В преддверии Нового года, 30 декабря, в Музее Бориса Ельцина прошла последняя в 2019 году программа цикла museum after hours – «Y2K. Версия 2.0». Вдохновением для неё послужили события двадцатилетней давности – тогда мир замер в ожидании возможных техногенных катастроф из-за потенциального глобального сбоя компьютерных систем.
Компьютеры того времени имели только два разряда для обозначения года, первые две цифры – «19..» либо подразумевались, либо подставлялись по умолчанию. Поэтому 1999-й год, обозначаемый в машинах числом «99», рисковал превратиться в 1900-й, а не в 2000-й, что могло иметь непредсказуемые последствия для многих отраслей, зависимых от работы компьютеров. Ничего катастрофического тогда не произошло, но «Проблема 2000» или «Y2K», как её назвали, заставила задуматься о степени зависимости человечества от цифровой техники.
Как отметила директор Музея Бориса Ельцина Дина Сорокина, минувший 2019-й год также дал немало поводов для беспокойства о потенциально катастрофических последствиях нашей деятельности. Проблема мусора, проблема состояния окружающей среды вышли на первый план, и неслучайно человеком года стала Грета Тунберг, которая со свойственной молодой девушке эмоциональностью обратила внимание всего мира на эти вопросы.
В этой связи неудивительно, что проблеме мусора была посвящена первая часть программы museum after hours – спектакль «Иди с миром» в зале Свободы. Он был создан специально для Театральной платформы Ельцин Центра при участии трёх режиссёров из разных стран – Алессандры Джунтини (Италия-Россия), Николо Колумбано (Италия) и Яэля Бигон-Цитрон (Израиль). Вместе с активными жителями Екатеринбурга – непрофессиональными артистами, которых выбрали из числа тех, кому важна проблема экологии и будущего нашей планеты – они создали документальную постановку об истории и философии утилизации мусора и особенностях работы с отходами в разных уголках мира.
Центральный вопрос спектакля – вопрос выбора. Екатеринбург, например, вошёл в книгу рекордов Гиннесса как город, употребляющий самое большое количество майонеза. Что делать с огромным количеством баночек из-под него? Можно просто выбросить в общий контейнер, можно – в контейнер для пластика, а можно создать арт-объект. Выбор зависит от города и его жителей, их отношения к мусору. Покидая зал под звучащий рефреном сломанный механический голос – «Иди с миром, иди с миром» – каждый зритель мог переосмыслить последствия собственных действий во взаимодействии с окружающей средой.
– Очень рада, что мы смогли показать этот спектакль в зале Свободы, он заиграл новыми яркими красками. Я рада, что отозвались и активные горожане, и профессиональные актёры – многие из них пожертвовали ради этого участием в новогодних «ёлках». Для меня лично этот показ стал более сильным опытом, чем осенью на Театральной платформе. Самое важное в спектакле – это осознание, что каждое наше действие определяет, как будет выглядеть окружающая среда завтра или через десятилетие, что каждый находится на этой переломной линии, – прокомментировала показ Дина Сорокина.
Второй частью программы museum after hours стал музыкальный перфоманс «Директор Всего» московского музыканта и продюсера Андрея Ли. Сидя за массивным столом под куполом Атриума в образе всесильного управленца, в оверсайз-пиджаке, темных очках и в галстуке кричащей расцветки, «Директор Всего» поприветствовал работников и работниц Екатеринбурга, потребовал принести трудовые книжки и раздал ироничные рецепты успеха («Первый совет – заведите бизнес-талисман»). Музыкальным оформлением перфоманса стали треки из альбома «Директора всего» – абстрактные, как электронный документооборот, непредсказуемые, как внеплановые проверки, эмоциональные, как первое собрание и долгожданные, как 13-я зарплата. Завершилось выступление особым посланием о том, каким будет грядущий год.
– Мы давно хотели пригласить Андрея, и я рада, что у него получилось. – сказала Дина Сорокина. – Он представил эту программу уже в нескольких музеях, в том числе в Третьяковской галерее. Это совершенно замечательный музыкальный перфоманс, с шуточным, ироничным взглядом на то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; на то, как мы завязываем себя в путы корпоративной культуры и офисной жизни, забывая о настоящих вещах. И я рада, что нам удалось объединить два совершенно разных проекта под зонтиком одного мероприятия, они органично сложились в единое событие и дополнили друг друга.
По словам директора музея, программа «Y2K. Версия 2.0» стала замечательным завершением цикла museum after hours в 2019-м году, предваряя новогодние мероприятия в музее. Важным акцентом в них стало 20-летие отставки Бориса Ельцина и в частности – невероятно успешная экскурсия «Я ухожу» про историю отставок в России и в мире.
– Думаю, в 2020 году у нас будет возможность продолжить программу мероприятий museum after hours, и мы сможем по-новому взглянуть как на темы, которые представлены в музее, так и на события, которые становятся актуальными сегодня, – сказала Дина Сорокина.