Правнучка русского художника Василия Поленова – Наталья – возглавляющая музей-усадьбу своего знаменитого предка, рассказала 10 ноября в Ельцин Центре о литературно-художественном проекте «37/101», который родился из архивов ее семьи и повествует о ярких и трагических судьбах людей «поленовского круга».
Сложилось так, что во главе музея-усадьбы «Поленово» всегда стояли потомки художника или члены их семьи, поскольку Василий Поленов перед смертью просил не отдавать дом в чужие руки. Первым директором музея был сын художника Дмитрий, который и стал главной ключевой фигурой проекта.
– Проект «37/101» мы делаем на протяжении двух последних лет. Мне кажется, что нам удалось найти ему очень правильное название. Эти трагические цифры – некая ось в тяжелой истории семьи и усадьбы в ХХ веке, – пояснила Наталья Поленова. – В 1937 году были арестованы Дмитрий Васильевич и его жена, а 101-й километр – это расстояние от столичных городов, за которое высылали членов семей репрессированных. Географически Поленово всегда находилось за этой чертой, что и стало одной из причин появления здесь особого сообщества.
Поленова говорит, что проект родился из желания разобрать семейный архив, чтобы понять историю семьи и усадьбы, выяснить, как дому и людям удалось устоять и выжить в советскую эпоху. Документов за более чем сотню лет накопилось очень много, заниматься ими по личной просьбе Натальи стал профессионал архивного дела, участник правозащитного движения в СССР Габриэль Суперфин, ныне живущий в Германии.
– Мой отец Федор Поленов родился в 1929 году, но никогда не вспоминал события 37-го, всегда болезненно реагировал на эту тему. Когда у меня возникло желание разобрать семейный архив, то спросить про историю этих бумаг уже было абсолютно не у кого. Но вот к нам в Поленово приехал Суперфин и три года назад начал разбирать чемоданы с архивами. И тут начала проявляться стройная историческая нить… На сегодняшний момент мы разобрали бумаги с 1900 по 1945 год, подготовили и представили две части проекта. Вскоре будет еще одна выставка, которая расскажет о послевоенных годах существования музея.
Первая часть проекта «37/101» – «Пролог», охватывающая 1900-1937 годы. Она посвящена детству Дмитрия и его сестер, истории усадьбы в годы Революции и Гражданской войны, а также повествует о том, как Поленово после смерти художника удалось спасти от экспроприации, превратив это место в дом отдыха артистов Большого театра. Завершается «Пролог» 1937 годом, когда Дмитрия Васильевича и его супругу арестовывают по доносу местных жителей, осуждают как английских шпионов и ссылают в лагеря.
– Параллельно с исследованием наших документов Суперфин еще очень многое запрашивал из других архивов, мы обращались в ФСБ, Большой театр, Военно-исторический архив, Архив литературы и искусства. Ответы из этих институций приходят далеко не сразу, но я к этому долгому процессу отношусь спокойно, главное – в итоге выудить, получить то, что ты считаешь нужным для своей работы.
Вторая часть проекта «Маяк жизни» – это малоизвестные страницы истории усадьбы после ареста Дмитрия и Анны Поленовых до конца Великой Отечественной войны. Документы рассказывают о лагерных мытарствах супругов и том, как жили и выживали в эту суровую пору другие жители Поленово. В 1944 году Дмитрий Васильевич просит власти об освобождении, поскольку приближается столетний юбилей со дня рождения художника. В итоге срок заключения сокращен, и супруги Поленовы возвращаются в усадьбу, пришедшую во время войны в упадок и разграбленную.
– В январе мы приступаем к съемкам фильма по этому материалу, в него войдут и те документы, которые мы уже подготовили к третьей части проекта, – поделилась планами Наталья Поленова. – Еще я надеюсь, что один из филиалов нашего музея, который находится в Туле, станет культурным центром и будет заниматься семейной историей, рассказывая о тульских династиях. Мы за три года прошли небольшой, но очень важный путь, который был связан с разбором архивов, сопоставлением фактов, восстановлением исторической правды. Надеюсь, что наш опыт может оказаться полезным и кому-то другому.
После презентации проекта «37/101» Наталья Поленова поделилась с корреспондентом сайта Ельцин Центра своими впечатлениями о городе и музее первого российского президента:
– В Екатеринбурге я уже второй раз, мне очень нравится ваш город, но меня потрясает то, что здесь культ царской семьи равен культу пламенных революционеров, ее расстрелявших. Широта обожания царских мучеников равна количеству улиц, названных в честь ее палачей. А музей Бориса Ельцина мне очень понравился, это очень высокопрофессионально продуманное пространство. Восхищена его сценографией и музеографией, но у меня к нему есть и личное отношение, поскольку экспозиция напоминает мне годы моего отрочества.