В Ельцин Центре в Екатеринбурге 7 сентября открылась выставка «Вечное лето». Мозаики и сграффито Свердловска», на которой представлены изображения, запечатленные на свердловских зданиях 1960–1980 годов.

– Я рад, что выставка проходит в рамках параллельной программы IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства, – отметил директор Арт-галереи Илья Шипиловских. – Это важная большая инициатива. Биеннале захватила в этом году и нас. Автор представленных на выставке фотографий Иван Козлов обладает потрясающим видением, талантом подмечать детали. В интернет-издании «Звезда» он провел исследование мозаик и сграффито города Перми. Это было очень увлекательно, я родом из Перми, но еще не видел город так, как это удалось Ивану. Это свежий взгляд.

– Мы долго размышляли, что может быть представлено в Ельцин Центре в рамках параллельной программы IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства, – продолжила комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова. – Мы рады, что след биеннале присутствует в Ельцин Центре. Мне представляется важным и неформальным включение выставки в тему новой грамотности, которой посвящена биеннале. Вообще выставка «Вечное лето» компактная, но насыщенная.

Стоит отметить, что мозаика была одним из самых древних способов украшения зданий, дворцов и храмов. Она использовалась еще во второй половине IV тысячелетия до нашей эры древними шумерами в городах Месопотамии. Также мозаика была популярна у древних греков, римлян, в Византийской империи, Средневековой Европе и Древней Руси. В эпоху СССР мозаика украшала фасады зданий, холлы учреждений культуры, оздоровительных и учебных заведений. Советские мозаики прославляли «героев своего времени», а ими прежде всего были люди труда: шахтеры, космонавты, сталевары, доярки. Изображали в мозаике и лидеров СССР – Ленина и Сталина. По мнению ряда исследователей, по своей технике лаконичная советская мозаика была ближе всего к мозаике античной.

– Иван Козлов представил фотографии тех произведений искусства, которые доступны круглосуточно, – рассказала куратор выставки Марина Соколовская. – Советские города в 1960–1980 годы украшались мозаиками. Я надеюсь, что интерес к осмыслению этого периода получит свое развитие. В 1960 годы в Советском Союзе возвращается интерес к архитектуре модернизма. Он связан с тем, что меняются методы строительства, появляется массовое индустриальное домостроение. В этот период все определяют строители, а не архитекторы. Архитектура того времени кажется сегодня банальной, невыразительной, неуютной. Архитекторам, художникам, градостроителям приходилось преодолевать отчужденность новой застройки от человека, а мозаики и сграффито связывали человека и город. Связывали тем, что расцвечивали городское пространство и транслировали ряд символов, идей, образов, которые были важны для общества той поры. Мозаика была тактильной. В городах появлялись не просто маркеры места, а иная материальная среда, которая была уникальной. Один объект сграффито мы нашли в районе Химмаша, примечательно, что многие здания, украшенные мозаикой, расположены на окраинах. Правда, это не классическая техника сграффито, а ее имитация.

Приобщиться к «Вечному лету» советской мозаики можно будет до 8 октября, в Малом Атриуме (1-й этаж) Ельцин Центра (вход со стороны ул. Ельцина).