Миша Бастер – о культурной значимости панка

5 сентября 2023 г.Михаил Лузин
Миша Бастер – о культурной значимости панка

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 августа прошла презентация книги «Типа панки: Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР». Её написал Миша Бастер — художник, дизайнер, участник творческого андеграунда 1980-х и автор серии публикаций, посвящённых субкультурным общностям в нашей стране.

В лекции автор рассказал, какое огромное влияние субкультура панка оказала на визуальную культуру, направления в музыке и моде, повседневность и автономные сообщества, о предыстории явления и его идеологических основах. Речь шла и о том, как устрашающее слово из четырёх букв проникло за «железный занавес» и привело к ярким проявлениям индивидуализма в стране с тоталитарным режимом и дефицитом модных вещей.

Панк: от андеграунда на подиумы

Название Punk (англ. разг. «хулиган», «шпана», «дрянь») носил американский журнал-фэнзин, созданный в 1975 году карикатуристом Джоном Холмстромом, издателем Гедом Данном и журналистом Легсом Макнилом. Главными героями публикаций были группы, выступавшие в легендарном андерграундном нью-йоркском клубе CBGB: The Stooges, New York Dolls, MC5, Ramones и другие.

Они вызывающе одевались, компенсировали неумение играть на инструментах экспрессивным поведением и позиционировали себя как антагонисты гламурному стилю диско, который в то время был на пике популярности. Журналисты Punk первыми стали писать о новом явлении, совмещая кричащие заголовки, карикатуры и простую поп-журналистику. В результате герои публикаций стали известны как «панк-артисты», а название журнала переросло в название стиля.

По словам Миши Бастера, в визуальном плане нью-йоркский протопанк представлял собой перфекционизированный глэм — этот стиль в начале десятилетия «прокачал» Дэвид Боуи, став звездой направления. Если говорить о музыкальной составляющей, то резиденты CBGB не стремились овладевать инструментами и «давили» на эпатаж на сцене и некорректное поведение в жизни.

Вслед за журналистами на новую моду обратили внимание продюсеры. Один из столпов диско-музыки Джорджо Мородер сделал суперзвёзд из андеграундной группы Blondie и приложил руку к песням группы Sigue Sigue Sputnik. А лондонец Малькольм Макларен после поездки в Нью-Йорк стал менеджером группы, которая позднее стала известна как Sex Pistols.

— Это хороший пример того, как опытный менеджер использовал музыкантов для продакшена магазина одежды: в этот период Малькольм вместе с дизайнером Вивьен Вествуд держали бутик SEX, который одевал и наряжал первых панков, — рассказывает Миша Бастер. — И это первый случай в истории, когда музыка и мода нашли друг друга.

Панковский эпатаж, крайний индивидуализм в самовыражении и подход DIY (do it yourself), препарированные умелыми руками кутюрье, прорвались сначала на британские, а потом и на мировые подиумы. Александр МакКуин и Жан Поль Готье увидели, как границы моды можно раздвинуть при помощи «некоммерческих» кодов панка.

«Всё порвать и сшить заново»

Усилиями дизайнеров, музыкантов и масс-медиа сформировался своеобразный «панковский стандарт», олицетворением которого можно назвать Уотти Бьюкена из группы The Exploited. Во внешнем виде представителей субкультуры — причёска «ирокез», расписанные кожаные куртки, варёнки, татуировки. В визуальном искусстве и полиграфии — кричащие цвета (например, фирменная розово-жёлтая гамма), граффити и надписи, собранные будто из газетных вырезок.

У каждого из этих элементов есть свои корни. Надписи из газетных вырезок появились в подражание письмам похитителей и шантажистов начала XX века. Грубая одежда, которую будто порвали и сшили заново, стала альтернативой психоделическому стилю хиппи. Татуировки на лице были позаимствованы из британской криминальной культуры. «Ирокезы» выбривали себе американские и канадские десантники, а популярной эта причёска стала после выхода фильма «Таксист» 1976 года с Робертом де Ниро, герой которого — демобилизовавшийся военный, одиночка, который никак не может вписаться в общество.

Особенностью более поздних советских кодов в панке стали вычурная обувь и аксессуары. Например, ботинки сапёров, всевозможные военные или сварочные очки и атрибутика номенклатуры — каракулевые шапки-«пирожки». Были и региональные особенности: например московские панки любили вторгаться в фотоателье и эпатировать посетителей своими причёсками, а сибирские были визуально более похожи на хиппи.

Анархо-индивидуализм и панк-джентрификация

Как отмечает Миша Бастер, панковская атрибутика была зачастую внешним оформлением «вторжения» левацкой идеологии в массовое сознание. Популярность панка часто объясняют тревогой рабочего класса по поводу своего положения в период кризиса 1970-х годов в Великобритании и разочарованием молодых людей этой прослойки экономическим неравенством в обществе.

Порой под маской новых образов скрывались анархо-индивидуалисты, марксистски настроенные молодые люди или маргинальные сообщества, которые пытались уживаться с обществом. Они сквотировали помещения, пытались жить коммунами, как хиппи до них. Панки наносили на стены граффити и занимались другими видами стилистической субкультурной деятельности. Сейчас многие из этих сквотов институализировались, превратившись в арт-кластеры и галереи — этот процесс называется «джентрификацией».

В постперестроечной России панки также пытались наполнить субкультуру политическими смыслами, пытаясь «вывести» свою идеологию от философов-анархистов начала XX века. Впрочем, большая часть представителей сообщества занималась скорее косплеем: они не читали трудов Михаила Бакунина или Петра Кропоткина, и просто наносили на свои кожанки букву «А» в круге как часть панковского дресс-кода.

Панки в СССР

В книге «Типа панки» Миша Бастер попытался структурировать историю субкультуры в нашей стране и выделил три волны панка: начальная стадия, которая пришлась на 1970-80 годы, расцвет движения в перестроечное и постперестроечное время, его излёт в 1990-е.

По словам автора, в СССР панк попал уже визуально оформленным, впитавшим в себя влияния нью-вейва, хеви-метала и других субкультурных стилей. В Советский Cоюз информация о панке и его атрибутика приходила контрабандой, обрастая различными легендами. Интерес молодёжи подогревали и официальные издания по принципу «от противного». В 1977 году тысячи советских людей, не слышавших ни о каком панке, узнали о новой «язве капитализма» из статьи «Карнавал безумия» в журнале «Смена». Последующие публикации стали демонизировать панк, помещая в качестве иллюстрации одну и ту же фотографию со свастикой, выбритой на затылке немецкого панка из околофутбольной среды.

Так или иначе, информация о панке просочилась через «железный занавес». В начале 1980-х в Ленинграде появилась первая советская панк-группа «Автоматические удовлетворители» во главе с Андреем «Свином» Пановым. А в 1982 году в 6-й серии фильма «ТАСС уполномочен заявить» впервые появились кинокадры людей в кожанках с ирокезами — это эстонские панки изображали своих западных «коллег». В перестроечный период появились картины «Тайна "чёрных дроздов"» и «Легко ли быть молодым?». Апогеем панк-истории в советском кино можно считать фильм «Авария — дочь мента». По словам Миши Бастера, участвовавшего в съёмках, это фильм, который неформалы сняли сами про себя, так как киношники отдали им на откуп все процессы. В своих внешних проявлениях представители субкультуры часто шокировали советских людей.

— Человек мог попить из лужи, достать из мусорки чёрствый батон и съесть. Это происходило в достаточно скучной и напряжённой советской действительности. Сначала это шокировало людей, но потом скорее веселило и разряжало, чем напрягало. Сейчас шокировать таким сложно — достаточно открыть «Тик-ток».

Расцвет панк-субкультуры совпал с расцветом рок-самиздата. В конце 80-х — начале 90-х у андеграундных артистов появились возможности записывать и выпускать альбомы. Тиражи журналов «Энск» и «Урлайт», часто оформленных в панк-стиле, достигали десятков тысяч экземпляров. Этот же период отмечен и появлением первых сквотов. В Москве расселяли коммуналки, и в центре города стояло огромное количество «хором». А в Петербурге сквотировали даже дворцы с каминами и сфинксами. В занятых панками помещениях бурлила культурная деятельность: шли концерты, проводились съёмки. Экономический выхлоп был минимальным, но в социальном плане городские власти были довольны тем, что маргинальные личности собираются в одном месте и занимаются чем-то приличным. Многим художникам и музыкантам нужны помещения под репбазы или мастерские. По иронии судьбы материал, который создавался в сквотах в то время, сегодня перешёл в разряд коллекционного и стоит серьёзных денег. С середины 1990-х капитал стал наступать на сквоты. Например, после долгой борьбы был вынужден закрыться знаменитый сквот Александра Петлюры на Петровском бульваре. В его поддержку было собрано больше 1 миллиона подписей, рассказал Миша Бастер. Власти удивились и предоставили художнику новое помещение.

Панк — это не только музыка

По словам Миши Бастера, писать про панк просто как музыкальный стиль скучно: «сегодня он такой же однообразный, тупой и социализированный, как в 1970-х». Да и за пределами круга людей, которые занимались «нездоровым образом жизни и эпатированием», многие проявления стиля были бы непонятными. Поэтому в книге «Типа панки» автор пошёл дальше и стал структурировать информацию о панке как о явлении: о его визуальных кодах, волнах, периодизации, стилистических особенностях, локальных сценах.

Среди связанных с панк-субкультурой явлений в искусстве Миша Бастер отметил перформативные практики, некрореализм в изобразительном искусстве, абсурдистское кино и работы дизайнеров. Например, «панк-царизм» Кати Филипповой, которая создавала гламурные образы из подручных средств и была очень популярной в мире в начале 1990-х годов. Или работу «Лаборатории экспериментальной моды» в Санкт-Петербурге, надевавшей на человека то, что он вынесет, — например деталь газовой плиты или колесо от велосипеда. Эта эпатажная тема стала частью «Поп-механики».

«Типа панки: Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР» — красочный документально-исторический экскурс в историю субкультурных практик в нашей стране. Издание охватывает этапы зарождения и становления советского панка, а также его «движущие» элементы — музыку, изобразительно-оформительское искусство, перформативные жанры, моду и стиль. Уникальные факты и редкие архивные фотографии воссоздают атмосферу эпохи и раскрывают сущность панк-движения, образовавшегося на стыке разных культур и вобравшего в себя множество разных неочевидных деталей, которые читатель сможет уловить благодаря книге.

В Екатеринбурге в книжном магазине «Пиотровский» на втором этаже Ельцин Центра на книгу можно оставить предзаказ.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.