Уникальная выставка «На высоте. Архитектура власти» открылась 17 августа в Президентском центре Б.Н. Ельцина в малом Атриуме (второй этаж). Все представленные фотографии посвящены одному объекту – Дому Советов (до 1991 года), он же – здание правительства Свердловской области (после 1991 года), он же – Белый дом и Зуб мудрости (неофициальные прозвища здания), он же – первый на Урале небоскрёб и самое высокое (вплоть до распада Советского Союза), возникшее с легкой руки Бориса Ельцина здание обкома КПСС.
Белый дом – это облицованное белым мрамором 24-этажное здание на Октябрьской площади Екатеринбурга. Уже не сталинская высотка, еще не типовая конструкция из стекла и бетона, по облику которой не определишь: в Москве это здание «подпирает» облака, в Майами или в Абу-Даби. Строительство Зуба мудрости началось в далеком 1975-м, а завершилось в 1982-м.
Здание областного правительства находится буквально в шаговой доступности от Ельцин Центра, так что за ответом на вопрос посетителей Ельцин Центра, какие знаковые объекты появились благодаря Ельцину-строителю, можно сказать, далеко ходить не надо.
– Очевидно, что выставка «На высоте. Архитектура власти» должна была появиться, особенно если учесть географическую близость здания к Ельцин Центру и роль Бориса Ельцина в строительстве этого объекта, – открыла выставку директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина. – Этот проект важен для нас, мы начали его планировать с момента открытия Ельцин Центра. Нам были интересны не только рассказы, связанные с самим зданием, но и история нового городского центра, который разместился в этом районе. Это место живет своей активной жизнью, является не только архитектурной доминантой, но и центром притяжения жителей города.
– В этом году мы начали изучать район, в котором находится Ельцин Центр, – продолжила руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская. – Здание правительства Свердловской области – замечательный образец позднего советского модернизма. Очень красивое здание, не проигрывающее современным небоскребам. То, что оно стоит на стилобате, с одной стороны подчеркивает значение сооружения как политического центра региона, а с другой – отделяет его от общества. Нам были важны истории, связанные со зданием, на выставке их представлено немного – мы только начали их собирать.
Сотрудница экспозиционно-выставочного отдела Рамзия Галеева рассказала, что автор проекта Дома советов Михаил Шапиро мечтал о том, что здание будет не беломраморным, а малахитовым, потому что Урал – край самоцветов. Также Шапиро видел рядом с Домом советов театр и музей – Свердловский академический театр драмы, действительно, сегодня входит в «треугольник» административного и делового центра Екатеринбурга. Также Рамзия Галеева поблагодарила всех тех людей, которые имели непосредственное отношение к появлению Дома советов – и выставки.
– Проектная документация здания Дома советов была разработана в Москве, – рассказал бывший главный инженер института Свердловгражданпроект Геннадий Котлов. – Шапиро уехал, и нам была передана документация, в которую мы вносили изменения, связанные с пожеланиями местных структур. Дом советов был самым высоким зданием в городе, оно относилось к первому уровню ответственности, и к нему предъявлялись повышенные требования, особенно по части пожарной безопасности и прочности. Когда встал вопрос об облицовке здания, нами был разработан и предложен вариант на уровне патентного изобретения. Он подразумевал не отделку мрамором, который может отклеиться, а установку и монтаж плит, облицованных в заводских условиях, в этом случае мраморная плита должна была заключаться в стальной каркас, заливаться керамзитобетоном и устанавливаться на весь этаж.
– Насколько реалистичным был вариант облицовки здания малахитом?
– Это, скорее, красивая фигура речи, – прокомментировал соавтор проекта и руководитель группы проектантов, работавших над строительством Дома советов, Юрий Шаповаленко. – Конечно, натуральным малахитом отделать такое здание было бы невозможно, а использовать подделку – просто неразумно. Из чего же можно было сделать имитацию малахита? Из бутылочного стекла? Конечно, нет. Позиция Бориса Николаевича Ельцина была верной – нужен мрамор.
– Какое участие Борис Николаевич принимал в строительстве?
– В глазах нашей творческой группы он был великим человеком. Я присутствовал на оперативках, которые Ельцин обязательно проводил раз в квартал. Он собирал всех на площадке, отдавал приказы, после чего темп работы увеличивался. Когда работа затухала, он снова «включал мощности». По его поручению ежемесячные оперативки проводили либо кто-то из секретарей обкома партии, либо кто-то из заместителей председателя облисполкома. Это как «отче наш» было. А обычные строительные оперативки проходили еженедельно.
– Он был организатором от бога. При Борисе Николаевиче по субботам в 10 утра одна оперативка была посвящена объектам города, а другая – объектам области, – продолжил Геннадий Котлов. – Обязательно интересовались позицией института. Потом принимались решения. Ельцин был волевым руководителем, с отличной памятью. Я с ним познакомился в 1964 году. Его тогда назначили главным инженером Свердловского домостроительного комбината. Внедрялись новые серии панельных девятиэтажных домов, загвоздка была в стыках панелей. Помню, я находился у главного инженера, выхожу – секретарь говорит: «С вами хочет поговорить Ельцин». Отвечаю: «Хорошо». Проходит пять минут, десять, мне уже нужно идти. Попросил секретаря перепросить, сколько мне ждать, а она наотрез отказалась. Я понял, что она боится. Встал и ушел. Одна встреча с Борисом Николаевичем особенно запомнилась. В здании обкома партии регулярно проходили заседания, перед их началом нужно было осматривать несущую конструкцию. Поручили мне, я осмотрел и написал положительное заключение. Пришел в обком партии, поднимаюсь по лестнице, а навстречу Ельцин. Сам большой, да еще сверху спускается. И мою руку обеими руками пожал. Рад был, что я заключение подписал.
Самыми юными посетителями выставки оказались внуки тех самых знаменитых строителей, благодаря которым Свердловск, а потом и Екатеринбург, обрел свое неповторимое лицо. И у них свой взгляд на Зуб мудрости. Взгляд из будущего.
– Мне кажется, этот дом интересный, – поделился впечатлениями восьмилетний Никита Зырянов. – И мне интересно было узнать, как проходило строительство. Я знаю, что мой дедушка строил это здание. Конечно, горжусь дедушкой, но строителем становиться не хочу, лучше буду автогонщиком.
– Мне нравится здание дома правительства, потому что оно высокое, и его хотели сделать из драгоценных камней, – добавил другой гость выставки – Артемий Шахов. – Мой дедушка строитель, а я мечтаю стать пожарным.
Свердловск 1960–1980-х: бесплатные экскурсии по выставкам в Ельцин Центре
По субботам (9, 16, 23, 30 сентября) в 12:00 Музей первого президента России Б.Н. Ельцина приглашает на бесплатную экскурсию по выставкам «Вечное лето. Мозаики и сграффито Свердловска» и «На высоте. Архитектура власти», знакомящих с архитектурой 1960–1980-х годов и историями планирования и освоения города. Вместе с куратором музея поговорим о советском монументальном искусстве, его восприятии и сохранении, и о том, какими средствами в позднесоветское время создавалось общественное пространство.
Место сбора: фойе музея, у автомобиля ЗиЛ
Продолжительность: 1 час
Вход свободный