В Ельцин Центре в Екатеринбурге с 29 сентября по 5 октября проходила Неделя глухих — серия мероприятий, посвящённых Международному дню глухих. В этом году программа была сфокусирована на профессиональной и творческой самореализации и карьерных возможностях для глухих и слабослышащих людей.
Неделя глухих в Ельцин Центре прошла уже в четвёртый раз и включала мастер-классы, экспертные лекции, дискуссии, игры и экскурсию по арт-галерее с переводом на русский жестовый язык всех мероприятий.
В современном обществе глухота рассматривается как культурное явление, а не медицинский диагноз. В некоторых странах используется термин «обретение глухоты» вместо «потеря слуха», который подчёркивает значение глухоты для самоопределения человека.
— Мы ставили перед собой как общую цель — подчеркнуть культурную идентичность глухих и слабослышащих людей, так и старались познакомить широкую публику с миром сообщества глухих, — пояснила сотрудник отдела инклюзии Ельцин Центра Анастасия Перевозчикова. — В этом году важный акцент был сделан на практических аспектах жизни сообщества. Как показал опрос, который мы провели среди нашей постоянной аудитории, самой волнующей темой для глухих и слабослышащих людей оказалось трудоустройство. Именно поэтому значительная часть мероприятий была посвящена карьерным возможностям, адаптации рабочих мест и успешным кейсам трудоустройства.
Ключевым мероприятием недели стал открытый разговор о карьерных возможностях для глухих и слабослышащих, прошедший 30 сентября. В ходе интерактивной дискуссии, в роли модератора которой выступил куратор просветительских и инклюзивных проектов Евгений Кутергин, участники обсуждали различные карьерные траектории; разбирали как возникающие препятствия, так и открывающиеся возможности; пытались создать стратегии преодоления барьеров при трудоустройстве.
В итоге выяснилось, что препятствия зачастую возникают у многих уже на самом старте, поскольку круг специальностей для глухих и слабослышащих, которым можно обучиться в техникумах или вузах, весьма ограничен. Как правило, программы высшего и среднего образования не предусматривают перевода на русский жестовый язык.
Участники также отметили, что почти невозможно найти доступные курсы для переквалификации, а карьерный рост тормозит отсутствие большого словарного запаса, умения хорошо говорить и грамотно писать. При этом множество профессий, связанных с ручным трудом, остаются недоступными для людей со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами из-за опасности загрязнения частичками пыли и грязи, которые присутствуют на производствах.
Однако следует отметить, что сегодня многие ограничения и барьеры сняты, и в целом глухие и слабослышащие при нынешнем уровне развития технологий могут работать наравне с остальными. Например, приложение «Яндекс. Разговор» решает проблему общения, а «Яндекс. Клавиатура» помогает писать более грамотно.
В открытом доступе постепенно появляется всё больше обучающих курсов на русском жестовом языке (Everland, РООИ «Перспектива»), а также помогающих в трудоустройстве организаций (проект «Шаг вперёд»). При этом, по признанию участников дискуссии, на рабочем месте многим постоянно, прилагая большие усилия, приходится делом доказывать, что глухие и слабослышащие работают не хуже других.
К разговору о профессиональной и творческой самореализации и карьерных возможностях для глухих и слабослышащих людей 29 сентября присоединилась менеджер проектов и продуктов в команде «Технологии для инклюзии» компании «Яндекс» Карина Байрамова. Её лекция «Как технологии создают возможности для занятости глухих и слабослышащих людей» была посвящена опыту российского техногиганта.
«Яндекс» системно работает с темой инклюзии в России и имеет успешный и видимый опыт занятости людей с инвалидностью. Например, у сервиса «Яндекс. Такси» есть глухие и слабослышащие водители-партнёры.
— Инклюзия и цифровая доступность — это одни из основных наших принципов, и мы хотим, чтобы наши сервисы были доступны для всех, — подчеркнула Байрамова. — Один из главных проектов компании по занятости глухих и слабослышащих людей — «Яндекс. Такси». Сейчас более пяти тысяч глухих и слабослышащих водителей сотрудничают с сервисом, и их количество растёт, потому что мы постоянно работаем над улучшениями.
Накануне Международного дня глухих аналитики «Яндекс. Такси» изучили данные о поездках, которые выполнили водители с особенностями слуха. С января по август этого года таких поездок было 9,9 миллиона — почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2024 года. По словам Байрамовой, у глухих и слабослышащих водителей, как правило, очень высокий рейтинг, означающий, что люди остаются очень довольны поездками.
— Мы постарались сделать так, чтобы путь водителя в сервисе был максимально адаптирован к его потребностям, — пояснила представитель «Яндекса». — От момента, когда он находит сайт с описаниями сотрудничества с нами в поисковой системе, и до того, когда он уже едет с пассажиром.
Тем, кто только планирует подключиться к сервису, подсказывают таксопарки, которые работают с людьми с особенностями слуха. Если водитель указал, что он не слышит или слышит плохо, служба поддержки «Яндекс. Такси» не станет ему звонить — всё общение будет происходить в чате. Популярные обучающие материалы и тренажёр — он знакомит с водительским приложением «Яндекс. Про» — доступны на русском жестовом языке. В самом приложении есть специальные возможности для глухих и слабослышащих людей. Например, оно может информировать о новом заказе вибрацией телефона и миганием экрана.
Пассажирам о том, что заказ принял глухой или слабослышащий водитель, сообщают заранее. Кнопка «Позвонить водителю» в этом случае недоступна — связь происходит через чат. Это работает и в обратную сторону: если у пассажира проблемы со слухом, он может заранее проинформировать об этом водителя — через экран «Специальные возможности» в «Яндекс. Go».
— Помимо этого мы сделали в салоне автомобиля специальный чехол на подголовник кресла с надписью: «Глухой или слабослышащий водитель» и карточки из плотного картона, которые кладутся в карман впереди стоящего кресла, с самыми популярными вопросами и просьбами: «Включите/выключите музыку», «Сделайте теплее/прохладнее», «Дайте, пожалуйста, зарядку для телефона», — добавила Байрамова.
Все наработки для работы с глухими и слабослышащими, что были сделаны для российского сервиса такси, были распространены и на другие страны присутствия «Яндекс. Go» — Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь, Армению и Грузию.
Затем «Яндекс» адаптировал для работы с глухими и слабослышащими и свой сервис доставки, улучшив приложение, а на складе «Яндекс. Маркет» в подмосковном Софьино была сформирована целая бригада после того, как была создана и оборудована всем необходимым зона, куда не ездит спецтранспорт. Во многих городах рабочие места для глухих и слабослышащих по сбору заказов появились на мини-складах в «Яндекс. Лавке».
Также «Яндекс» и РООИ «Перспектива» вместе поддерживают проект «Шаг вперёд», способствующий интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в рабочие процессы.

