Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге 21 октября собрал в своих стенах на занятие по музейному делу активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профессионала и поучаствовали в мастер-классах, получив основы современной выставочной и экскурсионной работы.
Очное занятие областной Школы музейного актива в Музее Бориса Ельцина прошло впервые, хотя институция поддерживает образовательный проект «Музейное пространство», в рамках которого работает школа, уже несколько лет. Задача — объединить талантливых ребят и педагогов, занятых в работе школьных музеев, дать школьникам не только представление о теоретических основах музейного дела, но и практические навыки в области музейного проектирования.
Проект «Музейное пространство» — составная часть национального проекта «Образование». Он рассматривает школьные музеи как участников диалога поколений и культур, средство творческой самореализации детей и подростков, предполагает создание на их базе исследовательских центров по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций.
По словам Екатерины Трапезниковой, которая возглавляет отдел музейной педагогики Музея Бориса Ельцина, именно школьные музеи, где ребята получают навыки того, как заботиться и сохранять экспонаты и архивные документы, зачастую формируют первое представление о музейной работе в целом.
— Предыдущие три наши Школы музейного актива знакомили детей и педагогов с современными форматами работы музея, рассказывали, как сейчас культурные институции выстраивают свои мероприятия. Вместе с экспертами ребята создавали свои сайты, тексты для цифровых выставок, аудиогиды и игровые путеводители, — пояснила Трапезникова. — В этом учебном сезоне мы обратимся к созданию выставок — разберёмся в том, как создавать концепцию и выбирать экспонаты, писать этикетки и проектировать экспозицию.
Поскольку программа школы включает два трека, теоретический и проектный, накануне очного занятия в Музее Бориса Ельцина его научный сотрудник Роман Сырчин провёл онлайн-занятие Школы музейного актива, где рассказал, какие бывают выставки, как и для чего они создаются, как интересно и необычно раскрыть тему проекта, кто такой куратор выставки и какова его роль в подготовке проекта.
Очное занятие в Музее Бориса Ельцина стало для ребят стартом уже для проектного трека, который начался с большой технической экскурсии, где Екатерина и Роман рассказали, как современный музей, используя определённые приёмы, может не только показывать экспонаты, но и создавать опыт и впечатления.
В ходе необычной экскурсии ребята получили представление о том, как выстраивается музейное экспонирование, как влияют на восприятие свет и цвет, литературные цитаты, как создаётся эффект погружения и используются мультимедийные технологии при создании экспозиций. А также увидели примеры того, как можно расположить в пространстве различные объекты и фотографии, подготовить этикетки и кураторские тексты.
После экскурсии школьники разделились на две команды, причём каждая поочерёдно получила возможность поучаствовать в мозговом штурме «Не только экскурсии» вместе с Екатериной Трапезниковой и пройти мастер-класс по созданию выставки с Романом Сырчиным.
Екатерина на занятии объяснила, почему сегодня необходимо выстраивать экскурсию как диалог со слушателем. Она посоветовала при подготовке такого разговора и в его процессе искать связующие нити, ассоциации, которые могли бы приблизить выставочные объекты к опыту посетителей выставки или экспозиции, сделать их более близкими каждому.
Также на мастер-классе она рассказала про разные формы проведения экскурсий, игровые механики, медиацию и посоветовала сделать школьные музейные площадки местом для проведения самых различных мероприятий — квестов, интеллектуальных батлов, риддинг-групп, кинопоказов и онлайн-программ.
Роман перед активистами поставил задачу продумать собственную концепцию выставочного проекта, который возможно реализовать в музее образовательной организации. Он напомнил, какие бывают выставки по принципам экспонирования и способу организации показа, объяснил, как они создаются, какие цели и задачи преследуют, посоветовал, где черпать идеи.
Речь вновь шла о важной роли куратора и менеджера выставочного проекта, отборе экспонатов, публичной программе выставки и о том, как её можно разнообразить различными мультимедийными объектами.
По итогам занятий в Школе музейного актива её участники представят зачётную работу — собственную концепцию выставочного проекта, а также желающим предложено создать рекламный видеоролик о музее своей образовательной организации.
Лучшие команды участников, получившие высокие баллы за зачётную работу-концепцию выставочного проекта, и команды, выполнившие дополнительное задание на отлично, будут награждены дипломами и поощрительными призами.
В роли организатора Школы музейного актива Свердловской области выступает Региональный центр детско-юношеского туризма и краеведения — подразделение екатеринбургского Дворца молодёжи.