Родившийся в честь 25-летия российской Конституции фестиваль «Слова и музыка свободы» с его особой и неповторимой атмосферой – одна из визитных карточек Ельцин Центра. В этом году он прошел в третий раз и вновь подарил Екатеринбургу два незабываемых дня, наполненных встречами и дискуссиями с самыми яркими людьми страны и выступлениями любимых музыкантов.
Ради живого общения, ограниченного до минимума в разгар пандемии, нынешний музыкально-разговорный фестиваль был перенесён на 12–13 июня и приурочен к 30-летию первых президентских выборов в России. Его главная тема – «Свобода как неотъемлемое право» привлекла на основные площадки Ельцин Центра многочисленную публику, собравшуюся обсудить свободу творчества, мысли и слова с известными политологами, журналистами, учёными, публицистами и музыкантами.
Третий фестиваль «Слова и музыка свободы» открыла первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень, которая напомнила зрителям и участникам, что они находятся на уникальной по нынешним меркам площадке, где полностью отсутствует цензура, поэтому каждый, выходящий к микрофону свободен в своих высказываниях.
– Свобода – такое понятие и такая категория, которая объединяет многих людей и заставляет думать о том, как мы живем и как мы будем жить, какую страну мы оставим нашим детям, и какой будет Россия в обозримом будущем, поэтому разговор на фестивале простым не будет, – отметила Телень в своём приветственном слове.
Первым на сцену Атриума, открыв разговорную часть фестивальной программы, вышел доктор исторических наук, религиовед и политолог Андрей Зубов. Прежде чем начать разговор о свободной совести и свободе как религиозной необходимости, он подчеркнул, что сегодня Ельцин Центр – едва ли не единственный островок свободы в стране, но история свидетельствует, что «иногда материки превращаются в острова, а острова в материки».
Зубов в своём выступлении коснулся истории поисков свободы со времён греческих мыслителей до наших дней и заметил, что семьдесят лет большевизма уничтожили в нашем отечестве всякую рефлексию о причинах несвободы, но каждый стремящийся к свободе первые шаги должен начинать с себя: «Тот, кто врёт самому себе, обрекает себя на гибель вечную».
В ходе второго фестивального дня его коллега историк и журналист Николай Сванидзе развил эту тему рассуждениями по поводу изучения истории в условиях ограничения свободы мысли. Он считает, что человек, который утрачивает свою внутреннюю свободу, теряет способность думать и рассуждать.
– История – наука неточная, своеобразная и порой производит впечатление науки по вызову, – отметил Сванидзе. – При определенных условиях история может сказать, что дважды два – это пять, а не четыре. Но это ложное впечатление. Если соврать, то история перестает быть историей. Эта наука всегда была достаточно свободной в Российской империи. Писали то, что думали, и Карамзин, и Соловьев, и Ключевский, иначе считалось неприличным.
Выступления экономиста Натальи Зубаревич и политолога Екатерины Шульман касались роли государства и его влияния в наше время на свободу как каждой отдельно взятой личности, так и целых территорий. Шульман посвятила своё выступление исследованию новых форм несвободы в информационную эпоху, а Зубаревич рассуждала о выстроенной в нашей стране жесткой вертикали власти, которая стала тормозом экономического развития регионов и губительно сказывается на развитии гражданского общества.
По словам Екатерины Шульман, современное государство принимает форму «железной няни» – оно «заботится о безопасности» членов общества, но делает это чрезмерно назойливо. Сверхценность безопасности выросла из увеличившейся ценности человеческой жизни и привела к новым формам несвободы, всеобщему надзору и слежке.
– Современная Россия занимает первое место среди стран с населением свыше 50 миллионов человек по количеству полицейских на душу населения, – подчеркнула Шульман. – Если насильственных преступлений становится меньше, а аппарат по борьбе с ними растёт, то он рано или поздно найдёт себе работу. Снижение физического насилия даёт пространство тому, чтобы считать преступным и наказуемым то, что раньше таковым не являлось – к примеру, мыслепреступления и словопреступления.
Наталья Зубаревич вновь напомнила публике, собравшейся на фестиваль в Ельцин Центре, что федерализм в России присутствует лишь в названии страны. Но этот сложный институт необходимо начинать выстраивать, иначе жесткая вертикаль власти надолго затормозит развитие территорий. Ситуация сейчас такова, что любое ослабление центральной власти грозит всеобщим обвалом, поэтому нам крайне необходима управляемая децентрализация ресурсов и полномочий, и как можно скорее.
– Федерализм предполагает значительную самостоятельность регионов, городов и поселений и признаёт необходимость широкого развития местного самоуправления – основы гражданского общества, – отметила экономист.
Отдельную большую главу о свободе как неотъемлемом праве сумели за два дня фестиваля написать известные российские журналисты, чья блистательная команда была представлена главным редактором русского издания журнала Esquire Сергеем Минаевым, теле- и радиоведущим Михаилом Козыревым, «лицами» телеканала «Дождь» Тихоном Дзядко и Екатериной Котрикадзе и одним из основателей и главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым.
Минаев рассказал о своем документальном проекте «Девяностые», в поисках материалов для которого он обращался и в Архив Ельцин Центра, и новых сериях, посвящённых знаковым президентским выборам 1996 года. Козырев в своем эмоционально заряженном выступлении искал ответ на вопрос «Может ли ещё музыка менять мир?». Дзядко и Котрикадзе говорили о беспрецедентном давлении на независимые СМИ и ответственности медиа перед своей аудиторией, а Муратов напомнил о важнейшей роли журналистики – контролю за государством в интересах общества.
Завершил разговорную программу фестиваля писатель и публицист Дмитрий Быков, который рассуждал об этике и морали, религии и власти, о трансформации понятия «зло» как чего-то нежелательного в прошлом до неизбежного в современном обществе, а также читал свои стихи и рассказывал о новом романе, над которым сейчас работает.
Фестивальный формат предполагал, что после каждого выступления спикеры включаются в дискуссию как с модераторами, так и публикой. Вопросы зрителей задали высокую планку интеллектуальной дискуссии и наглядно показали, что третий фестиваль «Слова и музыка свободы» собрал на основных площадках Ельцин Центра не только жителей Екатеринбурга, но также Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Перми, Омска и других регионов.
Музыкальная часть фестиваля сумела объединить самую разную аудиторию, став воплощением духа свободы. Около тысячи слушателей концерта, гости и спикеры фестиваля очень тепло приняли искренние и талантливые композиции OQJAV, мощную белорусскую группу «Молчат дома», в едином порыве подпевали легендарной «Машине времени». А финальной точкой фестиваля стал концерт группы «Звери». Музыканты исполнили песни из своего нового альбома, а также любимые публикой хиты.
Лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич в финале своего концерта 12 июня пожелал всем свободы, а на брифинге для прессы отметил, что считает текущий момент самым несвободным временем в плане цензуры за последние 20 лет, но при этом уверенно заявил, что «при «совке» было хуже».
Эти слова известного музыканта дополнили высказанное ранее на разговорной площадке Ельцин Центра Михаилом Козыревым мнение о том, что в России идёт стремительное сокращение пространства свободы. Однако журналист убежден, что «чем сильнее зажим со стороны государства, тем лучше пишутся песни».
– Музыка может объединять людей, приковывать их внимание к цели, и этим менять мир, – уверен Козырев.
Спикеры фестиваля «Слова и музыка свободы» также с удовольствием воспользовались возможностью посетить Музей Бориса Ельцина, а те, что впервые осмотрели музейную экспозицию, поделились своими впечатлением с корреспондентом сайта Ельцин Центра.
Сергей Минаев: «Потрясающий музей. Под большим впечатлением от самой экспозиции и от того, как это сделано, с какой большой любовью».
Екатерина Котрикадзе: «Мы сегодня ходили по музею и в какой-то момент я чуть не разрыдалась от тех эмоций, которые нахлынули на меня. Сколько надежд, сил и энергии было в начале 90-х годов!».
Андрей Зубов: «Обретение свободы – это главная идея музея, даже сейчас, когда эту свободу пытаются отобрать очень грубо и нагло, всё равно она есть. Музей соединяет в себе две задачи. Первую, чисто музейную – воспроизведение эпохи Ельцина, а вторая – это история нашего поколения, рассказ о том, как из несвободы рождается свобода».