19 марта, в день рождения Егора Гайдара, Наина Ельцина рассказывает о том, как складывались отношения первого президента России с Егором Гайдаром и почему Борис Ельцин никогда не жалел о своем выборе.
Фрагмент интервью с Наиной Иосифовной включен в программу телеканала «Дождь», которой открывается спецпроект «Эпоха Гайдара. Люди перемен». Проект создан при поддержке Фонда Гайдара, чтобы вспомнить и еще раз проанализировать, как проходили самые болезненные и самые значимые реформы в истории современной России.
Президентский центр Бориса Ельцина публикует фрагменты из расшифровки этого разговора и видео ( интервью вела Людмила Телень):
Наина Ельцина - о Егоре Гайдаре (18 марта 2015)
"Егор Тимурович это человек широкой мысли и острого ума"
«...Я его помню молодым, энергичным. Перед назначением в правительство о приехал к нам в Барвиху. Они решили побеседовать дома. И он мне очень понравился, я его не знала до этого. В тот день, когда Егор Тимурович вышел от нас, лицо Бориса Николаевича было очень посветлевшее.
Они долго разговаривали. И Борис Николаевич сказал, что это умнейший человек, это глыба в экономике и что России повезло. И потом, когда я уже наблюдала позже, как он отвечал на вопросы депутатов на съезде, я тоже была поражена его, Егора, эрудицией, грамотностью речи, отточенными фразами. Он уважительно относился к этим депутатам, у которых - мы это видели по телевидению - были какие-то озверевшие лица... Было такое ощущение, что они там чтобы работать не для страны, а против...
...Мы, я, прекрасно знали, что в стране надвигается голод...
Конечно, то, что сделал Егор Тимурович, иногда называют «шоковая терапия». Но, наверное, без этого тогда нам невозможно было продвинуться ни на шаг. Всё было на исходе. Развалилась огромная страна. Но одновременно развалилась и экономика. Все мы жили в старой экономике, которая развалилась, а новую еще никто не знал, как создавать... Нужно было решать вопросы - чем накормить страну... Подчас из государственных запасов на случай войны даже брали. Наверное, все забыли, что основным подспорьем тогда была гуманитарная помощь.
...Прилавки в магазинах были пустые.
...Егор Тимурович отпустил цены. Мне тоже казалось, ну как можно просто так наполнить эти прилавки, откуда? И эти вопросы все задавали, безусловно. Борис Николаевич сказал – всё это обсуждается и всё это решается. Я говорю – ну и что, и будет что-то в магазинах? Он – вот посмотришь. И действительно как-то всё это быстро появилось.
… Заслуги Егора Тимуровича просто огромные. Это человек широкой мысли и острого ума. Мне кажется, у него была богатейшая интуиция. Я понимаю, что экономисты, наверное, видят перспективу, просчитывают. Но мне кажется, он был от природы удивительно одаренный человек, очень умный, очень интеллигентный...
… Борис Николаевич очень верил Егору Тимуровичу. Очень. Спокойствие Егора Гайдара очень помогало Борису Николаевичу. Оно на него охлаждающе действовало. И уверенность Егора передавалась Борису Николаевичу. Он очень вовремя появился рядом с Борисом Николаевичем, и настолько помогли его мудрость, знания, такой характер, взгляды, такое отношение ко всему…
... Егор Гайдар это человек, который работал для дела. Такое сознательное отношение ко всему, такая преданность своему делу – это редко очень встречается. Это служение. Человек он был кристально чистый, порядочность безупречная, это чувствовалось во всём.
... Я думаю, время все равно придет, когда будут даны настоящие оценки труду и жизненным принципам Егора Гайдара. Человек он неординарный, удивительный.
... России повезло несказанно.
Его не ругать надо, а памятники ему ставить. И не только в Москве, но и по России. Потому что он спас всю Россию. И об этом говорить будут, и писать будут. История все расставит по своим местам».
Фото: Алексей Сазонов
Видео: Вячеслав Макарьев (специально для Президентского центра Бориса Ельцина)