В усадьбе Долгоруковых-Бобринских, в Филиале Ельцин Центра в Москве 3 сентября прошел концерт скрипачки Елены Ревич и гитариста Дмитрия Илларионова под названием «С Юга на Север».
Елена Ревич (скрипка) – заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат молодёжной премии «Триумф», лауреат международных конкурсов. Дипломант XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Автор множества литературно-музыкальных программ, а также проектов в области современной академической музыки.
Дмитрий Илларионов (гитара) – один из самых востребованных классических гитаристов в мире, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат первой премии Международного конкурса гитарной ассоциации Америки (США), лауреат первой премии Международного конкурса имени Франсиско Тарреги (Испания), художественный руководитель Международного конкурса и фестиваля имени Фраучи.
Начиная концерт, Елена Ревич сказала:
– Музыкальные путешествия имеют преимущество перед обычными: не нужны визы и билеты, можно побывать не только в других в местах, но и в других временах, и пообщаться с теми людьми, с которыми никогда бы не встретились, а может даже которых и не существовало. Вы думаете, что это будет очередной концерт классической музыки, но всячески старались сделать из него концерт народной и даже кабацкой музыки, которую я люблю гораздо больше, чем какую-либо другую. Потому что в народной музыке человеческие эмоции абсолютно естественные, не гипертрофированы, не обработаны никаким рафинадом, никакой химией. И это основа нашего бытия – музыка разных времен и народов. Её великие композиторы немного причесали на свой лад, но не испортили.
Согласно названию концерта, начали путешествие с юга на север – с Испании. И начали всё-таки с классической музыки, но с народными истоками – с пьесы «Испанский танец» композитора XIX века Мануэля Де Фальи, написанной для оперы «Жизнь коротка».
Продолжили «Сюитой в испанском народном стиле» того же Де Фальи, которую он написал, вдохновившись танцами андалузских цыган и изначально написанной для голоса с фортепиано; позднее скрипач Коханьски спросил разрешения у композитора и переделал её для скрипки и фортепиано. Ревич и Илларионов пошли дальше и фортепиано заменили на гитару.
Испания захватила путешественников, и они исполнили ещё один «Испанский танец» авторства Энрике Гранадоса из его балета La vida breve. Далее Дмитрий соло исполнил «Арабское каприччио» Франсиско Тарреги.
Музыканты решили завернуть в Трансильванию — сыграть сюиту венгерского композитора Бела Бартока «Румынские танцы». История скрипки тесно связана с Румынией и с Венгрией. Елена Ревич считает, что там люди рождаются со скрипкой в руках, и рассказала о друзьях из этих стран, которые выросли в деревнях, где все были скрипачами. У них немало было инструментов авторства Страдивари, причем музыкантов и хоронили вместе с этими скрипками. Но выбирали инструмент они себе по определённому критерию – чтобы звук было хорошо слышно в соседней деревне.
Музыкальное путешествие продолжилось во Франции. Дмитрий Илларионов исполнил сочинение Матиаса Дюплесси – Trans-Siberian, «Транссибирская», написанное всего год назад. Произведение про поезд, и этот поезд хорошо слышен благодаря особому гитарному приёму. По выражению автора, это не простой поезд, а духовный экспресс, который мчится по дворцу, построенному творцами: Прокофьевым и Ровелем, Пушкиным и Гюго.
Матиас Дюплесси родился в Онфлёре, в том же городе, что и прославленный Эрик Сати. Музыканты не могли обойти это имя в своём концерте и исполнили «Гимнопедию №3», написанную Сати в 1888 году.
По мере приближения к северу музыканты вспомнили, что они обещали слушателям кабацкую музыку – и исполнили сюиту «Ирландский рил».
Не обошли и Россию. Сыграли пьесу «Порыв» Иванова-Крамского – по словам Илларионова, это редкий пример музыки для классической гитары, где присутствует дух Рахманинова.
Музыкальное путешествие сделало круг и вновь вернулось на юг – в Аргентину, исполнив танго Астора Пьяццоллы «Ночной клуб» и «Кафе 1930». А слушатели ещё долго не отпускали исполнителей, стараясь на подольше сохранить впечатления от музыкального вояжа.

