Небоскрёб Бориса Ельцина

25 августа 2017 г.Анна Матюхина
Небоскрёб Бориса Ельцина

Уникальная выставка «На высоте. Архитектура власти» открылась 17 августа в Президентском центре Б.Н. Ельцина в малом Атриуме (второй этаж). Все представленные фотографии посвящены одному объекту – Дому Советов (до 1991 года), он же – здание правительства Свердловской области (после 1991 года), он же – Белый дом и Зуб мудрости (неофициальные прозвища здания), он же – первый на Урале небоскрёб и самое высокое (вплоть до распада Советского Союза), возникшее с легкой руки Бориса Ельцина здание обкома КПСС.

Белый дом – это облицованное белым мрамором 24-этажное здание на Октябрьской площади Екатеринбурга. Уже не сталинская высотка, еще не типовая конструкция из стекла и бетона, по облику которой не определишь: в Москве это здание «подпирает» облака, в Майами или в Абу-Даби. Строительство Зуба мудрости началось в далеком 1975-м, а завершилось в 1982-м.

Здание областного правительства находится буквально в шаговой доступности от Ельцин Центра, так что за ответом на вопрос посетителей Ельцин Центра, какие знаковые объекты появились благодаря Ельцину-строителю, можно сказать, далеко ходить не надо.

– Очевидно, что выставка «На высоте. Архитектура власти» должна была появиться, особенно если учесть географическую близость здания к Ельцин Центру и роль Бориса Ельцина в строительстве этого объекта, – открыла выставку директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина. – Этот проект важен для нас, мы начали его планировать с момента открытия Ельцин Центра. Нам были интересны не только рассказы, связанные с самим зданием, но и история нового городского центра, который разместился в этом районе. Это место живет своей активной жизнью, является не только архитектурной доминантой, но и центром притяжения жителей города.

– В этом году мы начали изучать район, в котором находится Ельцин Центр, – продолжила руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская. – Здание правительства Свердловской области – замечательный образец позднего советского модернизма. Очень красивое здание, не проигрывающее современным небоскребам. То, что оно стоит на стилобате, с одной стороны подчеркивает значение сооружения как политического центра региона, а с другой – отделяет его от общества. Нам были важны истории, связанные со зданием, на выставке их представлено немного – мы только начали их собирать.

Сотрудница экспозиционно-выставочного отдела Рамзия Галеева рассказала, что автор проекта Дома советов Михаил Шапиро мечтал о том, что здание будет не беломраморным, а малахитовым, потому что Урал – край самоцветов. Также Шапиро видел рядом с Домом советов театр и музей – Свердловский академический театр драмы, действительно, сегодня входит в «треугольник» административного и делового центра Екатеринбурга. Также Рамзия Галеева поблагодарила всех тех людей, которые имели непосредственное отношение к появлению Дома советов – и выставки.

– Проектная документация здания Дома советов была разработана в Москве, – рассказал бывший главный инженер института Свердловгражданпроект Геннадий Котлов. – Шапиро уехал, и нам была передана документация, в которую мы вносили изменения, связанные с пожеланиями местных структур. Дом советов был самым высоким зданием в городе, оно относилось к первому уровню ответственности, и к нему предъявлялись повышенные требования, особенно по части пожарной безопасности и прочности. Когда встал вопрос об облицовке здания, нами был разработан и предложен вариант на уровне патентного изобретения. Он подразумевал не отделку мрамором, который может отклеиться, а установку и монтаж плит, облицованных в заводских условиях, в этом случае мраморная плита должна была заключаться в стальной каркас, заливаться керамзитобетоном и устанавливаться на весь этаж.

– Насколько реалистичным был вариант облицовки здания малахитом?

– Это, скорее, красивая фигура речи, – прокомментировал соавтор проекта и руководитель группы проектантов, работавших над строительством Дома советов, Юрий Шаповаленко. – Конечно, натуральным малахитом отделать такое здание было бы невозможно, а использовать подделку – просто неразумно. Из чего же можно было сделать имитацию малахита? Из бутылочного стекла? Конечно, нет. Позиция Бориса Николаевича Ельцина была верной – нужен мрамор.

– Какое участие Борис Николаевич принимал в строительстве?

– В глазах нашей творческой группы он был великим человеком. Я присутствовал на оперативках, которые Ельцин обязательно проводил раз в квартал. Он собирал всех на площадке, отдавал приказы, после чего темп работы увеличивался. Когда работа затухала, он снова «включал мощности». По его поручению ежемесячные оперативки проводили либо кто-то из секретарей обкома партии, либо кто-то из заместителей председателя облисполкома. Это как «отче наш» было. А обычные строительные оперативки проходили еженедельно.

– Он был организатором от бога. При Борисе Николаевиче по субботам в 10 утра одна оперативка была посвящена объектам города, а другая – объектам области, – продолжил Геннадий Котлов. – Обязательно интересовались позицией института. Потом принимались решения. Ельцин был волевым руководителем, с отличной памятью. Я с ним познакомился в 1964 году. Его тогда назначили главным инженером Свердловского домостроительного комбината. Внедрялись новые серии панельных девятиэтажных домов, загвоздка была в стыках панелей. Помню, я находился у главного инженера, выхожу – секретарь говорит: «С вами хочет поговорить Ельцин». Отвечаю: «Хорошо». Проходит пять минут, десять, мне уже нужно идти. Попросил секретаря перепросить, сколько мне ждать, а она наотрез отказалась. Я понял, что она боится. Встал и ушел. Одна встреча с Борисом Николаевичем особенно запомнилась. В здании обкома партии регулярно проходили заседания, перед их началом нужно было осматривать несущую конструкцию. Поручили мне, я осмотрел и написал положительное заключение. Пришел в обком партии, поднимаюсь по лестнице, а навстречу Ельцин. Сам большой, да еще сверху спускается. И мою руку обеими руками пожал. Рад был, что я заключение подписал.

Самыми юными посетителями выставки оказались внуки тех самых знаменитых строителей, благодаря которым Свердловск, а потом и Екатеринбург, обрел свое неповторимое лицо. И у них свой взгляд на Зуб мудрости. Взгляд из будущего.

– Мне кажется, этот дом интересный, – поделился впечатлениями восьмилетний Никита Зырянов. – И мне интересно было узнать, как проходило строительство. Я знаю, что мой дедушка строил это здание. Конечно, горжусь дедушкой, но строителем становиться не хочу, лучше буду автогонщиком.

– Мне нравится здание дома правительства, потому что оно высокое, и его хотели сделать из драгоценных камней, – добавил другой гость выставки – Артемий Шахов. – Мой дедушка строитель, а я мечтаю стать пожарным.

Свердловск 1960–1980-х: бесплатные экскурсии по выставкам в Ельцин Центре

По субботам (9, 16, 23, 30 сентября) в 12:00 Музей первого президента России Б.Н. Ельцина приглашает на бесплатную экскурсию по выставкам «Вечное лето. Мозаики и сграффито Свердловска» и «На высоте. Архитектура власти», знакомящих с архитектурой 1960–1980-х годов и историями планирования и освоения города. Вместе с куратором музея поговорим о советском монументальном искусстве, его восприятии и сохранении, и о том, какими средствами в позднесоветское время создавалось общественное пространство.

Место сбора: фойе музея, у автомобиля ЗиЛ

Продолжительность: 1 час

Вход свободный

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.