Моментальная фотография Сергея Рогожкина

30 января 2025 г.Татьяна Филиппова
Моментальная фотография Сергея Рогожкина

В Круглом зале Ельцин Центра в Екатеринбурге 26 января открылась персональная выставка Сергея Рогожкина «Моментальная фотография». Ретроспектива работ мастера документальной фотографии Сергея Рогожкина включает семьдесят — по количеству прожитых лет — чёрно-белых снимков, снятых с 1984 по 2024 год.

Сергей Рогожкин окончил Свердловский государственный пединститут по специальности «учитель физики». С 1979 по 1990 годы работал в лаборатории научной фотографии в НИИ «Шторм» в Одессе. В 1992 году вернулся в Екатеринбург. В 1992–1993 годах участвовал в арт-резиденции в Сан-Хосе, городе-побратиме Екатеринбурга. Его персональные выставки прошли в фотографическом музее «Дом Метенкова» в 1999, 2002, 2006 годах, в галерее Союза фотохудожников России «Фотосоюз» в Москве в 2007 году. Он участник многих групповых выставок, в том числе «Индивидуальные свидетельства эпохи» («Свердловская фотография 1970–1990») в РОСФОТО в Санкт-Петербурге в 2013 году, «Новая волна. Художественная фотография 1970–1980-х годов» в РОСФОТО в Санкт-Петербурге в 2023 году.

За годы карьеры профессионального фотографа Сергей Рогожкин работал в различных жанрах: занимался технической прикладной фотографией, снимал пейзажи, натюрморты и портреты, работал для прессы и рекламы. Но его подлинной страстью была и остаётся фотография непосредственного наблюдения за человеком в большом городе. Фотограф так описывает своё кредо: «Моментальная, или неинсценированная, фотография — достойная ветвь в современной фотографии, с богатой историей. Мне интересно снимать именно так — спонтанно и интуитивно. Такие снимки всегда неожиданны, поскольку жизнь преподносит нам сюрпризы».

Кроме того, на выставке представлены нецифровые фото, снятые на плёночный фотоаппарат, и это целая эпоха отечественной фотографии.

Проект осуществлён в содружестве с Центром фотографии «Март». Его кураторы — Артём Беркович и Раиса Зорина.

Выставку традиционно открыла руководитель Арт-галереи в Ельцин Центре Светлана Усольцева.

— Мы с вами присутствуем на открытии не только знакового и важного для всего фотографического сообщества художника, но также дорогого для меня и для кураторов выставки. Меня многие сегодня спрашивали, почему мы открываем выставку не традиционно в четверг, а в воскресенье. Дело в том, что 26 января день рождения Сергея Борисовича. Нам захотелось нарушить рамки и традиции и совместить два этих знаменательных события. — Светлана Усольцева поздравила юбиляра под аплодисменты собравшихся.

Артём Беркович рассказал, как формировалась выставка.

— Хочу обратить ваше внимание на то, что здесь собраны фотографии сорока последних лет. Мы намеренно не стали делать этикетки с сообщением, в каком году сделана фотография и в какой локации. Мы намеренно не делили работы на этапы жизни. Мы знаем, что Сергей Борисович, в каком бы году это ни было, в середине 80-х или сегодня, верен избранному пути, своему пониманию ценности и значимости фотографии. Поэтому в его работах присутствует цельность этого мира, в который фотограф приглашает зрителя, — и с точки зрения приёмов, и с точки зрения героев. В этой выставке есть драматургическое напряжение, оно связано с тем, какого героя мы видим. Это ребёнок, открывающий для себя мир, за этими фотографиями стоит романтическая картина. Второй тип героя, принадлежащий человеческой комедии, и, соответственно, другая картина мира. Между этим романтическим и острым, безжалостным взглядом на человека создаётся напряжение этой выставки.

С точки зрения локации мы тоже видим здесь две противоположности. Это улицы родного города, плотно населённое городское пространство, наполненное рекламными текстами, независимо от того, к какой эпохе они относятся, и стихия моря, Чёрного моря или озера Шарташ. У него море — как метафора. Его фотографический взгляд находит линию горизонта. Если в первом случае локации очень тесные, то во втором — напротив, и за ними стоит разное ощущение жизни: романтическое, связанное с устремлённостью в небо с характерным лейтмотивом — птицей в небе или кораблём в море, либо пространство, в котором взгляд всё время упирается во что-то: в стену, спину или плечо. Это те тематические блоки, которые создают структуру нашей выставки.

Сокуратор выставки Раиса Зорина и коллеги Сергея Рогожкина по фотографическому цеху Дмитрий Чусовитин и Вадим Овчинников поздравили юбиляра с днём рождения и вручили ему подарки, подготовленные специально к этому дню: набор открыток с работами мастера и альбом.

Влада Позднякова, искусствовед, специалист Арт-галереи Ельцин Центра, координатор выставки, поздравила учителя.

— Хочу поблагодарить его как преподавателя и рассказать историю знакомства с ним. На факультете искусствоведения, культурологии и социально-культурной деятельности был курс, посвящённый фотографии. Вёл его Сергей Борисович. Мой первый кураторский проект был в рамках этого замечательного курса. Я благодарна Сергею Борисовичу за его профессионализм, чувство юмора и лёгкое отношение к делу. Мы прошли боевое крещение, мне понравилось заниматься этим ремеслом, которому я посвятила более восьми лет. Спасибо, Сергей Борисович! Поздравляю! — Влада Позднякова пожелала своему педагогу много новых замечательных проектов.

Сергей Рогожкин поблагодарил всех, кто пришёл на открытие его юбилейной выставки в Ельцин Центре.

— Я не первый раз выставляюсь в этом прекрасном заведении, а вот семьдесят лет мне впервые. Я растерян и не знаю, что сказать. Но по протоколу и по совести, прежде всего, всем огромное спасибо. Рад видеть знакомые лица, несмотря на плохую погоду. Чувствую, пришли сочувствующие — и глубоко сочувствующие. Меня, в отличие от профессиональных фотографов — людей другой экзистенциальной размерности, всегда волновало качество моего зрителя. Глядя в ваши глаза, я примерно понимаю, кто что думает. Я в своём зрителе не разочарован. За это вам большое человеческое спасибо!

Фотографическое сообщество, пришедшее поздравить Сергея Рогожкина, оказалось многочисленным и дружным. Они окружили юбиляра, шутили, вручали ему подарки. Их шумная компания двигалась от работы к работе, вовлекая в общение новых посетителей Ельцин Центра. И это понятно: тема города, детства, красоты окружающей природы близка каждому горожанину.

Выставка продлится до 9 марта. Вход свободный, с 10 до 21 часа.

Другие новости

Инклюзия

Конкурс «Я художник — я так вижу» в Музее Ельцина

Конкурс «Я художник — я так вижу» в Музее Ельцина
Музей Бориса Ельцина в числе других ведущих музеев России уже в третий раз поддержал инклюзивный творческий конкурс «Я художник — я так вижу». В декабре и январе для детей с особенностями здоровья и р…
30 января 2025 г.
Выставка

Внучка – бабушке

Внучка – бабушке
В московском филиале Ельцин Центра на Малой Никитской улице открылась фотовыставка Маши Юмашевой «Моя бабушка – первая леди». Как несложно догадаться, Маша Юмашева – внучка Наины Иосифовны Ельциной, с…
29 января 2025 г.
Лекция

Арина Бородина – о российских адаптациях зарубежных сериалов

Арина Бородина – о российских адаптациях зарубежных сериалов
Российский телезритель уже более двадцати лет наблюдает за адаптациями популярных зарубежных сериалов, которые перенесены на отечественную почву с учётом нашего менталитета и культурных реалий. Арина …
22 января 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.