Очередной этап совместного проекта Музея Бориса Ельцина и Екатеринбургской школы-интерната № 11 для глухих и слабослышащих детей — запись фрагментов экскурсии для видеогидов на русском жестовом языке — прошел 12 марта.
Музей Бориса Ельцина не первый год предлагает экскурсии на русском жестовом языке. С организованными сборными группами они проводятся ежемесячно, как правило, по выходным дням. Специалистам музея, однако, хотелось, чтобы эта аудитория могла посещать музей самостоятельно в любое время.
Сегодня не все медиапрограммы музея дополнены субтитрами, не все подписи и тексты адаптированы для восприятия глухих и слабослышащих людей. Но работа над этим ведется. Адаптировать музей к посещению особой аудитории стало целью совместного проекта музея и школы-интерната, в котором школьники и их педагоги выступили одновременно заказчиками и экспертами нового музейного продукта.
Специализированные школы-интернаты заинтересованы в содействии профессиональной ориентации обучающихся. Участие старшеклассников с нарушениями слуха в новом проекте позволяет им развить коммуникативные навыки, что, возможно, станет основой будущей профессии — не только составления экскурсий, но и их проведения.
Для музея цель ещё более очевидна: создать видеогиды по экспозиции Музея Бориса Ельцина на русском жестовом языке. Для этого школьников и их педагогов пригласили на специальные занятия в Ельцин Центр, чтобы ознакомить с экспозицией музея, погрузить в историческую среду эпохи и помочь выбрать темы для рассказа.
Следующим этапом стало составление текстов для видеогида и перевод их на русский жестовый язык. Очень помогли педагоги-наставники. Было особенно важно, чтобы сам текст исходил от школьников и был наполнен их интонациями.
С интонациями и техникой изложения помог однодневный мастер-класс, проведённый актёрами театра «Три апельсина» по сценическому движению, лицевой экспрессии и навыкам работы на камеру.
Семь участников проекта выбрали семь тем из экспозиции «7 Дней» в Музее Бориса Ельцина. Каждый видеорассказ длится примерно семь минут.
Первая тема «Борись, ты прав!» рассказывает о событиях, представленных в «Дне первом». Речь идёт об октябрьском пленуме 1987 года, на котором Ельцин выступил с критикой в адрес ЦК КПСС и лично Лигачева и Горбачева.
Также в «Дне первом» собирались факты для следующего рассказа — «Культура эпохи Перестройки». Экспозиция «Стена Цоя» была особенно интересна самим школьникам. Они с удовольствием провели время в московском троллейбусе, знакомясь с жизнью москвичей тридцатилетней давности.
Темы «Советский быт» и «Августовский путч» подробно изучали в «Дне втором» — в интерьере обычной городской квартиры и на баррикадах 1991 года.
Экскурсии провели музейные педагоги, кураторы проекта Анна Бородулина и Андрей Шредер.
Школьников на экскурсиях сопровождали их педагоги и сурдопереводчик.
В «Дне третьем» среди пустых полок изучали «Дефицит», а рядом с коммерческим киоском — «Рождение рынка». Школьники отметили, что с «Непопулярными мерами» совершенно точно были знакомы их родители и старшие члены семьи.
В «Дне пятом», в экспозиции «Предвыборного штаба», исследовали президентский марафон 1996 года «Голосуй или проиграешь».
В «Дне седьмом» в интерьере кремлёвского кабинета президента школьникам перевели его последнее обращение к россиянам.
Каждый сюжет будущего видеогида имеет субтитры и продолжительность до 7 минут.
Однако запись длилась несколько часов — с репетициями, повторными дублями и чистовой записью. Сегодня сюжеты монтируются с помощью видеооператоров Ельцин Центра. Потом их выложат на электронную платформу izi.travel и уouтube-канал Ельцин Центра.
Заместитель директора по воспитательной работе интерната Татьяна Пархоменко рада, что у ее подопечных появился новый опыт:
— Нам хотелось понять, справимся ли мы с этим проектом. Хотелось помочь им обрести новую профессию, связанную с видеогидами, с переводом, с музейными занятиями для таких же глухих и слабослышащих детей. Все проекты, которые мы реализуем с Ельцин Центром, детям очень нравятся. Мы начали в октябре и вот сейчас уже подходим к финалу. Были опасения, что дети не смогут выучить большие объёмы текста. Они узнали новые исторические термины, которых не было в их обиходе. Но благодаря учителю истории, переводчику, музейным педагогам, классному руководителю и педагогам по слуховой работе мы справились. Нам важно, чтобы они не замыкались в своем мире, чтобы они верили в себя, расширяли кругозор, тренировали память и были причастны к социальным трендам.
Учитель истории Мария Парфёнова считает, что совместные проекты с Ельцин Центром способствуют большей социализации её учеников:
— Они побывали в Ельцин Центре, познакомились с музеем, им провели полноценную экскурсию, и они детально изучили некоторые темы. Эти дети обычно закрыты для внешнего мира и мало общаются с другими детьми. А тут у них появился интерес и желание общаться. От самого факта, что им доверили такое важное дело, появилась уверенность в себе, мотивация к получению новых знаний. Мне приятно видеть изменения, происходящие в них. Благодаря проекту их знания по истории и обществознанию стали более предметными, более объёмными. У них хорошо развита визуальная память, музей дает им возможность понять: «Вот она, история!». Её можно увидеть, потрогать руками. Кроме того, нам важно сформировать в них гражданскую позицию. И музей оказывает нам большую поддержку. Я патриот, и мне хотелось бы, чтобы они тоже любили свою страну, чтобы они знали свою историю и имели свою точку зрения.
Следующий этап: презентация нового музейного продукта — видеогидов с русским жестовым переводом. Во-первых, это увеличит число самостоятельных и семейных посещений горожан с нарушениями слуха. Во-вторых, позволит удалённо знакомиться с экспозицией Музея Бориса Ельцина за счет размещения видеогидов на электронных платформах в Сети. И в-третьих, представит музей как современную площадку доступной среды для профессиональной самореализации людей с нарушениями слуха.