В афише Театральной платформы «В Центре» появился новый спектакль по пьесе Виктории Костюкевич «Нэнси Дрогович», занявшей второе место в конкурсе пьес о 90-х «Зачем я это помню?». На премьере – традиционно аншлаг.
Пьеса «Труд по снятию интеллектуальной порчи» превратилась в моноспектакль актрисы, певицы, музыканта и режиссёра Лизы Неволиной, не первый год сотрудничающей с Ельцин Центром. Как всегда, Лиза справилась с поставленной задачей великолепно. Это не просто читка с листа, это знание сложного, ритмичного, интеллектуально насыщенного текста наизусть.
В течение часа Лиза говорит множеством голосов, поёт, двигается, держит ритм и зрителя в напряжении до последней минуты. Самый тихий и слабый, но по своему трогательный голос принадлежит Нэнси Дрогович, главной героине повествования. Самый громкий, гудящий как один гигантский улей, принадлежит ста сорока пяти миллионам сограждан Нэнси, наших сограждан, которые пристально следят за каждым её действием.
И вот тут следует отметить, что всё сценографическое полотно спектакля соткано из вполне узнаваемых реалий 90-х: бандиты, чемоданы денег, героин, обезглавленные трупы, затопленные иномарки, сумасшедшие учительницы младших классов, брошенные и одичавшие дети с замашками монстров, милицейские начальники, предлагающие вкрадчивым голосом взять вину на себя.
У Нэнси не просто странное совсем не русское имя, папа назвал её в честь любимой поп-рок группы «Нэнси», у неё есть изъян, делающий девочку фигурой фантасмагорической – узел, в который она завязана. Несмотря на это, кроткая, покладистая Нэнси отправляется на поиски отца или каких-то сведений о нём в дом, где они когда-то проживали вместе. Мать отказывается помогать, поскольку не хочет поддерживать интерес дочери к отцу. То, что было в 90-х, считает она, должно остаться в 90-х. Но Нэнси считает иначе. Она находит тот самый одноподъездный пятиэтажный дом (вы знаете такие?) и обходит квартиру за квартирой, надеясь хоть что-нибудь узнать о своём отце.
Даже те, кто помнят Нэнси и её отца, не помогают ей, а погружают девушку в мир собственных проблем и иллюзий. Контакты с бывшими соседями вовсе небезопасны, и Нэнси, как колобок, едва уносит ноги, чтобы продолжать своё расследование. Вследствие общения с бывшими соседями, она лишается кисти рук, ноги, головы и, наконец-то, развязывается её, недоступный для понимания, узел. На этом, видимо, и заканчивается процесс снятия интеллектуальной порчи.
Голову возвращают на место, пришивают руку и ногу. Тело Нэнси наполняется особым, тёплым светом и, несмотря на то, что она не продвигается существенно в своём расследовании, сто сорок пять миллионов граждан страны продолжают любить её. Иногда им становится обидно, что их любовь навязчивая и удушающая, не делает её счастливой.
Мама Нэнси по-своему оказывается права: то, что было в 90-х, должно остаться там.
Призраки одноподъездного пятиэтажного дома вряд ли пережили 90-е. Им уже не место в нашей жизни. Но благодаря мастерскому исполнению Лизы Неволиной они стали осязаемы до мурашек.
Многое в спектакле смешно, многое грустно. Что-то узнаётся, и люди переглядываются друг с другом: «Ты понял про что это? Ты понял!».
Долгие непрекращающиеся аплодисменты – это спасибо Лизе и её многогранному таланту от друзей и зрителей. Спасибо режиссёру-постановщику спектакля, тоже победителю конкурса пьес о 90-х, Светлане Баженовой. И всем, кто причастен к созданию спектакля.
Особая благодарность автору – Виктории Костюкевич, начинающему драматургу из Владивостока. Совсем недавно Ельцин Центр принимал у себя победителей конкурса «Зачем я это помню?» 2022 года.
Уже объявлен и идёт полным ходом очередной конкурс пьес о 90-х. Приём текстов продлится до 30 мая.
Пьеса одного из номинантов прежних лет Марии Малухиной «Полярная болезнь» уже идёт на сцене МХТ и Театра.doc.
Следующий спектакль «Нэнси Дрогович» в Ельцин Центре состоится 12 марта.