В зале Свободы Музея первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге 6 июля состоялось награждение победителей IV конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню». На церемонию прибыли четверо из шести номинантов шорт-листа, список которого определила команда ридеров и жюри конкурса. Интрига сохранялась до последних минут.
На конкурс поступило семьдесят пьес и девять заявок на пьесу-байопик (фильм/история – биография) – номинацию, впервые появившуюся в этом году. Читала пьесы команда профессионалов: театральные критики Анна Банасюкевич, Павел Руднев и Татьяна Джурова, переводчик и куратор конкурса Наталья Санникова, режиссёры Дмитрий Лимбос и Дмитрий Зимин, а также драматург и руководитель Театральной платформы «В Центре» Маша Конторович.
Они составили короткий и длинный список произведений (лонг и шорт-листы) конкурса.
Победителей выбрало жюри конкурса, в состав которого вошли: режиссёр и педагог Борис Павлович; театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская; театральный критик, лауреат премии им. Станиславского, директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский и первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень.
В течение дня до начала церемонии на Театральной платформе «В Центре» шли читки избранных пьес. Режиссёры выбрали к постановке три произведения из короткого списка. Как оказалось, выбор режиссёров практически полностью совпал с решением жюри.
Актёры екатеринбургских театров прочли пьесу Ксении Садовски «И меня как будто нет» в постановке Антона Морозова. Пьеса повествует о девушке Саре, эмигрирующей из России и прощающейся с друзьями и прошлым. Режиссёр Дмитрий Лимбос выбрал для постановки пьесу Даниила Золотухина «Двоюродный дядя из Биробиджана», рассказывающую историю похорон, в ходе которых родственники неожиданно узнают, что история их семьи не совсем такая, какой они её себе представляли. Пьесу Юлии Вороновой «Культ девяностых» выбрал к прочтению режиссёр Александр Вахов. В ней действие разворачивается в научной лаборатории в 90-е. Автор рассказывает о том, почему рационально мыслящий человек вдруг начинает искать опору в мистическом.
После читок состоялось обсуждение пьес вместе с театральным критиком, главным редактором «Петербургского театрального журнала», членом жюри Мариной Дмитревской.
Следует отметить, что основная масса произведений, которые присылают на конкурс «Зачем я это помню», – драмы. В 2024 году в тройку победителей впервые попала трагикомедия или даже чёрная комедия – «Двоюродный дядя из Биробиджана».
Кроме того, изменилось возрастное соотношение авторов. Основную массу составили авторы в возрасте 30-40 лет. 90-е они застали ещё детьми. На втором месте авторы от 40 до 50 лет – это те люди, которые, будучи молодыми, не делали разницы между последним и предпоследним десятилетиями ХХ века. На третьем месте – те, кому больше 50. Это те, кому в полной мере известны и тяготы, и свободы 90-х.
Победители конкурса входят в первую категорию авторов. Им немногим больше тридцати, и они испытывают неподдельный интерес к 90-м. Самому молодому драматургу – семнадцать лет. У него нет опыта проживания 90-х, но есть интерес к эпохе.
Церемония открылась тревожными звуками балета Чайковского «Лебединое озеро», который у многих ассоциируется с августовским путчем 1991 года. Балерина в белоснежной пачке на фоне масштабного полотна Эрика Булатова «Свобода» исполнила партию-соло под мелодию танца маленьких лебедей.
Музыкальное сопровождение осуществляли Денис Кирилин (гитара) и Александра Ерёмина (вокал). Они исполняли хиты 90-х столь зажигательно, что в последних рядах образовался небольшой стихийный танцпол. На нём пританцовывали гости и участники церемонии.
Вели церемонию награждения актёры старшего поколения Марина Гапченко и Игорь Кравченко, которые не понаслышке знают о реалиях 90-х.
Игорю 90-е запомнились людьми.
– В сложные интересные времена появляются сложные интересные люди, – вспоминал ведущий. – Мы встречались на кухнях, обсуждали книги и фильмы, которые наконец-то появились в свободном доступе… Мы учили друг друга, как распорядиться акциями и ваучерами.
Только в 90-е, шутили ведущие, можно было разбогатеть и обанкротиться в один день.
– Люди, действительно, были выдающиеся! Сложные характеры, витиеватые перипетии судьбы. Ничего придумывать не надо, – вторила ведущему Марина Гапченко. – Жизнь сама всё сделала! Бери да записывай!
– Я представляю, как зарождались эти пьесы. Ведь многих, кто отправлял свои пьесы на конкурс, тогда ещё не было на свете, а уже появлялись персонажи, про которых они напишут спустя тридцать лет. – Игорь Кравченко пригласил директора музея Анну Бородулину вручить дипломы в специальной номинации «Выбор Музея первого президента России Б.Н. Ельцина». В этом году номинантов двое: Ксения Садовски с пьесой «И меня как будто нет» и Айрат Мифтяхов с пьесой «Остоженка».
– Второй год мы вручаем эту особую номинацию от музея в зале Свободы. Сотрудники музея профессионально занимаются тем, что рассказывают об эпохе 90-х через нашу экспозицию, выставки, артефакты, хронику, документы, фотографии. Мы рассказываем об эпохе через ключевых политиков, реформаторов, президентов. Но мы прекрасно понимаем, что 90-х столько, сколько людей их прожили. Дать голос этим историям, этим судьбам – важная для нас задача. Поэтому существует этот конкурс. Люди, которые присылают нам свои пьесы, показывают, какими разными были 90-е. Пьесы, которые мы выбрали, тоже очень разные. Мне жаль, что Ксения не смогла приехать, но её замечательная пьеса тронула нас до глубины души. Над ней лично я и плакала, и смеялась. Эти пьесы заставляют нас, специалистов по эпохе 90-х, открывать её заново. Понимать её глубже, по-другому. Для нас это бесценно. За эту глубину текста и истории, возможно трагические, я хочу вручить второй наш приз автору пьесы «Остоженка». Эта пьеса об одиночестве, заброшенности, несправедливости, о человеческом зле. И всё же я хочу сказать спасибо за то, что автор призывает нас к заботе, бережному отношению и любви. – Анна вручила диплом и приз Айрату Мифтяхову.
Специальный диплом жюри также получила Ксения Садовски за пьесу «И меня как будто нет».
Член жюри Марина Дмитревская рассказала о работе жюри и о личном отношении к 90-м.
– Когда-то, когда эпоха ещё не закончились, и не было никаких пьес о 90-х, Олег Лоевский говорил, что эпоха должна отстояться, чтобы о ней можно было написать, чтобы возник образ эпохи. Сейчас 90-е, как эпоха, отстоялись. Но мне не хватает в пьесах их переосмысления. 90-м и Борису Николаевичу лично мы обязаны тем, что имеем сейчас. Диалектической связи того десятилетия и первой четверти XXI века никто не просматривает. Я находилась в оппозиции к любой власти и любому времени. Идея российской интеллигенции всегда была в оппонировании. Так меня учили мои родители, бабушки, дедушки и пять поколений тех, кого я считаю русской интеллигенцией. 90-е с моей точки зрения не были более свободными. Это мы их такими считаем. Нечего было есть, так и в 80-е нечего было есть. Мы делали наш журнал, ели сушки, пили водку. И нам не было никакого дела до сникерсов. Но в 90-е была безбытность, отсутствие жратвы и комфорта, которые рождали энергию свободного общения. Само по себе оно было прекрасно. Недаром театр взлетел в 90-е. В это время между всеми театрами образовался мощный кровоток. Возникли «Реальный театр» и «Петербуржский театральный журнал», возникла другая модель театра. Этим 90-е прекрасны. Остальные камлания я не принимаю. «Кому на Руси жить хорошо» – вопрос остаётся актуальным. Возвращаясь к шорт-листу пьес этого года, хочу сказать, что они гораздо сильнее, чем в прошлом. У этих пьес, которые мы будем награждать, есть театральная судьба, – рассказала Марина Дмитревская.
Марина объявила победителя новой номинации, которая появилась только в этом году – «Заявка на пьесу-байопик». Победителем стал Артём Казюханов с заявкой «Супонев. Звёздный час». Артём получил приз и премию в 10 тысяч рублей.
– Не могу сказать, что все заявки на пьесу-байопик нам хотелось бы увидеть в театре в виде законченных пьес, но победителя мы выбрали единогласно. Это заявка на пьесу-байопик о Сергее Супоневе. Надеемся когда-нибудь увидеть пьесу на сцене, – подытожила Марина Дмитревская.
Третье место и премию в 20 тысяч рублей получил Даниил Золотухин за пьесу «Двоюродный дядя из Биробиджана». К сожалению Даниил не смог приехать на церемонию. Несколько тёплых слов о пьесе сказал Дмитрий Лимбос, он же был режиссёром читки пьесы Даниила на Театральной платформе «В Центре». Второе место и премию в 30 тысяч рублей получил Айрат Мифтяхов за пьесу «Остоженка».
Первое место и премию в 50 тысяч рублей получила Юлия Воронова за пьесу «Культ девяностых».
Призы и дипломы победителям вручила драматург Мария Конторович.
– Очень здорово, что существуют конкурсы пьес. Мне, как руководителю Театральной платформы, приходиться постоянно искать новые тексты. Без конкурсов их было бы значительно меньше. Тем более, когда есть такая интересная тема как 90-е. Считаю, что наша профессия делает нас проводниками и рупорами наших современников, людей, которые проживали 90-е или задумывались о них. Спасибо всем драматургам, которые пишут об этом времени. Важно, чтобы никто не потерялся в бурном водовороте истории, и чтобы история каждого была нами услышана, – Маша Конторович ещё раз поздравила победителей.
Как и год назад, участники конкурса пытались разглядеть тенденции в осмыслении 90-х. В прошлом году сразу несколько драматургов выстраивали сюжеты вокруг мифов о 90-х. В этом году «сквозной» темой конкурса неожиданно стал отказ от разумного в пользу иррационального под воздействием обстоятельств. Сложные сюжеты, но ведь и время было непростое. На вопрос «Зачем я это помню» будут отвечать новые авторы в следующем году.
V конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню» стартует традиционно в день рождения Бориса Ельцина – 1 февраля 2025 года.