Владимир Грамматиков: «Важно вернуть любовь к кино»

21 декабря 2016 г.Анна Матюхина
Владимир Грамматиков: «Важно вернуть любовь к кино»

В Ельцин Центре в Екатеринбурге прошел показ полюбившегося уже не одному поколению россиян советско-шведского фэнтези «Мио, мой Мио». Основой фильма стала одноименная сказка Астрид Линдгрен. Представил картину зрителю режиссер Владимир Грамматиков. Режиссёр также посмотрел Музей Б.Н. Ельцина и дал интервью.

Уникальность картины в том, что она получилась по-настоящему международной, несмотря на то, что в год ее создания (1986-й) отношения СССР и Запада нельзя было назвать теплыми. Главные роли в «Мио, мой Мио» сыграли британские актеры, также в фильме снялись актеры из Швеции и СССР. Съемки проходили в Швеции, Шотландии и Крыму, а после «Мио, мой Мио» был с успехом показан и в СССР, в США и в Европе.

Фильм рассказывает о приключениях принца Мио, который вместе со своим другом Юм-Юмом спасает детей от чар злого рыцаря Като. Примечательно, что на роль Юм-Юма прозорливый Грамматиков выбрал юного Кристиана Бейла, который впоследствии прославился ролью Бэтмена и получил «Золотой глобус» и «Оскар» за роль в фильме «Боец». Главную же роль Мио сыграл другой маленький британец – Ник Пиккард.

После показа «Мио, мой Мио» режиссер Владимир Грамматиков встретился со зрителями и рассказал историю создания фильма.

– Продюсерам понравился мой фильм «Шла собака по роялю», и они среди режиссеров выбрали меня. Мы снимали сразу международную версию «Мио, мой Мио» – на английском языке. Кастинг актеров проходил непросто: я получил из МИДа списки детей из семей советских дипломатов, которые жили за рубежом по 8-9 лет, и только что вернулись. Однако эти дети не подошли. Тогда мы решили искать главных героев в Лондоне. Я составил список из 70 вопросов для учеников театральных школ, потом мы приехали в Лондон, и я за три дня и три ночи отсмотрел 200 детей. Из 70 претендентов выбрал 30. Мне нужен был эмоциональный герой, поэтому я дал детям задание: представьте, что мальчик возвращается из школы и видит маму, которая стоит в прихожей с чемоданом и хочет уйти из семьи. Задача мальчика – удержать маму. Так выбрал Кристиана Бейла и Ника Пиккарда. Кристиан Бейл потом снялся у Стивена Спилберга в «Империи солнца», и говорил, что его открыл Спилберг, а не я.

Съемки «Мио, мой Мио» частично проходили в студии им. Горького, замок Като мы нашли в Шотландии, севернее Лох-Несса. Представляете, в СССР был голод, а мы ездим по Шотландии и замок выбираем. Часть съемок должна была проходить в Крыму, однако произошла Чернобыльская катастрофа, и съемки пришлось прервать. Но как раз в это время в Ялте был президент МАГАТЭ, я принес ему пробы воды, и съемки продолжились – было принято решение снимать фильм в Ялте.

– Астрид Линдгрен видела фильм?

– Да, она его признала. Продюсер сказал мне: «Астрид Линдгрен хочет тебя увидеть, мы идем к ней домой». У меня с собой были чайник гжель и жостовский поднос – в качестве подарков. Но я боялся, что она спросит: «А что вы будете снимать?» И вот входит Астрид Линдгрен и спрашивает: «Володя, а ты со скольких лет себя помнишь?» И я вспомнил, как мы уезжали в Москву в 1947–1948 годах – мама, четверо детей, корова и пианино. Я ей рассказал об этом. Она обняла меня и сказала: «У нас будет хороший фильм».

– Вы родились в Свердловске. Как относитесь к этому городу, чувствуете ли себя отчасти свердловчанином?

– Да, несмотря на то, что я прожил в Свердловске лишь до четырех лет. Помню наш двор, гаражи, как мама сажала меня в ящик комода на окно. Я смотрел вниз, на очередь с карточками за хлебом. Мама надевала яркий платок, чтобы я видел, как продвигается очередь. Когда платок исчезал из виду, я знал, что мама придет домой через полчаса с хлебом. После нашего отъезда я не был в городе до 1960 года. Город радикально изменился за последние восемь лет, и мне нравится, как он меняется. Сохраняются дома-памятники конструктивизма 1930-х, современная часть города застраивается правильно.

– К слову о новых объектах, как вам Ельцин Центр?

– Здание фантастическое, виден масштаб, техническое наполнение. Важно, чтобы здесь жил дух творчества, было больше выставок, экспозиций. Вообще чувствуется, что здесь зарождается и кипит жизнь. Это очень важно – чтобы была энергетика места.

– В 1963 году вы были утверждены на роль Саши Шагалова в фильме «Я шагаю по Москве», но потом вас призвали в армию, и это означало отмену участия в съемках. Для вас это была творческая потеря?

– Мне было обидно, потому что картина была эпохальная, и Георгий Данелия обещал мне эту роль, но меня действительно забрали в армию.

– Вы возглавляете форум «Бумеранг» в «Орленке». Расскажите, что это за проект.

– Очень интересный проект. Я возглавлял форум визуальных искусств в «Артеке», потом мы перебрались в «Орленок». Потом мы его передали Дмитрию Харатьяну, а он, в свою очередь, Борису Грачевскому. А я увлекся детским кинотворчеством. Современные камеры и технологии открывают перед детьми широкие возможности. Министерство образования выделяет мне 320 путевок. В течение года мы ездим на региональные фестивали и отбираем фильмы, документальные, игровые. Потом дети из 74 регионов съезжаются на смену в «Орленок», показывают и обсуждают свои работы. Я привожу туда лучших мастеров, к примеру, Сергея Мирошниченко, которые проводят мастер-классы, рассказывают детям о профессиях режиссера, оператора, актера. Этим я увлечен.

– Вы снимали сюжеты для «Ералаша», были режиссером популярных детских фильмов, среди которых «Шла собака по роялю», «Маленькая принцесса», сериал «Улица Сезам» и многие другие. Как оцениваете состояние детского кино сегодня? И почему у нас нет фильмов уровня того же «Гарри Поттера»?

– «Гарри Поттера» у нас нет и не будет, потому что там бюджет недосягаемый для нас. И нам не нужен свой «Гарри Поттер». Вообще детское кино болеет теми же проблемами, что и российское кино в целом. Есть надежда, что мы выберемся из ямы, но детское кино уже потеряло свой былой авторитет. Раньше в нем снимались звезды, даже такие как Любовь Орлова. Теперь же, я считаю, из кино ушла любовь. Ушла любовь государства к детскому кинематографу, его разлюбил зритель. Важно вернуть любовь к кино.

– Сегодняшние школьники, кажется, предпочитают не кино, а интернет, возможности Youtube и компьютерных игр.

– Подростковая часть зрителя все равно пойдет в кино: подростков не интересует телевизор. И когда мне показывают высокие тв-рейтинги, я им просто не верю. Интернет – да, интересен. Но кино – это атмосфера. Молодежь будет ходить на зрелищность, масштаб, спецэффекты.

– Каким будет кино, адресованное молодежи: приключенческим, экшеном? Дайте прогноз.

– Будет пользоваться спросом кино о проблемах современных подростков, этих проблем во много раз больше, чем было у молодежи моего поколения. На молодежь обрушивается поток информации, в котором очень трудно разобраться, трудно остаться самими собой – нам это было сделать гораздо легче. Но социальным кино для подростков никто не занимается. Обязательно должно быть кино о любви – подростки ждут сопереживания, эмоций, историй современных Ромео и Джульетты. Но если в кино будет неправда, подростки ее сразу почувствуют. Конечно, будет популярен экшен, причем можно задействовать образы исторических персонажей, былинных героев, потому что в современной реальности настоящих героев и образцов для подражания подросток вряд ли найдет. Будут популярны музыкальные фильмы. Малышам будут интересны сказки. Но мы столкнулись с проблемой, что русская сказка слишком эпична, она рассыпается при переносе в современную реальность. Однако мы справились с этой проблемой, и сейчас готовим фильм «Последний богатырь».

– Вы вплотную занимаетесь Disney в России, являетесь его креативным продюсером. Чем занимается российский Disney?

– Раньше всё, что производил Disney, разлеталось по всему миру. Disney – это же не только кинопродукция, а еще сувениры и канцтовары. Настал момент, когда страны начали сами отбирать, что именно они хотят брать, а что нет. И тогда были созданы семь центров – два в Европе, Москва и СНГ, Китай, Индия, Япония, Латинская Америка. Центры сами определяют, какие фильмы берут в прокат и какие товары производят. К примеру, прокат «Зверополиса» в России собрал более двух миллиардов рублей. А это доходы кинотеатров, налоги, рабочие места.

– А национальная специфика при отборе и производстве учитывается? Вы говорили о фильме-сказке «Последний богатырь».

– Это российский фильм с нашими актерами. Елена Яковлева сыграет Бабу Ягу. На роль Кощея пробовались Машков, Хабенский, Маковецкий, а выбрали Константина Лавроненко. Очень смешным будет Водяной, сибарит и женолюб. Словом, это история сказочных персонажей в предлагаемых обстоятельствах. Премьера «Последнего богатыря» ожидается в октябре 2017 года.

Показ кинокартины и встреча с режиссёром состоялись в рамка совместного детского кинолектория Ельцин Центра и московского кинотеатра «Пионер.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.