Ельцин Центр в рамках проекта «МЖК-1980» выступил организатором акции по реставрации почти исчезнувшего граффити начала 90-х годов во дворе молодежного жилого комплекса, расположенного в районе улицы Репина в Екатеринбурге. Рисунок на теплопункте был навеян мультфильмом «Каникулы Бонифация» и стал одним из первых в городе образцов стрит-арта.
«МЖК-1980» – совместный проект Ельцин Центра и Центра поддержки и развития современного искусства ZAART, приуроченный к 40-летию закладки первого камня МЖК «Комсомольский» в Свердловске. Движение МЖК (молодежный жилой комплекс) развивалось в позднем СССР и сочетало инициативу молодежи по строительству многоквартирного жилья своими руками и эксперимент по формированию сообщества единомышленников по месту жительства.
– Движение МЖК было очень ярким эпизодом в истории не только нашего города, но и всей страны, поэтому важно помнить и рассказывать о нём, и именно для этого мы делаем проект, – отметила руководитель отдела развития Музея Бориса Ельцина, один из кураторов проекта «МЖК-1980» Людмила Старостова. – Когда современный человек идет по улицам спальных районов и видит типовые дома с присущими МЖК вкраплениями авторской архитектуры, то зачастую он не знает, какая яркая и вдохновляющая история стоит за обычными многоэтажками. Поэтому необходимо восстанавливать знаки этой истории.
Яркое огромное граффити украсило двор первого дома МЖК-4 в 1993 году. Два неприглядных цилиндрических хранилища теплопункта были раскрашены по инициативе жильцов, которую поддержал Совет МЖК. Специально созданная творческая группа обсуждала разные идеи. Было предложение изобразить узнаваемые консервы, например, советскую сгущенку, но в итоге решили нарисовать красочный образ лета, отдыха, экзотического места, который нашли в советском мультфильме «Каникулы Бонифация», созданном на студии «Союзмультфильм» в 1965 году.
Рисовали граффити студенты Уральского архитектурного института под руководством тогдашнего аспиранта Евгения Даниленко, который хорошо помнит эту работу и по сей день считает, что светлая, добрая философская сказка про немеркантильного льва оказалась очень близка базовым ценностям МЖК, а выразительная графика художника Алимова прекрасно легла на форму баков теплопункта.
Спустя годы рисунок почти совсем стёрся и местами уже был скрыт под новыми слоями граффити, однако нынешние и бывшие жильцы МЖК-4 всегда вспоминали о нём с особой теплотой, называя изюминкой двора. Поэтому Музей Бориса Ельцина решил организовать акцию по реставрации этого образца стрит-арта, созданного в начале 90-х годов.
– В отсутствие тогда нынешней моды на граффити, по инициативе и финансовой поддержке совета МЖК-4 было создано одно из первых в городе подобных изображений. Образом героя популярного тогда мультфильма жители молодёжного комплекса пытались выразить свою идентичность, дух МЖК, – подчеркнула исследующая историю этого молодёжного жилого комплекса Старостова. – Восстанавливая сейчас граффити, мы не только пытаемся очеловечить городскую среду, но и возвращаем память, фиксируем историю, чтобы любой прохожий мог осознать, что он идёт по необычному месту. Мы надеемся пробудить в жителях города, туристах интерес к легендарному прошлому жилого комплекса.
Куратором проекта по реставрации граффити в МЖК-4 стал Алексей Шахов – исследователь уличного искусства и один из лучших экскурсоводов по екатеринбургскому стрит-арту. Неоценимую поддержку в работе ему оказала команда международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия». К восстановлению рисунка Шахов привлёк художника Никиту Руфаса, известного многими своими работами, в том числе посвящённой протестам в защиту сквера у Театра драмы скульптурой «Жизнь».
– Это очень интересный для меня проект. Восстанавливать память – это очень здорово, тем более, что этот рисунок старше меня на несколько лет, – поясняет Никита Руфас. – Также мы решили сделать пасхалку, которая будет отражать современное время. Мне в голову пришла идея нарисовать Джейка – волшебного пса из популярного мультфильма «Время приключений», где персонажи путешествуют по разным мультвселенным. Плюс этот маленький герой очень хорошо подходит по стилистике к граффити, которое мы реставрируем. Джейк не будет бросаться в глаза, его можно заметить лишь приглядевшись.
По словам Старостовой, никаких эскизов граффити не осталось, поэтому организаторы привлекли к акции по восстановлению жителей МЖК-4, которые вспоминали, как выглядел рисунок. В итоге изображение будет максимально близким к утраченному, стёртому граффити, но на него будут нанесены знаки нашего времени: памятная надпись, QR-код и волшебный пёс Джейк.
Возглавлявший в прошлом Совет МЖК-4 Владимир Засыпкин, активно поддержавший в 1993 году инициативу создания граффити, считает, что его реставрация сегодня – очень правильное решение, которое обрадует не только тех, кто живет там сейчас, но и всех, кто строил комплекс, чьё детство прошло в этом дворе.
– Идею нанести граффити на цилиндры теплопункта предложила семья Александра Кузьмина и Елены Павловской. Кузьмин тогда был членом Совета МЖК-4, а его жена – дизайнер по профессии, – вспоминает Засыпкин. – У нас вообще много идей рождалось в семьях, жители всегда были активные и очень инициативные. Мысль, что нам необходимо хоть немного украсить двор, сразу же зародилась в Совете и всегда там культивировалась. У нас не было собственного сада, поэтому мы высадили березы, а вот цилиндры теплопункта пространство привлекательным не делали и глаз совершенно не радовали. Поэтому Совет МЖК сразу же поддержал идею раскрасить сооружение и профинансировал её, также мы украсили двор каменной кладкой и оригинальными металлическими входами, которые сохранились по сей день. Так что двор у нас был уютный и по тем временам нетипичный.
Собирающая материалы по истории МЖК с 2018 года Людмила Старостова отмечает, что для жителей этих комплексов было важно придумать фирменный стиль, чтобы подчеркнуть свою идентичность. Люди пытались объективировать в городской среде символы своего сообщества, поскольку гордились своими домами и хотели, чтобы другие об этом знали.
– На МЖК-УЗТМ тоже есть теплопункт, который в своё время жильцы украсили рисунками, но летом прошлого года в ходе ремонта обветшавшего фасада граффити, которое со временем осыпалось, закрасили светло-серой краской. Было бы здорово восстановить утраченное и там, тем более, что сохранилось множество фотографий, считает Старостова.
Ельцин Центр, которому особенно интересна и близка способная многому научить нас сегодня тема гражданских инициатив позднесоветского периода, в рамках публичной программы проекта «МЖК-1980» подготовил специальную экскурсию, посвященную МЖК-4 – одному из самых крупных молодёжных жилых комплексов Свердловска. Также каждый может пройти её индивидуально – достаточно загрузить мобильное приложение izi.TRAVEL и приехать к стартовой точке маршрута – дому по улице Репина, 93.
Авторы и кураторы проекта «МЖК-1980» благодарят за поддержку Фонд президентских грантов, компанию «TEN-девелопмент», компанию Prinzip, «Атомстройкомплекс», посольство Королевства Нидерландов в Москве, Центр документации общественных организаций Свердловской области, Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ, Центр культуры «Молодежный», Центр внешкольной работы «СОЦИУМ», Екатеринбургскую академию современного искусства, Центр культуры и искусства «Верх-Исетский», УрФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина, ТОС «Каменные палатки».