В Президентском центре Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге 2 декабря был представлен фильм «NAUHAUS» уральского режиссера Олега Раковича. Главный герой фильма – культовый музыкант, лидер группы «Nautilus Pompilius», нестареющий Вячеслав Бутусов.
Русский рок стал музыкой перемен, которые кардинально изменили Россию в конце 80-х–начале 90-х. Негласным гимном Перестройки стал хит Виктора Цоя 1986 года – «Мы ждём перемен!», а в 90-е молодая Россия, которая так ждала изменений и свободы, и вовсе запела по-новому. К слову, не без участия Бориса Николаевича Ельцина, который был показан в фильме «NAUHAUS» в связи со знаковым событием для свердловских рокеров – созданием в 1986 году Свердловского рок-клуба, который без одобрения Ельцина вряд ли бы появился.
«Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Крылья» и «Последнее письмо» (Гудбай, Америка), – эти и многие другие песни группы «Nautilus Pompilius» и сегодня звучат так, будто были написаны вчера.
Фильм «NAUHAUS» – своего рода киномемуары. Рассказ о том, как рождался и зрел уральский рок, который довольно быстро «дорос» до российского уровня. «Урфин Джюс», «Чайф», «Агата Кристи», «Nautilus Pompilius», которому нынче исполнилось бы 35, – все они, можно сказать, «птенцы гнезда Петрова», если учесть тот факт, что Свердловск (Екатеринбург) возник с легкой руки именно царя-реформатора Петра Великого. По словам Олега Раковича, «Nautilus Pompilius» не утратил своей популярности, на редких концертах группы можно увидеть зрителей от 16 до 60 лет. Так режиссер выразил надежду на то, что его фильм будет интересен молодому поколению.
– В 90-е Свердловск был закрытым городом, при этом это был город высокоинтеллектуальный, с развитой наукой, здесь работали высокого уровня театральные коллективы, показывались фильмы, – описал атмосферу, в которой возник феномен уральского рока, Олег Ракович.
Режиссер отметил, что в своем фильме стремился достойно показать тех людей, которые духовно подпитывают общество, причем сделать это на понятном для современной аудитории языке.
– Я не пытался создать коммерческий продукт, мой фильм – это продукт для души, – уточнил режиссер и поделился воспоминаниями о 90-х. – 90-е были временем прорыва не только в музыке, но и в телевизионном вещании, я тогда работал на телевидении в лучшей региональной телекомпании.
Эпицентром уральского рока стал Свердловский архитектурный институт, один из выпускников которого – Вячеслав Бутусов, который посетил премьеру фильма «NAUHAUS».
– Я отсматривал с режиссером Олегом Раковичем то, что он монтировал, поэтому видел весь материал, – отметил Вячеслав Бутусов. – Мне сложно воспринимать «NAUHAUS» объективно, потому что в фильме много «меня». А вот моей младшей дочери Софье фильм понравился, и для меня это очень важно, потому что она далека от этих событий.
– Почему именно Свердловск когда-то стал «третьей столицей» российского рока, и почему именно здесь появились несколько популярных рок-групп?
– Во времена моей юности мы были уверены, что музыкой поглощены все и везде. При этом мы думали, что уральцы отстают, находясь вдалеке и от Европы, и от Азии. Страна наша огромная – во Владивостоке слушали музыку, которая приходила из Азии и Японии, в Прибалтике и Питере – музыку из Европы. А мы слушали и то, что звучало во Владивостоке, и то, что в Прибалтике. Можно сказать, что мы символически находились в эпицентре событий, просто все к нам приходило позже, чем к другим. Зато благодаря вышеперечисленным обстоятельствам это было именно то, что нужно.
– Культовый фильм «Брат» режиссера Алексея Балабанова с вашим участием, можно сказать, сделался символом 90-х, а ваша музыка, которая была в нём использована, стала саундтреком этого периода. Вдохновляли ли вас творчески эти годы?
– Для меня 90-е – тяжелый период, черный квадрат, который нужно было чем-то заполнить, музыкой или хроникой. Когда Алексей Балабанов писал сценарии своих фильмов, то слушал музыку. Он понимал, в каком эпизоде и какая музыка будет звучать. Все, что от нас требовалось, – дать ему «зеленый свет» на использование наших песен. Мы во всем доверились Алексею и сразу согласились. До этого мы были знакомы много лет и друг друга поддерживали. Хронологически была взята музыка из разных периодов нашего творчества, в том числе, та, которая была написана незадолго до съемок «Брата».
Для написания острых социальных песен, по мнению Вячеслава Бутусова, сегодня сохраняются все предпосылки, и такие песни появляются. Однако, по его мнению, современный информационный поток противоречив, новости и опровержения возникают одновременно.
– Мне близка теория измельчания, – пояснил Бутусов. – Несмотря на то, что дома становятся все выше и выше, сознание человека мельчает, потому что поток информации настолько огромен, что нужна высокая скорость для ее усвоения, поэтому информация как бы дробится на частицы. Ее столько же, сколько было и раньше, но она плохо перерабатывается людьми, можно сказать, влетает в одно ухо и вылетает из другого.
Ельцин Центр, где прошли просмотр фильма и встреча со зрителями, Вячеслав Бутусов оценил с позиции профессионального архитектора.
– В Ельцин Центре я впервые, это грандиозное сооружение. Здесь развитая инфраструктура, много всего находится. В канонической панораме, которая висела в золотой рамке у нас в Свердловском архитектурном институте, было изображение разреза нашего города по оси, поперечной пруду, и было обозначено, как должна развиваться застройка относительно пруда со времен закладки города Екатеринбурга. Суть заключалась в том, что застройка должна была возвышаться в сторону новостроек. Когда Борисом Николаевичем Ельциным была построена первая высотка (24-этажный Дом советов, где до 1991 года размещался Свердловский областной комитет КПСС, а после 1991-го – правительство Свердловской области – ред.), этот вопрос обсуждался, и говорили, что теперь на фоне пруда будет возвышаться одна доминанта. Тогда говорили, что это триумф инженерной мысли. Каждый раз, когда я приезжаю в Екатеринбург, то вижу, как вокруг пруда появляются новые постройки, Исеть превращается в каньон. Думаю, рано или поздно набережная Исети будет напоминать ту самую набережную в Чикаго, где на лавочке на фоне бизнес-офисов сидел Сергей Бодров в роли Данилы из «Брата-2».
Стоит напомнить, что легендарный «Nautilus Pompilius» «ушел на дно» истории рок-музыки в 1997-м, а в 2001-м окончательно перебравшийся в главное «гнездо» Петра Великого – Санкт-Петербург – Вячеслав Бутусов создал новую группу «Ю-Питер», заряженную духом уже города на Неве. Однако в 2017 году «Ю-Питер» завершил свое существование, что не помешало Бутусову взяться за новый музыкальный проект. Новый коллектив пока не имеет названия, музыкант сообщил, что объявит имя «новорожденной» группы ориентировочно в следующем году, когда будет готовить первый альбом.