Музыка и литература: два «поезда» Умки

17 июля 2023 г.Михаил Лузин
Музыка и литература: два «поезда» Умки

Можно ли успешно сочетать музыкальную, литературную и издательскую деятельность? Как работала в 1990-е «система» хиппи? Кто сегодня отвечает в нашей стране за рок-поэзию и существует ли такой жанр?

Об этом рассказала в зале Свободы Ельцин Центра в Екатеринбурге Аня Герасимова, также известная под псевдонимом Умка. Творческая встреча с ней прошла 27 июня в рамках публичной программы выставки «Поколение дворников и сторожей». Ведущим вечера стал Борис Минаев — писатель и журналист, научный консультант Музея Б.Н. Ельцина и давний друг Анны.

Аня Герасимова — филолог, переводчик, автор стихов и песен, лидер рок-группы. Родилась в Москве в 1961-м, закончила Литературный институт и его аспирантуру: кандидатская диссертация «Проблема смешного в творчестве обэриутов» (1989). С 1986 года под прозвищем Умка известна своими песнями, с 1996-го выступает с ними по стране и миру, с рок-группой и без, записывает музыкальные альбомы. Подготовила и издала собрания произведений обэриутов (Хармс, Введенский, Вагинов: составление, подготовка текста, комментарии), а также книги литовских поэтов (Т. Венцлова и др.).

— Я всю жизнь бегу с двумя поездами одновременно, — сказала Анна, отвечая на вопрос, как сочетаются в её жизни литература и музыка. — Порой они разъезжаются в разные стороны, и я с одного соскакиваю и бегу со всей дури на второй, проезжаю какое-то расстояние, потом соскакиваю снова. К счастью, они в последнее время подцепились друг к другу и едут согласовано вместе.

По словам выступающей, был период, когда поклонники её творчества не догадывались, что Умка и Анна Герасимова — это одно и то же лицо. Когда такое узнавание произошло, стало значительно легче жить.

Анна рассказала о хипповской «системе» 1990-х, которая объединяла «детей цветов» в разных городах задолго до появления интернета, и своём первом приезде в Екатеринбург, который с тех пор считает своего рода «оазисом», прекрасным и демократичным городом.

— В 1994-м каком-то году мы приехали сюда погулять, стопом или на поездах. У меня был единственный свердловский телефон — девушки по имени Марина, с которой мы познакомились на фестивале «Радуга». Я позвонила, мы встретились. И Марина вдруг начинает обзванивать своих друзей и говорит: ребята, в наш город приехала Умка! И я просто офигела, что все как-то сбежались. Мне кажется, «система» вечна, и это удивительно, что другие люди сейчас придерживаются тех же принципов, что и ты.

При этом Анна Герасимова заявила, что совершенно не разделяет романтизм по отношению к русскому року и его «золотому веку».

— Я вообще не любитель русского рока, могу назвать три-четыре имени, которых могу слушать. Янка Дягилева — это большая величина, «АукцЫон» — большая музыка. Пётр Мамонов — это великий автор, исполнитель и музыкант. Но если вы спросите любого человека моего поколения, имеющего отношение к пению рок-н-ролльных песен на русском языке, что он любит из «русского рока», он скривит морду: «Я русское не слушаю». У нас привыкли слушать западную музыку. Зачем слушать то, что хуже, если можно слушать то, что я люблю? The Beatles, Kinks, Игги Попа и так далее.

По словам Умки, первые величины «русского рока», артефакты или публикации о которых представлены на выставке «Поколение дворников и сторожей», не вызывают у неё никакого пиетета.

— Помимо них были очень интересные авторы, но всё ушло «под лёд» просто потому, что их не взяли на эту «лодочку». Мощное поколение, которое начало играть ещё в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов, сгорело в атмосфере девяностых.

Среди тех музыкантов, кому сейчас около сорока, Умка выделила артиста по имени Дима Вагин.

— Если вы его не слушали, послушайте. А когда вы начнёте слушать, вы найдёте лагерь всех, кто вокруг и рядом с ним. Это люди, которые не стесняются даже называть себя бардами, хотя в наше время это слово было ругательным.

После рассказа о музыке Анна Герасимова перешла к своей литературной и издательской деятельности. Она создала издательство «Пробел-2000», которое занимается индивидуальной печатью книг тиражом от 15 до 1000 экземпляров с пошаговым сопровождением автора от рукописи до издания. Эта схема, уверена Умка, идеально подходит для авторских произведений в стихах и прозе, мемуаров, романов, сборников, учебников и многого другого.

По словам Ани, ещё в раннем детстве она выпускала самодельный «журнал» под названием «Медвежья литература», невольно пародируя тогдашние детские взрослые журналы. В старших классах школы написала два толстых романа «из жизни русской интеллигенции ХIХ века», но, к счастью, опубликовать их не удалось. Примерно тогда же впервые столкнулась с настоящим самиздатом — сестра принесла составленный Валерием Абрамкиным сборник «недетского» Хармса, который Аня перепечатала на машинке и впоследствии сама переплела.

Видеозапись встречи с Анной Герасимовой в Ельцин Центре

Потом, когда родился сын, в семье снова несколько лет выпускался иллюстрированный журнал в одном экземпляре. Начав публиковаться в настоящих издательствах и журналах, Аня вскоре поняла, что одной работать гораздо удобнее. Так стали появляться самодельные брошюрки: роман Джека Керуака, автобиография Игги Попа, воспоминания Аниного отца Георгия Герасимова. Сейчас выпущены десятки малотиражных малобюджетных изданий, в основном биографического и автобиографического характера, а также Анины собственные стихи и переводы и даже тоненькие книжки её внука Платона.

Одна из недавно выпущенных «Пробелом-2000» книг — «Какой я тебе Петя. Поминки по Мамонову». Это сборник воспоминаний об актёре и лидере «Звуков Му».

— В ней вырастает очень противоречивая, очень сложная его фигура. Я поражаюсь тому, какие были разговоры интересные, — комментирует Умка.

Завершая рассказ, Аня Герасимова поделилась мнением о современной поэзии и поэтах.

— У нас есть интернет, хорошо это или плохо, мы уже никуда от него не можем деваться. Благодаря этому существует очень много способов существования в культуре. И каждый, кто умеет писать буквы, считает, что он может быть поэтом. И хотя бы уже поэтому несколько из них сложатся. Сети полны этими поэтами. Я туда, конечно, не хожу. Но периодически мне присылают люди свои стихи, говорят: «Оцени». И я, например, читаю их под музыку.

Встреча с Умкой состоялась в те дни, когда в Арт-галерее Ельцин Центра работает выставка, посвящённая истории русского рока 80-х - 90-х годов «Поколение дворников и сторожей». Посмотреть её можно до 30 июля.

Другие новости

Фестивали

Открывая Китай древний и современный

Открывая Китай древний и современный
В 2024 году исполнилось 75 лет со дня образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. 5 октября Музей Бориса Ельцина совместно с Институтом К…
31 октября 2024 г.
Выставка

Фотовыставка Андрея Князева – в Москве на Никитской

Фотовыставка Андрея Князева – в Москве на Никитской
В московском филиале Ельцин Центра на Малой Никитской 22 октября появилось выставочное пространство. На новой площадке открылась выставка фотографа Андрея Князева – результат сотрудничества Галереи Лю…
30 октября 2024 г.
Лекция

Анна Новикова – об «образах счастья» в соцсетях

Анна Новикова  – об «образах счастья» в соцсетях
Как цифровая культура формирует представления о счастье и какие вызовы это влечёт для общества и личности? Об этом и многом другом смогут узнать посетители авторского курса «Цифровая культура: как не …
25 октября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.