Музей Бориса Ельцина в сотрудничестве с бутиком винтажной одежды «Шувакиш», расположенном в Ельцин Центре в Екатеринбурге, предложил фотоэкскурсию о моде 90-х.
Шувакиш — небольшой посёлок в пригороде Свердловска, где с конца 70-х прошлого столетия обосновался самый большой в стране вещевой рынок, на котором можно было приобрести дефицитные товары: грампластинки, джинсы, дублёнки, кроссовки, спортивные костюмы, бельё и косметику.
В выходные фарцовщики (от англ. — fоr sale) из близлежащих городов съезжались туда как на работу. Электрички, до отказа заполненные потенциальными покупателями, отходили от вокзала каждые 20 минут. Рынок издали напоминал тучу — так он и назывался. Некоторые граждане входили во вкус: ездили в Москву или Питер, тогда ещё Ленинград, покупали пару джинсов за 150 рублей. Приезжали в Свердловск и продавали за 200, а то и за все 250 рублей. С такой прибылью можно было не работать, жить припеваючи и быть модным человеком при деньгах.
Была тут своя мафия, которая случайным людям не давала развернуться. Были и фанатики, коллекционеры западного винила. Их обычно не трогали, так как у них был штучный товар и их сектор был чем-то вроде «клуба по интересам». Все друг друга знали. Крутились осведомители, но их обычно знали в лицо и старались не обижать. Прилавков не было — вместо них ящики или складные столы. Примеряли вещи и обувь на картонках. Справа стеной стояли продавцы. Слева гуськом двигались покупатели. Продавать больше одной вещи было нельзя. Одни джинсы, одни кроссовки, одна шубка, один исландский шарфик. Легенда у всех была одна: купили по случаю, не подошло, теперь продаём или меняем.
Студенческие патрули совместно с сотрудниками милиции периодически шерстили ряды торговцев. Кто с ними «дружил», тех не трогали. Торговать или приобретать одежду на Шувакише было чем-то сродни вольнодумству. Изучая его ассортимент, горожане понимали, что модно, а что нет. Там же появились первые журналы «Бурда моден», пока на немецком языке, и каталоги «Отто» и «Неккерман». Рынок просуществовал до 1991 года, а потом переместился на Центральный рынок в городе. И тогда уж торговля пошла в промышленных масштабах. Челноки арендовали небольшие павильоны с примерочными. Платили мзду за возможность торговать. Моду всё так же диктовали Польша, Турция, Китай. Сегодня в моде снова 90-е. В модных коллекциях сплошные реплики из них. Однако в бутике «Шувакиш» на втором этаже Ельцин Центра только аутентичные вещи — те самые, из тех самых 90-х.
Яркие лосины, объёмные свитера с вышивками, цветастые спортивные костюмы, олимпийки из флиса и «варёные» джинсы-бермуды или пирамиды — не просто модные вещи, а вещи-символы новой энергичной России. С тех пор как граждане стали свободно выезжать за рубеж, в страну хлынул поток заграничных нарядов и брендов, которые сразу завоевали популярность. Несмотря на социальные и экономические потрясения, эта эпоха стала временем модного эксперимента, временем появления инновационных стилей и ярких бунтарских образов. Ощущение свободы и независимости обрело «предметное» измерение. Будто бы моды не существовало до сих пор.
Музей Бориса Ельцина в сотрудничестве с бутиком винтажной одежды «Шувакиш» предложил заинтересованным горожанам вновь пережить это ощущение прорыва от погружения в реалии 90-х.
«Модный бунт» там и начался 8 марта, что весьма символично, участники фотоэкскурсии подобрали себе яркие образы, соответствующие эпохе, и направились в музей, делая селфи не только в локациях музея. Экскурсовод Ксения Паклина рассказала о том, что предшествовало модному бунту эпохи перемен, какими были модные тенденции в разные периоды XX века и как людям удавалось оставаться уникальными в стране одинаковых вещей.
Фотоэкскурсия продолжилась в экспозиции музея «Лабиринт истории ХХ века».
Экскурсанты узнали, как отметились в женских образах Гражданская война, коллективизация, индустриализация и Великая Отечественная война. Коллекция трофейных фильмов, «оттепель», Международный фестиваль молодёжи и студентов — всё это повлияло на появление женской и женственной моды, новых ярко выраженных стилей и субкультур.
Эпоха застоя отразилась в моде консервативными силуэтами, сдержанной цветовой гаммой и сведением к минимуму декоративных деталей в одежде. Однако перестройка, реформы и их влияние на повседневную жизнь существенно расширили гардероб советских женщин. Возник образ первой леди страны — и это также повлияло на мироощущение женщин.
Перестройка всколыхнула культуру. Участники экскурсии устроили фотосессию у самого большого экспоната Музея Бориса Ельцина — московского троллейбуса. Продолжилась съёмка у Стены Цоя, среди афиш и манифестов. Ослабление цензуры в литературе, музыке, театре и кино безусловно повлияло на восприятие жизни и состояние моды.
В экспозиции магазина с пустыми полками вспомнили о том, где в эпоху тотального дефицита женщины «доставали» одежду и пополняли свой гардероб, что шили, вязали, откуда брали выкройки.
Медиабум 90-х — новые передачи, журналы и сериалы — сформировал новый женский образ и дал женщине новые средства самовыражения. Широкое распространение получили аксессуары и бижутерия.
В зале Свободы музея экскурсанты подвели итоги: как 90-е повлияли на современную моду, что осталось в наших гардеробах, что исчезло из них навсегда, какие образы стали символами эпохи.
В течение экскурсии участники фотографировали друг друга в самых атмосферных залах и интерьерах музея, запечатлевая свои эмоции и тот модный образ, который подобрали для себя в «Шувакише». Им разрешили вести любительскую съёмку, чтобы сохранить эти образы на память.