В Ельцин Центре в Екатеринбурге 9 октября открылась новая выставка — «Художник-график ⇾ дизайнер. Рождение профессии». На ней представлены афиши, этикетки, плакаты, знаки и логотипы, фирменные стили и графические системы из архива Валерия Акопова — легенды советского графического дизайна и мастера промышленной графики.
Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии России, участник международных биеннале, член Российской Академии художеств Валерий Акопов создал немало символов эпохи: знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР, фирменные стили крупнейших театров и корпораций — от Большого театра до Госстраха. Участвовал в разработке пиктографической системы навигации для Олимпиады-80.
Персональный выставочный проект Валерия Акопова «Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии» впервые представляет публике его архив и обозначает важнейшие вехи в истории отечественного графического дизайна. Этот проект родился в московском Центре Вознесенского, где этим летом его смогли увидеть жители столицы. Теперь экспозиция переехала в Екатеринбург и будет демонстрироваться до 27 ноября в Круглом зале Ельцин Центра, куда открыт свободный доступ всем желающим.
На церемонии открытия выставки в Екатеринбурге директор Центра Вознесенского Ольга Варцева отметила, что работы Валерия Акопова очень органично вписались в пространство Круглого зала Ельцин Центра и зазвучали тут совершенно по-новому — мощным общим аккордом, а не отдельными камерными нотами. Куратор проекта Кирилл Маевский добавил, что, по его мнению, книжный и графический дизайн — это такое же искусство, как и музыка, живопись или скульптура.
— Этой выставкой мы продолжаем работать с современной визуальной культурой, хоть и обращаемся немного в прошлое, исследуем истоки, — подчеркнула возглавляющая Арт-галерею Ельцин Центра Светлана Усольцева. — Мы показываем зарождение в нашей стране промышленной графики — уникального направления, которое занимает особое место в пространстве между утилитарным искусством и художественным экспериментом. Любой пришедший на выставку несомненно получит эстетическое удовольствие, а профессионалы смогут почерпнуть для себя какие-то новые идеи, поскольку работы Акопова по-прежнему актуальны и интересны.
Дизайнер, руководитель студии графического дизайна ABCdesign Дмитрий Мордвинцев, выступивший в роли сокуратора выставки, призвал коллег, особенно молодых, знать и помнить, что у профессии есть корни и для неё много сделала прекрасная плеяда замечательных мастеров. Поэтому проект «Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии» создан для того, чтобы рассказать об этом наследии и дать повод гордиться им.
Дмитрий Мордвинцев в рамках своей кураторской экскурсии пояснил, что выставка охватывает несколько десятилетий работы Валерия Акопова — от студенческих проектов к Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года до масштабных заказов к Олимпиаде-80 и логотипа Большого театра, созданного в 1991-м. В экспозиции можно увидеть его ранние рисунки и плакаты, графические системы для внешнеторговых объединений и олимпийской навигации, а также символику, получившую международные награды.
Валерий Акопов родился в 1938 году в Кисловодске. Он окончил Московский полиграфический институт и продолжил учёбу в мастерской прикладной графики МОСХ РСФСР, где проработал почти 40 лет. Акопов был не только талантливым художником, но и преподавателем, который внёс огромный вклад в развитие графического дизайна в Советском Союзе.
— Время, когда Акопов окончил институт, совпало с постановлением Совета министров СССР 1962 года «О товарных знаках», обязавшим каждое советское предприятие иметь свой товарный знак. На волне такого большого заказа промышленная графика, особенно в Москве, просто взлетела и стала для художников базой для экспериментов, — отметил Мордвинцев. — Это было время поиска, потому что никто не учил проектировать такие знаки, в стране не было вообще понимания, что такое фирменный стиль.
В конце 70-х годов Акопов вместе с Василием Дьяконовым разрабатывает фирменный стиль для внешнеторгового объединения «Судоимпорт», где главной константой стал логотип Sudo, похожий на корабль на прозрачных волнах надписи Import. Для использования фирменного стиля было разработано руководство — первый в стране «брендбук», куда входили модульные сетки, работа со шрифтами, оформление транспорта, спецодежды, всевозможных полиграфических материалов и стендов для выставок.
— С конца 70-х и все 80-е годы Акопов, уже много лет к тому моменту проработавший в «Промграфике», становится её руководителем. Художник вырос и стал отвечать не только за себя, но и за целый коллектив, а самое главное — за большие серьёзные проекты, — подчеркнул Мордвинцев. — В те годы слова «дизайнер» и «менеджер» не были в ходу, но он был прекрасным организатором и сплотил очень крутую творческую команду.
Одним из результатов создания этой креативной команды стали грандиозные коллективные проекты, которые в итоге оказались важным событием не только в отечественном, но и в мировом графическом дизайне. Так родились: система пиктограмм московской Олимпиады-80, удостоенная золотой медали на Международной биеннале прикладной графики в Брно; фирменный стиль внешнеторгового объединения «Проммашэкспорт», получивший там же Гран-при; целая серия фирменных стилей советских внешнеторговых объединений, выполненных под руководством Акопова.
Он не только участвовал в создании более 200 навигационных пиктограмм для московской олимпиады, но и профессионально дорабатывал знаменитую эмблему из пяти колец, созданную Владимиром Арсентьевым. Вместе с Дьяконовым они отшлифовали композицию, сбалансировали форму и создали все графические варианты для медалей, официальных бланков и других материалов.
— Каким-то чудом дошедшие до нас кальки говорят о том, насколько процесс поиска точного решения и здравого смысла при создании пиктограмм был трудоёмкий и как он сильно отличался от сегодняшней работы дизайнера, который может использовать все возможности компьютера, — отметил Мордвинцев. — Акопов говорил, что, когда они закончили эту работу, на полу в мастерской лежал слой бумаги ровно по щиколотку.
Валерий Акопов для современников был символом профессионализма и остаётся им сегодня. Он сумел утвердить на советской почве студийный подход к графическому дизайну, в котором сочетались прорывные открытия конструктивизма с функциональностью в духе своего времени. Созданные им и дизайнерами его команды графические системы служили маркером советских ценностей и эстетических ориентиров за рубежом и формировали визуальный язык повседневности внутри страны.


