12 марта, накануне торжественной даты – 85-летия супруги первого президента России – и за сутки до показа на Первом канале друзья, гости и сотрудники Ельцин Центра, однокурсники Ельциных по институту, который сегодня носит его имя, увидели авторскую версию фильма «Наина Ельцина. Объяснение любви». Фильм представила автор, журналист, заместитель директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень.
Она сразу пояснила, что утерянный предлог «в» в названии фильма «Объяснение любви» не случаен. Это попытка объяснить встречу двух казалось бы разных людей, историю любви и глубокую привязанность друг к другу на протяжении полувека, а также присущую обоим преданность институтским друзьям и совершенно особенную атмосферу в семье.
Людмила представила зрителям своих коллег – режиссера фильма Мумина Шакирова и режиссера монтажа Николая Викторова. Оператор фильма Вячеслав Макарьев, к сожалению, не смог приехать. Но именно он был тем человеком, который незримо присутствовал на всех встречах. Благодаря его деликатности Наина Иосифовна очень быстро перестала замечать камеру.
Презентация документального фильма «Наина Ельцина. Объяснение любви» в Ельцин Центре
Видео: Артур Селезнев
Людмила Телень рассказала, что фильм не задумывался как лента для общественного просмотра:
– Мы хоть и делали его к юбилею, но очень не хотели, чтобы он был юбилейным – пафосным и парадным. Нам хотелось, чтобы он был человеческим. Сразу скажу, – подчеркнула автор, – это была сложная задача. Если бы мы изначально собирались делать фильм, а не видео для домашнего архива, то, наверное, сделали бы все по-другому. Прежде всего написали бы сценарий и тем самым упростили бы задачу. Мы делали рабочие записи для архива. Все это уложилось в двадцать четыре съемочных дня. Снимали нашу героиню в течение полутора лет – это шестьдесят часов видеозаписи, наших разговоров – огромный материал. Когда мы его просматривали, стало понятно, что будет невероятно трудно от чего-то отказываться. Сложилось несколько сюжетных линий, но мы для себя выделили главную – отношения мужчины и женщины.
– Наина Иосифовна довольно закрытый человек, она не любит говорить о личной жизни, – продолжает Людмила Телень. – Временами казалось, что мы вытягиваем из нее клещами ее воспоминания. В первые съемочные дни мы обе были зажаты. Все слова были ровными, сказанными словно по линейке. Я поняла, что прорыв произошел только тогда, когда наша героиня начала говорить о письмах. С этого момента – совсем другой разговор. Очень помогало то, что наш оператор Слава был мягким, интеллигентным, глубоко порядочным человеком, они были с Наиной Иосифовной на одной волне, возникло доверие, и во время съемок она наконец-то перестала его замечать. Перестала говорить на камеру, начала просто говорить. Слава снял ее в музее, где больше никого не было. Эти кадры никому не показывали и с трудом уговорили близких разрешить нам их использовать. Пожалуй, это самые сильные кадры в фильме. Но нам было еще очень важно продолжать тему мужчины и женщины. И чтобы Борис Николаевич в течение фильма оставался живым. Так появилась линия игры в теннис. Не все ее приняли, но Мумин и Николай меня убедили, что в этом нет фальши, зритель должен был смотреть на него ее глазами.
«Наина Ельцина. Объяснение любви». Документальный фильм (2017)
Людмила рассказала, что большой удачей стал тот факт, что дочь президента Татьяна нашла уникальные кадры семейной хроники. Часть записей предоставили друзья. Это были восьмимиллиметровые пленки, запечатлевшие, как большая институтская компания едет на пароходе в отпуск. Все вместе они очень точно передают ощущение жизни людей ельцинского поколения. Авторы фильма боялись пафоса и сентиментальности, в которые легко скатиться, когда говоришь о любви и о чувствах.
Снижали градус пафосности и вдруг наткнулись на удивительные кадры: Наина Иосифовна с иронией упрекает Бориса в том, что он писал всем девчонкам в общежитии одинаковые письма. А он в ответ возмущенно поясняет, что имена-то адресатов он менял. Эти кадры очень разгрузили общую атмосферу фильма. Авторам хотелось сохранить ощущение нормальной человеческой жизни, в которой есть все: и взлеты, и падения, но сохраняется главное – любовь.
– Хочу поблагодарить всех, кто работал в нашей команде, – говорит Людмила Телень, – еще и потому, что, когда работа была уже закончена, мы узнали, что Второй канал снял фильм к юбилею Наины Иосифовны. Они фактически пошли по нашим вопросам, используя очень похожий сценарий. Нам пришлось менять логику фильма и срочно перемонтировать его. У нас были сжатые сроки и невероятное напряжение, но мы справились.
– Мне с коллегами было легко и интересно работать, – рассказал Мумин Шакиров. – Их вклад в фильм гораздо больше, чем мой. Я просто старался им не мешать. Сложно было выстраивать драматургию фильма, потому что изначально мы не обладали всем материалом, но и ценность его была в том, что нам удалось получить это ценнейшее любительское видео. По мере того как у нас появлялась очередная порция этих кадров, у нас менялась драматургия, хотелось больше дать эксклюзивных кадров, потому что они как раз и передают настоящую атмосферу пары, где царят любовь и взаимное уважение. Это большая редкость – такие отношения. В моих глазах они были Ромео и Джульеттой. Еще один важный момент: в работе старались максимально урезать политику, за что Людмиле огромное спасибо. Конечно, политика присутствует в фильме. Человек не может быть вне времени и пространства. Но мы настаивали на том, чтобы ее было меньше, но при этом больше жизни. Мне кажется, у нас это получилось.
Николай Викторов поделился своими впечатлениями от работы над фильмом:
– Мы монтировали полтора месяца. С Людмилой было приятно работать, потому что было видно, что она очень любит этот материал, что она с ним прожила два года. Она хорошо знала его и иногда так самоотверженно отказывалась от некоторых сюжетов, что я был потрясен. Для кинематографиста это высокое профессиональное качество, когда он сам может резать свой материал. Особенно если учесть, что это ее первая картина. Обычно этим занимается отдельный редактор, который отслеживает качество материала и говорит, что убрать, а что оставить. После этого автор бьется в истерике. Людмила же выступила в обоих лицах. И это было потрясающе. У меня осталась маленькая функция следить за эмоцией, которая как раз и возникала на стыке наших съемок с домашним видео. Огромная благодарность моим коллегам. Что еще мне хочется сказать: нам удалось проникнуть в атмосферу семьи, где царят любовь и уважение. Мы гораздо больше знаем про семью Ельциных, чем про семью Михаила Горбачева или кого-то из современных политиков. Этим и ценен этот взгляд. Ценно путешествие во времени семьи Бориса и Наины Ельциных. Нам удалось передать, какие это замечательные люди, как они любят друг друга. Это та информация, которой нам не хватает сегодня. Лично меня привлекает открытость и искренность наших героев.
Людмила подытожила выступление съемочной группы:
– Наша героиня преодолевала себя, она говорила о том, о чем обычно не любит говорить. И надо ей поклониться, потому что она проговаривала вещи, нелегкие для себя. Были моменты, которые давались ей чрезвычайно трудно, она уходила в себя. Мы прекращали снимать, переносили съемки. Но как-бы это не было трудно, мы продолжали снимать. Все мы восхищались ее долготерпением и мужеством, потому что было очевидно, что многие воспоминания даются нелегко. Это бесценный материал, в нем живет история семьи, общества, государства. И все же на первый план выходят удивительные отношения мужчины и женщины.
Авторы ответили на вопросы публики. Все они начинались со слов восхищения Наиной Иосифовной и продолжались словами благодарности авторам фильма. Подытожили встречу однокурсники Наины и Бориса Ельциных, свидетели их отношений. Их было не так много, как хотелось бы. Возраст.
– Нас спасает то, что все мы в основном спортсмены, как Борис Николаевич. Мы дружим вот уже шестьдесят пять лет, мы нуждаемся в этом общении, нам необходимы эти встречи. Не все знают, что каждые пять лет мы проводили отпуска вместе. Сначала нас было много, человек пятьдесят, потом сорок, затем все меньше и меньше. Последняя наша встреча была в Кисловодске. Борис Николаевич уже не был президентом, при этом он абсолютно не изменился, это был по-прежнему наш Борис. Потом его не стало. И эти встречи стала организовывать Наина Иосифовна. Прошлым летом мы отпраздновали шестидесятилетие окончания института. Огромное вам спасибо за этот фильм, за то, что вы показали нам их отношения. Они оба нам очень дороги.
Особенно было приятно видеть в зале молодых людей. Начинающий журналист задал вопрос Людмиле Телень, как она выбирала вопросы для своей героини.
– Это было нелегко, – призналась Людмила, – все-таки я не телевизионный журналист. У телевизионщиков своя специфика. Нас спасало то, что мы снимали не для фильма, а для архива и двигались строго по хронологии. Так было легче и Наине Иосифовне. Она инженер, у нее техническое мышление, и она не любит скакать с темы на тему, ей надо чтобы все было последовательно. Иногда мне приходилось ее разговорить историями из моей жизни. Некоторые темы всплывали спонтанно. И это тоже было замечательно.
Мумин Шакиров добавил к ответу Людмилы свои воспоминания:
– После съемок мы обязательно пили чай и продолжали общаться, задавать вопросы. И, конечно, получали ответы. Многие вопросы рождались в этом общении, когда не работала камера. Мне кажется, в своих ответах она была более откровенна, и мы многое узнавали из ее длинной биографии. Это было очень полезное общение, оно рождало новые направления. Надо сказать, что Наина Иосифовна – человек хлебосольный, гостеприимный, и это тоже часть ее души и характера.
Людмила Телень еще раз поблагодарила зрителей и особенно друзей четы Ельциных:
– Спасибо, что вы пришли и продолжаете приходить в Ельцин Центр. Вы наши самые строгие судьи и мы, естественно, волновались, представляя фильм здесь, в родном городе президента. Мы рады, что он совпал с вашим отношением к Наине Иосифовне. Мы, правда, очень старались.