«Неважно себя чувствую»: страсти по Хармсу

11 апреля 2021 г.Татьяна Филиппова
«Неважно себя чувствую»: страсти по Хармсу

В афише Театральной платформы «В центре» очередная громкая премьера. 15 и 19 марта состоялись первые показы спектакля в постановке Владимира Антипова и Алексея Забегина «Неважно себя чувствую».

Авторы одноимённой пьесы тоже они. Название спектакля и его содержание навеяно произведениями, письмами, дневниками Хармса и его соратников из содружества обэриутов. Феномен «неважночувствования» явно относится и к физическому, и к душевному состоянию главного героя (Константина Итунина), который живёт в маленькой, неуютной квартирке, нигде не работает, может себе позволить просыпаться ежедневно в два часа дня и задаваться вопросом – насколько неважно он себя чувствует: так же как вчера или позавчера? Время от времени главный герой выползает из своего жилища, и тогда с ним происходят какие-то невероятные истории, которые он тоже бесконечно анализирует. А ещё его захватывают воспоминания, и он не уверен, что они соответствуют реальности: или это более поздние наслоения, или вовсе фрагменты сновидений. Всё происходит на небольшой сцене, похожей на красный уголок небольшого социалистического предприятия. Только вместо кумача сцена и кулисы обиты материей ядовитого цвета фуксии, более характерного для пижам и домашних халатов.

У главного героя есть своя свита, также непрерывно присутствующая на сцене: элегантный ведущий (Ильдар Гарифулин), управдом в сморщенных носках и страшненьких совковых сандалиях (Дмитрий Михайлов), фея в вечернем платье с впечатляющим разрезом (Варвара Брылина), не скрывающим чулок. Впрочем, по ходу пьесы они легко трансформируются в других персонажей. То обернутся злобной поучающей старухой, то сексуальной училкой, напавшей на героя прямо в лифте, то двумя мужиками, затеявшими спор о жизни и смерти на боковой полке плацкартного вагона, то двумя девицами, недошедшими до похорон и застрявшими в винном магазине. Есть в сюжете экзистенциальные споры и сцены соблазнения, изысканный обмен репликами на французском языке, рассуждения о поправках в конституцию и вполне ожидаемые финальные размышления о том «тварь я дрожащая или право имею».

Сюжет, состоящий из отдельных фресок, круто перемешан и доведен до абсурда, будто мир Хармса перенесён в существующую реальность. И что же? Он абсолютно уместен. Авторы предложили зрителю найти Хармса в себе, увидеть мир его незамутнённым взором.

Вокал от Лизы Неволиной и живая музыка на фортепиано в исполнении Алины Ежаковой также приближают зрителя к миру Хармса. В музыкальном оформлении использованы сочинения Настасьи Хрущёвой из сборника с красноречивым названием «Русские тупики».

В зале аншлаг: театралы, завсегдатаи Ельцин Центра, журналисты и театральные критики. И если поначалу зритель медленно, с недоумением втягивался в происходящее, то в финале не хотел отпускать артистов.

Авторы спектакля Алексей Забегин и Владимир Антипов ответили после премьеры на вопросы корреспондента сайта.

– Можете в двух словах сказать, о чём спектакль?

Владимир: Об игре человека с миром.

Алексей: И о счастье быть грустным.

– Почему его обязательно надо посмотреть?

Владимир: В просветительских целях.

Алексей: Спектакль он как концерт. Смех, песни, танцы. Спектакль этот – праздник грусти и печали.

– Такое существование как у главного героя вам кажется характерным для нашего общества? Близко ли оно лично вам?

Владимир: Нет, не характерно, современный россиянин – он активный, ищущий...

Алексей: Для россиян не характерно, а для нас характерно.

– Как вам пишется вдвоём?

Владимир: у Леши большой загородный дом в Комарово, мы уезжаем на неделю, и живём там отшельниками. За большим столом на веранде мы садимся друг напротив друга, открываем свои ноутбуки, заходим в «ГуглДок» и пишем общий текст, дополняя друг друга творчески и смыслово.

– Творчество Хармса оказалось актуальным для выражения нашего пандемического существования, кого ещё из авторов хочется вспомнить сегодня?

Владимир: Начну с того, кого хочется вспомнить. Бредбери, Оруэла, Замятина, Уэльбека, Томпсона, Бродского, Дэфо, Рембо, Довлатова, Пушкина, Смита. А пандемия здесь ни при чем. Мы начали работу над пьесой задолго до неё.

Алексей: Флобера.

– Почему Хармс?

Алексей: Мы познакомились с Володей, когда мне было тринадцать, а ему – четырнадцать. Это было в театральной студии при Лицее искусств. За всё время мы поссорились с ним лишь раз, выясняя, кто кому про Хармса первый рассказал. В этом возрасте мы открыли его для себя и, конечно, он влиял на нас, был всегда рядом. А когда возникло желание ставить Хармса, было непонятно, как всё это инсценировать. В конце концов, возникло такое представление. Всё, что я знаю о современном театре, оно всё сосредоточено здесь.

На премьере присутствовала Галина Брандт, театровед, театральный критик.

– Смотрела с большим интересом, – рассказала она – Ни разу не отвлеклась. Мне показалось, что всё очень простроено, как музыкальное произведение, нигде не даёт скучать, ни одной минуты. Идёт одна нота, потом включается другой регистр. Энергетически это сделано очень здорово. Эта игра, обмен энергиями вызывает отклик у зрителя, точное восприятие того, что будет. Музыкальное сопровождение точно попадает в эпоху. Это и отсылки к классической пафосной актёрской игре и абсолютно стёртое сегодняшнее существование. Всё время – игра, всё время – переходы. С точки зрения эстетики сделано классно. По смыслу мне показалось, что это вторично. Потому что у меня есть любимый спектакль этих же авторов «Мне моё солнышко больше не светит». Там более простыми органическими средствами выражается близкая по духу идея. Но вот эстетически, как здесь всё это расцвечено, и музыкальными, и актёрскими регистрами игры, мне кажется и Театр и Ельцин Центр можно поздравить. Очень интересно получилось.

Следующий премьерный показ спектакля «Неважно себя чувствую» состоится 12 апреля в 19.30 в новой театральной аудитории № 512.

Другие новости

Конференции

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»
22–24 ноября 2024 года в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге пройдет вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века».
12 ноября 2024 г.
Концерт

Балет на музыку не для сцены

Балет на музыку не для сцены
Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гост…
8 ноября 2024 г.
Образование

Музейный мир и его секреты — школьникам

Музейный мир и его секреты — школьникам
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге 21 октября собрал в своих стенах на занятие по музейному делу активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профе…
7 ноября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.