересные активности. Выставка прошла во флигеле на Гоголевском бульваре. Это довольно сложное пространство. Оно также состоит из двух этажей, но там она была выстроена по другому принципу. Что объединяет эти две выставки? Обе они про концептуальное высказывание и про то, что сегодня художник действует иначе, в его спектре инструментов не только техники и краски, но и коммуникация с внешним миром. Для этого мы создали специальный термин – тотальная коллаборация. В нашем случае это работа с внешними связями и исследованием в рамках работы художников.
Тотальная коллаборация была проэкспериментирована в Москве, и здесь она продолжается. Для этого мы сделали НИИ, привлекали Школу дизайна Высшей школы экономики. Двадцать студентов, используя различные инструменты, взаимодействовали с художником. Как это будет происходить, об этом расскажет Ксения Маркелова. От себя добавлю, что для Елены Ельцин Центр – очень важный следующий шаг. Таким образом мы запускаем тур. Надеюсь, что он станет международным. «НИИ Филаретова» поедет в Зеленоград, в Московский институт электронных технологий. Затем она едет в Китай. И вот сейчас мы ведём переговоры с Индией, чтобы представить её в Дели. – Борис Бернаскони передал слово коллеге, сокуратору выставки Ксении Маркеловой.
– Тотальная коллаборация разделена нами на несколько направлений. Первое происходит с точки зрения экспозиции, второе – с точки зрения процессуального художественного создания, и третья – коммуникативная. Мы планируем проводить общественные дискуссии. Сейчас мне хотелось бы акцентировать внимание на экспозиции, так как сам метод развески работ и то, как они освещены, и аэрографии от Daria Mylifemyrules, которые поддерживают работы Елены, построены на философии флюидности – перетекания образа, где он то зримый, то ускользающий от взгляда. Это и стало частью концепции.
Ксения Маркелова рассказала, что во время работы выставки екатеринбургские художники запустят лабораторию «Стечение», основанную на принципах соучастия. В работе лаборатории будут задействованы сама Ксения Маркелова и её коллеги: Галина Белова, Мария Козулина, Мария Плаксина, Настя Франц, Daria Mylifemyrules, Слава (Slava) SAF и Мирный Город.
Кураторы пригласили к участию посетителей выставки и горожан. Предложили по воскресеньям совместно воплощать «карту образов» – пластилиновый объект на грани абстрактности и конкретики. Затем оживить его в цифровом измерении, а художник Slava SAF и музыкант Мирный Город подготовят видеоарт в формате AI, который будет транслироваться на втором этаже выставки. Финальным событием «НИИ Филаретова. Екатеринбург» кураторы предложили сделать перформанс танц-художницы Маши Козулиной.
Все эти яркие творческие события войдут в публичную программу, сопровождающую выставку. Принять в ней участие сможет каждый желающий.
– Ельцин Центр – совершенно уникальное пространство, я видела до этого только фотографии и даже не могла себе представить, что это будет так красиво. Развеска работ в экспозиции ММоМА была абсолютно противоположной, чем здесь. Мне кажется, что это очень яркий и необычный эксперимент, который сделала Ксения. Из чёткой структуры, которая была в ММоМА, она перенесла всё в перетекающую флюидность. Это очень необычной приём, который я не могла себе представить в этих сериях. Получилось очень мягко, нежно, интересно, особенно с аэрографиями Даши, – поделилась своим и впечатлениями от выставки и Ельцин Центра Елена Филаретова.
Приветствие Елены плавно перетекло в авторскую экскурсию по выставке, где она подробно представила все четыре серии работ, рассказала, как они возникли, как формировались и что значат для неё.
Первым мероприятием публичной программы к выставке стал перформанс и одновременно мастер-класс Елены Филаретовой в экспозиции второго этажа на следующий день после открытия. В режиме реального времени художница создавала арт-объекты в виде эскизов и ассоциативных набросков, опираясь на свои первые впечатления от знакомства с Екатеринбургом.
Вторым значимым событием публичной программы к выставке стала лекция Бориса Бернаскони о методе создания новых форм в архитектуре «Кто такой архитектор?»
Борис – известный, признанный международным сообществом архитектор. Его проекты всегда оригинальны, не похожи один на другой и в то же время максимально функциональны. В качестве функциональности он приводит в пример здание Пантеона в Риме: «Ему две тысячи лет, а он стоит и до сих пор используется по назначению».
Сегодня бюро BERNASKONI стало междисциплинарным. Оно совмещает архитектуру, инженерию, экономику и коммуникации. Борис больше двадцати лет в архитектуре. Он преподаёт, разрабатывает градостроительные концепции, издаёт книги, участвует в международных проектах и решает интересные, теперь уже мультидисциплинарные задачи.
По просьбе слушателей он рассказал о своих наиболее интересных, общественно значимых проектах, таких как «Гиперкуб» и «Matrex» в Сколково или Арка Бернаскони в ландшафтном парке «Никола-Ленивец», где живут и работают несколько современных художников. Борис подготовил презентацию собственных проектов от идеи до воплощения и опыта эксплуатации. Кроме того, он – создатель архитектурной концепции Ельцин Центра и её воплощения в Екатеринбурге. Когда встреча перешла в формат вопросов и ответов, оказалось, что слушателям интересно было бы узнать историю создания Ельцин Центра, с какими трудностями столкнулся архитектор. Прозвучал, например, такой вопрос: «Правда ли, что вы хотели продолжить стилобат Ельцин Центра мостом через Исеть?»
– У нас была задача построить новое знаковое здание Президентского центра. Искали место, но почему-то не нашли. В результате получили вот этот недострой. Его проектировали в 90-е, строили в нулевые. Не стали разрушать фасады и внутреннюю структуру, а пристроили к нему башню, как любил говорить Борис Николаевич – загогулину. Мы сделали новую геометрию, которая мимикрировала со старым зданием. Более мы ничего не меняли, хотя очень хотелось переделать фасады, сделать их вне времени. Но мы добавили к антиквариату новый угол, на котором расположился медиафасад. Геометрически конструкция продолжалась спуском на набережную и перекидывалась мостом через Исеть к спортивному комплексу. Это было бы единое пространство, и было бы интересно соединить его с той частью города. Это изначально был отрезанный угол: до одного моста – далеко, до другого – далеко. Зимой люди прокладывают тропинки, рискуют, но идут короткой дорогой на другой берег. Вынесли этот вопрос на градостроительный совет, долго обсуждали, но потом как-то всё сошло на нет. Считаю, что до сих пор эта тема актуальна, и было бы интересно её реализовать в стилистике Ельцин Центра, тем более что сюда приходят ежедневно до девяти тысяч человек. Конечно, это не только музей, но и офисы, медицинский и детский центр, рестораны и кафе, спортивный зал, активный образовательный центр, кинозал, – рассказал Борис Бернаскони.
Кроме того, он отметил, что при строительстве Ельцин Центра было две модели: первая – всё привезти извне (пример – модель деятельности Марата Гельмана в Перми, культурная колонизация), другая модель – взрастить здесь. Борис вспомнил, что были серьёзные дискуссии на эту тему. Тактически выигрышнее – привезти, но стратегически правильнее – взрастить. Команда Ельцин Центра выбрала этот путь. Он создан уральцами, подчеркнул мастер.
– Это было программное решение. Модель Гельмана – привозить культуру в регион, на мой взгляд, была ошибочной: есть ареал, магнетизм места, и правильнее работать с ними, тогда проект не будет чужеродным. Я до сих пор убеждён, что софт надо делать местными ресурсами – это принципиальная позиция, и она продолжает действовать, – подытожил Борис.
Тотальная коллаборация – особая фишка выставки «НИИ Филаретова. Екатеринбург» также построена на взаимодействии с местной художественной средой. Взаимное проникновение дополняет, обогащает новыми смыслами, а публичная программа выставки позволяет приобщиться к художественному процессу, настроить воображение, поразмышлять на тему современного искусства.
Выставка продлится до 27 октября.