Специалисты Музея Бориса Ельцина в рамках Школы музейного актива поделились своим опытом работы с руководителями школьных музеев Свердловской области. На методическом семинаре 11 апреля педагоги смогли не только обогатить теоретические знания в области музейного дела, но и получить практические навыки на мастер-классах.
Школа музейного актива — это партнёрский проект Дворца молодёжи, Ельцин Центра и Музея истории Екатеринбурга, который направлен на развитие и поддержку школьных музеев Свердловской области. Специалисты делятся актуальными методиками в области экранирования и музейной коммуникации с руководителями и активистами школьных музеев.
На методический семинар «Организация деятельности музея как образовательного пространства» в Ельцин Центре в Екатеринбурге собрались 80 руководителей городских, поселковых и сельских школьных музеев Свердловской области, причём многие педагоги далеко не впервые приняли участие в очередном занятии Школы музейного актива, которая работает уже около шести лет.
— Школьные музеи — бесценные сокровищницы, они играют огромную роль в образовательном и воспитательном процессе. И нам, как музейным сотрудникам, очень важно делиться своим опытом с педагогами. Я искренне верю, что сегодня мы вместе сможем научиться раскрывать потенциал школьных музеев для образовательного процесса, — подчеркнула директор Музея Бориса Ельцина Анна Бородулина, открывая семинар. — Интеграция образовательного процесса в пространство школьного музея необходима, поскольку для расширения образовательной среды нужен и важен тот эмоциональный посыл, та информация, которую несёт музейный предмет или исторический источник.
В этом году методический семинар для педагогов прошёл в пространстве Атриума Ельцин Центра и в самом сердце фотовыставки «Это война», рассказывающей о людях на войне глазами военных корреспондентов. Специалисты Музея Бориса Ельцина решили поделиться своим опытом с педагогами, которые сейчас занимаются организацией дополнительных экспозиций или специальных программ, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Анна Бородулина в ходе семинара подробно рассказала, как музей работал над выставкой, акцентируя внимание педагогов на важных базовых рекомендациях, способных помочь в работе не только профессионалам, но и тем, кто стремится поддержать на должном уровне экспозиции школьных музеев.
По её словам, на начальном этапе работы над любым музейным проектом, вне зависимости от его масштаба, необходимо найти ответ на три главных вопроса: зачем (цель проекта), для кого (кто целевая аудитория) и как (в каком формате)?
— На первый взгляд, это очень простые и базовые вещи, но если руководители школьных музеев вместе с ребятами в начале работы внятно смогут ответить на эти три вопроса, то проект или новую выставку уже ждёт успех практически на 90 процентов, — отметила Бородулина.
Теоретическую часть семинара продолжила Екатерина Трапезникова, которая возглавляет отдел музейной педагогики Музея Бориса Ельцина. Она рассказала о теории изменений, которая служит «дорожной картой» проекта и описывает путь от начальной точки к желаемому и долгосрочному результату.
— Каждый раз при реализации музейного проекта очень важно сделать паузу и задуматься о долгосрочном результате, максимально уделить внимание тому, как наша деятельность в перспективе будет влиять на работу детей, на их образование и то, какие навыки они в дальнейшем получат.
В качестве примера воплощения теории в практику в ходе своего выступления Трапезникова подробно разобрала кейс выставки «300 кадров» в Ельцин Центре, на которой были представлены результаты работы молодёжной медиалаборатории к юбилею Екатеринбурга.
Последней темой в рамках теоретического блока стал дизайн выставочного пространства школьных музеев. Эту тему на доступных визуальных примерах попытался раскрыть научный сотрудник Музея Бориса Ельцина Роман Сырчин, который рассказал, как важно сделать какую-то выставку или школьный музей в целом более визуально приятными, красивыми, понятными и удобными для детей.
Сырчин напомнил про принципы баланса, пропорций, контраста, «воздушности», движения, удобства и единства стиля, о которых не следует забывать педагогам при организации музейного пространства в школах. Также он подсказал, как и из каких доступных материалов при ограниченных ресурсах и наличии креатива можно создать красивую выставку.
Все новые знания, полученные в ходе теоретической части семинара, педагоги смогли закрепить на мастер-классах. Екатерина Трапезникова свой назвала «Выставка на парте и вокруг неё», Роман Сырчин предложил исправить устаревший музейный дизайн и пояснил, какими инструментами это можно сделать, а Дарья Каяткина провела обучающую экскурсию с элементами медиации по выставке «Эта война».
Музей Бориса Ельцина уже долгое время поддерживает образовательный проект «Музейное пространство», в рамках которого работает Школа музейного актива Свердловской области. Этот проект — составная часть национального проекта «Образование», который рассматривает школьные музеи как участников диалога поколений и культур, средство творческой самореализации детей и подростков, предполагает создание на их базе исследовательских центров по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций.
В конце октября 2024 года в Музее Бориса Ельцина прошло занятие по музейному делу для активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профессионала и поучаствовали в мастер-классах, получив основы современной выставочной и экскурсионной работы.
В роли организатора Школы музейного актива Свердловской области выступает региональный Центр детско-юношеского туризма и краеведения — подразделение екатеринбургского Дворца молодёжи. Поставленная задача — объединить талантливых ребят и педагогов, занятых в работе школьных музеев, дать школьникам не только представление о теоретических основах музейного дела, но и практические навыки в области музейного проектирования.