Museum after hours: проблема мусора и 2000

20 января 2020 г.Михаил Лузин
Museum after hours: проблема мусора и 2000

В преддверии Нового года, 30 декабря, в Музее Бориса Ельцина прошла последняя в 2019 году программа цикла museum after hours – «Y2K. Версия 2.0». Вдохновением для неё послужили события двадцатилетней давности – тогда мир замер в ожидании возможных техногенных катастроф из-за потенциального глобального сбоя компьютерных систем.

Компьютеры того времени имели только два разряда для обозначения года, первые две цифры – «19..» либо подразумевались, либо подставлялись по умолчанию. Поэтому 1999-й год, обозначаемый в машинах числом «99», рисковал превратиться в 1900-й, а не в 2000-й, что могло иметь непредсказуемые последствия для многих отраслей, зависимых от работы компьютеров. Ничего катастрофического тогда не произошло, но «Проблема 2000» или «Y2K», как её назвали, заставила задуматься о степени зависимости человечества от цифровой техники.

Как отметила директор Музея Бориса Ельцина Дина Сорокина, минувший 2019-й год также дал немало поводов для беспокойства о потенциально катастрофических последствиях нашей деятельности. Проблема мусора, проблема состояния окружающей среды вышли на первый план, и неслучайно человеком года стала Грета Тунберг, которая со свойственной молодой девушке эмоциональностью обратила внимание всего мира на эти вопросы.

В этой связи неудивительно, что проблеме мусора была посвящена первая часть программы museum after hours – спектакль «Иди с миром» в зале Свободы. Он был создан специально для Театральной платформы Ельцин Центра при участии трёх режиссёров из разных стран – Алессандры Джунтини (Италия-Россия), Николо Колумбано (Италия) и Яэля Бигон-Цитрон (Израиль). Вместе с активными жителями Екатеринбурга – непрофессиональными артистами, которых выбрали из числа тех, кому важна проблема экологии и будущего нашей планеты – они создали документальную постановку об истории и философии утилизации мусора и особенностях работы с отходами в разных уголках мира.

Центральный вопрос спектакля – вопрос выбора. Екатеринбург, например, вошёл в книгу рекордов Гиннесса как город, употребляющий самое большое количество майонеза. Что делать с огромным количеством баночек из-под него? Можно просто выбросить в общий контейнер, можно – в контейнер для пластика, а можно создать арт-объект. Выбор зависит от города и его жителей, их отношения к мусору. Покидая зал под звучащий рефреном сломанный механический голос – «Иди с миром, иди с миром» – каждый зритель мог переосмыслить последствия собственных действий во взаимодействии с окружающей средой.

– Очень рада, что мы смогли показать этот спектакль в зале Свободы, он заиграл новыми яркими красками. Я рада, что отозвались и активные горожане, и профессиональные актёры – многие из них пожертвовали ради этого участием в новогодних «ёлках». Для меня лично этот показ стал более сильным опытом, чем осенью на Театральной платформе. Самое важное в спектакле – это осознание, что каждое наше действие определяет, как будет выглядеть окружающая среда завтра или через десятилетие, что каждый находится на этой переломной линии, – прокомментировала показ Дина Сорокина.

Второй частью программы museum after hours стал музыкальный перфоманс «Директор Всего» московского музыканта и продюсера Андрея Ли. Сидя за массивным столом под куполом Атриума в образе всесильного управленца, в оверсайз-пиджаке, темных очках и в галстуке кричащей расцветки, «Директор Всего» поприветствовал работников и работниц Екатеринбурга, потребовал принести трудовые книжки и раздал ироничные рецепты успеха («Первый совет – заведите бизнес-талисман»). Музыкальным оформлением перфоманса стали треки из альбома «Директора всего» – абстрактные, как электронный документооборот, непредсказуемые, как внеплановые проверки, эмоциональные, как первое собрание и долгожданные, как 13-я зарплата. Завершилось выступление особым посланием о том, каким будет грядущий год.

– Мы давно хотели пригласить Андрея, и я рада, что у него получилось. – сказала Дина Сорокина. – Он представил эту программу уже в нескольких музеях, в том числе в Третьяковской галерее. Это совершенно замечательный музыкальный перфоманс, с шуточным, ироничным взглядом на то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; на то, как мы завязываем себя в путы корпоративной культуры и офисной жизни, забывая о настоящих вещах. И я рада, что нам удалось объединить два совершенно разных проекта под зонтиком одного мероприятия, они органично сложились в единое событие и дополнили друг друга.

По словам директора музея, программа «Y2K. Версия 2.0» стала замечательным завершением цикла museum after hours в 2019-м году, предваряя новогодние мероприятия в музее. Важным акцентом в них стало 20-летие отставки Бориса Ельцина и в частности ­– невероятно успешная экскурсия «Я ухожу» про историю отставок в России и в мире.

– Думаю, в 2020 году у нас будет возможность продолжить программу мероприятий museum after hours, и мы сможем по-новому взглянуть как на темы, которые представлены в музее, так и на события, которые становятся актуальными сегодня, – сказала Дина Сорокина.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.