Пациент сегодня — такой же участник процесса лечения, как и врач, утверждает руководитель проектов фонда «Не напрасно» Наталья Хилько. В ходе своей лекции в Ельцин Центре 25 августа она рассказала, как заболевшему человеку разговаривать с доктором, чтобы на пути к выздоровлению вместе с ним найти наиболее подходящий и удобный вариант терапии.
Лекция Натальи Хилько «Зачем и как задавать вопросы врачу» прошла в рамках просветительского цикла «Гиппократ в XXI веке: старая школа и новые реалии» — совместного проекта Фонда медицинских решений «Не напрасно» и Президентского центра Бориса Ельцина. В рамках этого цикла ведущие эксперты в вопросах диагностики и лечения рака выступают в Екатеринбурге с лекциями, посвященными здоровью и медицине.
— По статистическим данным, на 1 января 2022 года в России жило почти четыре миллиона человек с установленным онкологическим диагнозом — это почти три процента населения. Мы видим, что заболеваемость довольно высокая, — отметила Хилько. — С одной стороны, это связано с тем, что гораздо лучше стала диагностика — раньше выявляется болезнь, о которой мы знаем намного больше, чем 20 лет назад. Однако на всю страну у нас чуть больше 8,5 тысяч онкологов, а это значит, что на одного доктора приходится примерно 450 пациентов. Поэтому так важно, чтобы коммуникация с врачом была эффективной, чтобы медицинская система отвечала всем потребностям пациента, но врачи при этом не «сгорали» на работе.
Успех лечения онкологического заболевания во многом зависит от его стадии. «Поймать» болезнь, когда ещё нет симптомов, помогает скрининг — специальное обследование здоровых людей, входящих в группу риска развития нескольких видов рака.
— Почему так важен скрининг? Чем раньше будет выявлена болезнь, тем больше шансов на полное излечение, тем меньше будет объем операции, а значит, восстановление пройдет быстрее. В среднем все программы скрининга начинаются примерно в 50 лет, но если у вас в семье были случаи онкологических заболеваний родственников в возрасте до 45 лет, то такое обследование лучше начинать раньше — в 40 лет.
Практически все пациенты, даже если их заболевание не онкологическое, проходят определенный цикл взаимодействия с врачами и медицинской системой в целом во время диагностики, лечения и наблюдения после завершения курса терапии. Хилько пошагово разобрала этот цикл и дала рекомендации тем, кто готов вместе с доктором искать путь к выздоровлению.
— Если что-то начинает беспокоить человека, есть какие-то симптомы, изменения в самочувствии, то перед визитом к врачу их нужно обязательно записать или запомнить. На первую встречу с доктором лучше взять с собой все имеющиеся обследования и всю информацию о собственном здоровье, накопленную на текущий момент. Когда врач поставит диагноз, то уже можно обсуждать с ним варианты лечения, не забыв при этом уточнить про факторы риска, которые могут повлиять на течение болезни и терапию. К таким факторам при многих заболеваниях относятся курение и алкоголь. Возможно, поставленный диагноз будет для кого-то достаточным аргументом, чтобы бросить курить и отказаться от алкогольных напитков.
Следующий шаг — подготовка к лечению. Хилько ещё раз подчеркнула, что пациент должен помнить, что при желании он может стать таким же полноправным участником процесса лечения, как и врач. Каждый больной вправе говорить доктору, подходит ему предложенная схема или нет. Например, если пациентка хочет сохранить беременность в ущерб своему лечению, то доктор должен подобрать такой вариант, который позволит ей родить здорового ребёнка. А в процессе терапии, если она затягивается на долгое время, следует не забывать интересоваться у врача о фармацевтических новинках или более прогрессивных схемах лечения.
— Сейчас врачам в государственных клиниках запрещено говорить пациентам о платных услугах, но нередко возможность бесплатно сделать какое-то исследование приходится ждать месяцами, хотя можно за деньги намного быстрее сделать его в частной клинике или соседнем медицинском центре. Поэтому важно задавать вопросы про диагностику, про возможности, про варианты. Также следует помнить, что второе мнение — это всегда про повышение качества информации, которую вы получите. У врачей разный опыт, а собрав несколько мнений, в сумме можно найти решение, которое будет идеально подходить конкретному человеку. За время пандемии очень сильно развились медицинские онлайн-консультации, что значительно упрощает задачу.
Лекция Натальи Хилько «Зачем и как задавать вопросы врачу»
Хилько также советует обязательно обсудить с врачом, безопасно ли в ходе терапии принимать витамины и другие лекарства, соблюдать какую-либо диету — всё это может повлиять на результаты основного лечения. Многие пациенты, особенно с онкологическим диагнозом, сталкиваются со страхом перед болезнью, сложным лечением, связанными с ним осложнениями, поэтому консультации с психологом могут быть хорошей поддержкой как для больного, так и для его родственников.
— Ещё один важный вопрос касается физических упражнений. В российской медицине все ещё сильна школа, которая говорит, заболел — полежи, не надо себя напрягать, но всё работает ровно наоборот. После некоторых сложных операций пациента должны поднять на ноги в течение следующих суток, иначе увеличивается риск развития пневмонии. Поэтому при любом диагнозе с врачом нужно говорить про доступную вам физическую активность. Я не врач, но моё мнение: всё, что не вредит, может быть использовано. Если человек считает, что медитация в 5 утра ему помогает стать здоровее, то пусть медитирует.
Лектор отметила, что в этом году довольно много ведущих мировых фармацевтических компаний ушло из России, свернув в нашей стране свои клинические исследования, но некоторые из них всё же продолжаются. Цель таких исследований — поиск более эффективных и безопасных методов лечения или лекарств. Клинические исследования при многих видах рака и других сложных заболеваниях — ещё одна опция к лечению, поэтому пациенту важно узнать у врача, существуют ли подходящие для него. У таких исследований есть ряд преимуществ: участие в них дает бесплатное лечение и полное обследование на всех этапах, а также возможность получить хороший результат при неработающем стандартном протоколе.
После того, как курс лечения будет завершён, какое-то время человек остаётся под наблюдением врачей и параллельно начинается реабилитация. Необходимо уточнить у врача, как часто нужно проходить обследования и какие виды реабилитации показаны после лечения, а также есть ли возможность оформить инвалидность, которая может дать определённые льготы в получении дальнейшей терапии и реабилитации.
Вопросов к лечащему врачу у пациента может быть очень много, поэтому может понадобиться более одного визита, чтобы всё обсудить. Главное — не нужно стесняться спрашивать и уточнять в ходе обследования и лечения. Ответы на вопросы можно записывать на диктофон, если доктор даст на это разрешение, или попросить родственника или близкого человека быть рядом с вами во время беседы с врачом и записать его ответы. А затем уже в спокойной обстановке нужно внимательно прочитать записи и рекомендации и обсудить с доктором непонятные моменты при следующей встрече.
— Моя личная рекомендация — фотографируйте всё на свой смартфон. Блокнот и ручка тоже прекрасно работают, поэтому записывайте, если вам так проще. Если врач неохотно идёт с вами на контакт, то пробуйте искать общий язык, договариваться. Значительно облегчают общение знания о своей болезни, которые можно почерпнуть в том числе в научно-популярных медиа, но важно, чтобы источник был профессиональный, достоверный, а не советовал лечить рак содой, — подчеркнула Хилько. — И совет от врачей: если доктор не отвечает на ваши вопросы — найдите другого, поскольку от вашего контакта зависит успешность лечения и реабилитации.