В понедельник 18 ноября Екатеринбург отметил свой исторический день рождения. Больше 30 лет назад основные празднования были перенесены на лето, однако в 1723 году именно в ноябре состоялся пробный пуск ковочных молотов екатеринбургского железоделательного завода. С этого события, утверждают историки, и следует отсчитывать жизнь города.
Впрочем, дата и даже год основания города могли бы быть совсем другими, – узнали в этот вечер посетители Ельцин Центра.
В Музее Бориса Ельцина по случаю исторического дня города прошла традиционная акция museum after hours – «музей после закрытия», на этот раз ставшая частью общегородского проекта «Огни Екатеринбурга: Вечер музеев». Проект, созданный для привлечения внимания горожан к событиям музейной жизни, предполагал бесплатное посещение экспозиций, тематических экскурсий, концертов и других специальных программ во всех городских музеях.
Праздничный вечер в Музее Бориса Ельцина вызвал большой интерес у екатеринбуржцев. Состоял он из двух частей. Сначала сотрудник музея Людмила Старостова рассказала в зале Свободы об истории празднования в Екатеринбурге дня города и спорах, связанных с точной датировкой этого события.
До революции главным городским праздником считался день Святой великомученицы Екатерины (24 ноября по старому стилю). Улицы города украшались флагами, зажигалась иллюминация и устраивался бал.
В 1923 году Екатеринбург стал первым в СССР областным центром, столицей огромной Уральской области, и тут же возник вопрос о праздновании 200-летия города. В качестве даты было предложено 15 июля – день освобождения города от войск Колчака. Впрочем, как писала газета «Уральский рабочий», отмечали юбилей скромно ввиду скудости средств.
В следующий раз вопрос о праздновании дня города возник только в 1948-м. Отмечали его 6 ноября – в годовщину переименования Екатеринбурга в Свердловск.
В 1958 году на страницах свердловской прессы развернулась бурная дискуссия на тему – когда всё же был основан Екатеринбург? Сотрудник областного архива Анатолий Козлов привёл записи, согласно которым близ строящейся на Исети крепости уже были крестьянские слободы «с пришлыми из России», возрастом не менее 40 лет.
И даже если не принимать во внимание факт, что на месте будущего Екатеринбурга уже жили люди, возник вопрос – от какого события отсчитывать историю города? Например, плотину на месте будущего завода начали строить в 1721 году по приказу Василия Татищева от 27 февраля. Черту под дискуссией подвёл Д. Владимирский, учёный секретарь Свердловского областного краеведческого музея, написавший, что история Екатеринбурга – это история завода, что было вполне в духе того времени. К тому же города на Урале действительно основывались вокруг заводов, а значит, именно пуск завода дал городу жизнь. Официальной датой основания города было назначено 18 ноября, день пробного запуска ковочных молотов.
Праздник быстро приобретал популярность. В ноябре 1963-го года газета «Вечерний Свердловск» вышла с передовицей о праздновании городом 240-летия, а самые масштабные празднества состоялись в 1973-м, в честь 250-летия города. Наконец, в 1987 году решением горисполкома празднование Дня города было перенесено на лето, для комфорта горожан.
По окончании лекции Людмилы Старостовой гости музея из зала Свободы переместились на Президентскую площадь под куполом, где состоялся концерт современной академической музыки. Екатеринбургские ансамбли InterText и По-квартет исполнили композиции музыкального теоретика и профессора Дэвида С. Лефковица (Лос-Анжелес, США).
Museum after hours в день Екатеринбурга
Видео: Александр Поляков
В полуторачасовом концерте был представлен ряд абстрактных композиций, отсылающих к окружающей среде: волны, звёздное небо, город и его составляющие, воздух, небо, время. Интересно, что сцена расположилась под куполом атриума, в нескольких пролётах над зрительным залом, и не была видна снизу. Зрители наблюдали за музыкантами через большой мультимедийный экран. Композитор Дэвид Лефковиц в этот момент также присутствовал на сцене.
Тем временем на экранах, установленных по периметру зала, демонстрировалась мультимедийная инсталляция Ангелины Котовой (Collective garden, Екатеринбург), показывающая жителей города, слушающих музыку Дэвида Лефковица, городские зарисовки и город в целом. Усиленная мультимедийная составляющая вечера стала поводом назвать эту программу museum after hours «Городским web-театром».
О прошедшем вечере и предстоящих программах museum after hours сайту Ельцин Центра рассказала директор Музея Бориса Ельцина Дина Сорокина.
– Серию мероприятий museum after hours – «Музей после закрытия» – мы запустили в прошлом году на мероприятии, посвящённом Конституции РФ. С тех пор такие вечера проходят регулярно, примерно раз в два месяца. Музей открывается после закрытия. Обычно это происходит в 21.00, но сегодня мы сделали исключение и открылись в 18.00, так как наш традиционный выходной, понедельник, совпал с историческим Днём города. Совместно с другими музеями мы включились в акцию «Огни Екатеринбурга: вечер музеев», которая проходит уже в десятый раз.
Мы подготовили очень яркую и насыщенную программу. Это и дискуссия о значимости дня города, и долгожданный концерт американского музыканта, профессора музыки и композитора Дэвида Лефковица, который специально приехал в Екатеринбург на эти выходные. В субботу у него была лекция в магазине «Пиотровский»: Дэвид рассказал о специфике композиции для международной аудитории, о том, как он интегрирует традиции различных стран и народов в своё творчество. К примеру, одно из прозвучавших сегодня произведений было вдохновлено канализационными люками в Москве. По Дэвиду, эти люки – заманчивые паттерны, концентрические узоры, которые напоминают и ноты, и винил, и вызывают большое количество ассоциаций.
Помогал нам сегодня ансамбль InterText, с которым мы сотрудничаем на протяжении нескольких лет. Они ведут регулярный цикл программ «Новая музыка в зале Свободы» во второй вторник каждого месяца. Также участвовали екатеринбургский квартет По, квартет Collective Garden и ансамбль «ЛИЛИЯ» из Перми. Всё происходило в очень нестандартном пространстве под куполом музея – мы давно хотели поэкспериментировать с этой площадкой, там замечательная акустика, – сказала Сорокина.
По словам Дины Сорокиной, следующий вечер museum after hours пройдет 30 декабря, в канун Нового года, и будет посвящён «проблеме 2000» – массовому ажиотажу вокруг возможного сбоя вычислительных систем по всему миру в канун нового тысячелетия.
– Спустя 20 лет мы хотим обратиться к этой проблеме снова – к новым вызовам, которые ставит перед нами XXI век, новым технологиям, новым проблемам окружающей среды. К 30 декабря мы готовим необычную и очень интересную программу с театральными включениями и музыкальным сетом, – сказала директор Музея Бориса Ельцина.