Зависит ли от гена продолжительность жизни и как это связано с уровнем образования? Почему у северных народов руки и ноги короче, чем у африканцев? Как гены влияют на переносимость человеком молока? На эти и другие вопросы 30 марта в Медиазале Образовательного центра отвечала доктор биологических наук Светлана Боринская. В Ельцин Центре стартовал новый научно-популярный проект «Не договорились».
– Верите ли вы, что гены существуют? – обратился к Светлане Боринской нетерпеливый слушатель, не сумевший дождаться начала лекции.
– Верю ли я, что вы здесь сидите? – улыбнулась Боринская, – я не верю. Я это вижу.
Для затравки она напомнила собравшимся о том, что все мы «африканцы», потому что первые Homo Sapiens появились в Африке около 200 тысяч лет назад, а около 70 тысяч лет назад отправились в путешествие по планете. Эта предковая группа и дала потомство для всего будущего человечества. Только вот человек по пути мутировал. «Мутация», в данном случае, определение без всякой отрицательной коннотации. Просто изменения, которые позволяли лучше приспособиться к меняющимся условиям. Например, к теплу или холоду.
Проект «Не договорились». Светлана Боринская
Президентский центр Б.Н. Ельцина
Тепло и холод
Светлана Боринская привела в пример ген, отвечающий у человека за выработку тепла. В северных холодных районах и в жарких африканских он работает с разной интенсивностью. Изучая этот вопрос, учёные брали кровь у студентов из Африки, обучающихся в Москве. И у хантов, к которым ездили в экспедицию в район Салехарда.
– У всех у нас есть бурый жир, – продолжила объяснять Боринская, – именно в нём и находится этот ген. На севере он активен, белка в нём много, он работает и это позволяет людям не мёрзнуть. В Африке, где гораздо жарче, чем на Ямале, этот ген «ленивый». «Работать» ему просто незачем. Со временем, люди, живущие на севере, мутировали по сравнению с африканскими предками: носы стали менее широкими, руки и ноги – более короткими, чтобы не терять тепло. В Африке у людей ноги и руки более длинные – хорошо проветриваются.
Молоко и сахар
Примерно тоже произошло с геном, который расщепляет молочный сахар и позволяет взрослому современному человеку пить молоко. В древности этот ген хорошо «работал» только у младенцев – их кормили материнским молоком. Взрослым молоко взять было просто негде.
– Но после появления молочного животноводства началась мутация и ген «заработал», – рассказала Светлана Боринская, – начал расщеплять молочный сахар. Когда люди поняли, что молоко – это ценный ресурс и стали пить его регулярно, мутация закрепилась.
Работоспособность этого гена исторически зависит от распространённости молочного животноводства. На сегодня, по данным генетиков, непереносимость молока у взрослых наблюдается у 15% финнов, 35% русских и у 98% китайцев и японцев. Дети всех этих национальностей пьют его запросто – тут переносимость 100%.
Образование и жизнь
Американские генетики исследовали ожидаемую продолжительность жизни 50-летних мужчин в зависимости от социально-экономического статуса в детстве и полученного позже образования. Выяснилось, что люди, выросшие в бедных неблагополучных семьях и не получившие высшего образования, могут дожить до 75 лет. Их ровесники из состоятельных семей, но без университетского диплома получали к этому один год жизни. Бедняки, сумевшие окончить университет – сразу пять лет.
– То есть благополучие, богатство в семье давало один год жизни, а высшее образование, даже если ты был бедный, давало сразу пять лет, – кажется Светлана Боринская удивляется вместе с аудиторией, – ну, а если и богатый, и образованный – плюс семь лет жизни. О чём это говорит? О том, что надо в первую очередь заботиться о голове, а уж она позаботится обо всём остальном.
Лекция доктора биологических наук, заведующей лабораторией в Институте общей генетики РАН Светланы Боринской стала первой в новом научно-популярном лектории «Не договорились», который Ельцин Центр запустил совместно с просветительским проектом Лаба.Медиа.
– Почему мы назвали цикл «Не договорились»? На переднем крае науки есть вопросы, которые определяют наше отношение к реальности и жизни вообще. Об устройстве Вселенной. О ходе эволюции. О развитии человеческого интеллекта. И удивительным образом ответы на эти вопросы до сих пор полемичны и вызывают споры среди учёных. Поэтому мы будем говорить о том, о чём не могут договориться исследователи современного мира и действительности, – пояснил руководитель отдела образовательных программ Ельцин Центра Олег Лутохин.
Следующая лекция «Шаровая молния: загадочное атмосферное явление или спекуляция лжеученых?» состоится 19 апреля – её прочитает заместитель директора Московского института электроники и математики Высшей школы экономики, кандидат физико-математических наук, геофизик Александр Костинский. Вход свободный – по регистрации.