Совладелец и генеральный директор компании «Очки для вас» Михаил Фейгин в онлайн-цикле бесед Ельцин Центра «Самоспасание» рассказывает о непритязательности российского малого бизнеса и настроениях в предпринимательской среде, о собственной стратегии выживания в условиях ограничений и о важности добрых дел.
Интервью записано 13 июля 2020 года.
В США, Германии и других европейских странах на поддержку экономики было направлено до 30 процентов ВВП, а в России всего лишь до 3. Так что можете сами оценить объем поддержки нашей экономики по сравнению с другими странами. И потребительский спрос под большим ударом, и доходы компаний, так что в целом положение многих очень тяжелое.
Что касается нашей сферы, то мы простаивали практически всего одну неделю до пятого апреля, при этом нас четыре раза то открывали, то закрывали, то обратно открывали – в общем, мы находились в «режиме оперативной готовности». Но средства коррекции зрения вошли в перечень приоритетных товаров, которые в итоге разрешили продавать. У нас всего два магазина находятся в торговых центрах, остальное все стрит-ритейл. То есть работать мы могли, соблюдая рекомендации Росздравнадзора, поэтому спад продаж в апреле и мае оказался не таким катастрофическим, каким мог бы быть.
Это была ситуация максимального тонуса, нужно было быть полностью готовым и в условиях полнейшей неопределенности быстро реагировать, быстро принимать решения, чтобы сохранить бизнес и коллектив.
Когда объявили нерабочие дни, первая мысль, конечно, была – как же так, это же карантин, а карантин же должен оплачиваться из средств Фонда социального страхования, который мы так тщательно пополняли все эти годы, куда же все это делось? Ведь это же и есть страховой случай, почему же наша страховая не платит по страховке? Мы предложили сотрудникам взять оплачиваемый отпуск на первое время, чтобы не сидеть дома без зарплаты. Это была первая опция, все написали заявления, которые тут же пришлось отменить, потому что нам снова разрешили работать. Паники не было, главная мысль была: «Делай, что должен, и будь, что будет». Почему-то было какое-то спокойствие, не знаю откуда оно взялось.
В целом сейчас могу сказать, что ситуация налаживается, не знаю, сколько это продлится. Отложенный спрос, который мы наблюдали в апреле и мае, сейчас возвращается, и если он продолжится, то это будет поддерживать наше спокойствие и уверенность. Мы давно уже сделали ставку на здоровье, на качество зрения, поэтому зависимость от спонтанных покупок у нас минимальна. К нам приходят люди, которым нужны очки или средства коррекции зрения по медицинским показаниям, для них это обязательные расходы. Сейчас, возможно, люди перестали тратить деньги на покупку одежды, обуви, поездки и рестораны, но расходы на поддержание здоровья они будут сокращать в последнюю очередь.
Господдержка: стоит ли овчинка выделки
На сегодняшний день действует несколько программ поддержки, но наиболее эффективной я считаю такую меру, как кредиты на выплату заработной платы (на шесть месяцев беспроцентный), получить его довольно легко. Второй вид кредита появился в июне, это кредит под два процента, который государство погасит за заёмщика, если заёмщик сохранил 90 процентов или как минимум 80 персонала по состоянию, если я не ошибаюсь, на 1 апреля 2020 года. Этот кредит получить намного сложнее, лимиты закончились довольно быстро, у того же Сбербанка уже через полтора дня прекратился приём заявок – все лимиты на июнь были выбраны. Они потом дополнялись и добавлялись, люди всё-таки смогли получить кредиты, хотя и не в полном объёме. Мы не успели получить этот кредит в Сбербанке, обратились в Промсвязьбанк, там нам подтвердили возможность получения такого кредита, но за пять дней не успели открыть расчётный счет, июнь кончился, и мы получили денег меньше и уже в июле. Мне, честно говоря, показалось это очень странным – если по вине банка задерживается выдача такого кредита, почему предприятие должно получить меньше? Почему не выдать эту помощь в том объеме, которая планировалась изначально? Ведь это банк не справился с потоком желающих открыть расчетный счёт и получить кредит. Как вы считаете, нормальная ситуация или нет?
Потом есть еще знаменитая история с ОКВЭДами (общероссийский классификатор видов экономической деятельности): были определены ОКВЭДы пострадавших отраслей, определены предприятия, которые имеют право на получение государственно поддержки. У нас основной ОКВЭД – 86.2, медицинская помощь, хотя основные доходы мы получаем от розничной торговли, потому что у нас сеть салонов оптики. Но мы не имеем права на получение субсидий, а те оптики, у которых основной ОКВЭД розничная торговля – имеют, и получают её без проблем. Мы даже сменили ОКВЭД, обращались в соответствующие службы, доказывали, что медицинская помощь – это наша деятельность, но основной доход у нас от розничной торговли, и это наш второй ОКВЭД, который входит в список пострадавших отраслей, но ответ однозначный – «нет», и поддержку мы получать не должны.
Опыт у всех разный, я даже писал об этой ситуации в "Фейсбуке", мне многие возражали, что получили эту поддержку вообще без проблем и более того, менеджеры банка сами обращались к ним с предложением получить эту поддержку. Но в нашем случае было не так. В целом от поддержки мы предпочитаем не отказываться, лучше ее получить и потратить на новое оборудование или на создание резерва, потому что кто его знает, будет ли вторая волна и сколько времени это все продлится.
Есть определенные условия, которые предприятие, получившее поддержку, должно выполнять: не выплачивать дивиденды, не выдавать никаких займов, не сокращать сотрудников, и мы эти условия выполнить сможем, поэтому за поддержкой обращаться не боимся.
Есть и такие предприниматели, которые, даже имея право на подобную поддержку, не хотят попадать в поле зрения контролирующих организаций, не хотят отчитываться за то, как потратили деньги, считают, что овчинка выделки не стоит, что риски выше пользы. Мы же решили, что риски приемлемы, особо нам боятся нечего в этом плане.
Вообще ожидания у российских предпринимателей очень скромные, не привыкли мы рассчитывать на помощь государства, как-то все привыкли рассчитывать на себя, и даже то, что кому-то сократили страховые взносы, где-то удалось договорится о снижении арендной платы или о каких-то каникулах, уже воспринимается как большое благо. Слава богу еще живы, с небольшим минусом закрыл полугодие – и счастлив. Мы считаем, что все могло быть хуже, что это ужас, но еще не ужас-ужас, поэтому мы вроде как все довольны, и так хорошо. Но если сравнивать, допустим, с европейскими странами, то там, конечно объем поддержки и вливание денег в экономику существенно выше.
Не знаю, к чему это приведет, есть разные мнения, кто-то говорит, что всё это приведёт к инфляции, к каким-то катастрофическим последствиям. Но я думаю, что сегодня технический прогресс обеспечил практически неограниченные возможности производства товаров, дефицит которых себе представить очень сложно. Поэтому ситуацию, в которой товары дорожают потому, что на рынке много денег, просто представить не могу. Думаю, что какой будет спрос, такое будет и предложение, что в силу высокой конкуренции всегда появятся желающие продать этот же товар дешевле. Так что роста цен на товары я не ожидаю. Может быть, активы, недвижимость подорожает, но не товары.
Люди – новая нефть?
На мой взгляд, потребительский спрос стимулируется в недостаточной степени. Более того, мы видим тенденцию перекладывания задачи наполнения бюджета на плечи населения. Увеличивается налоговая нагрузка. Первый шаг уже сделан, некое увеличение НДФЛ для определенной категория налогоплательщиков уже произошло. Думаю, это далеко не последний шаг, и в целом ожидаю увеличения налоговой нагрузки на граждан. Поэтому на фоне и без того падающих реальных доходов россиян в течение уже довольно длительного времени, потребительский спрос будет сжиматься, потому что денег остается всё меньше и меньше. Люди с трудом справляются с обязательными ежемесячными платежами, где уж тут говорить о дополнительных расходах.
Нам остается только приспосабливаться к текущей ситуации и успевать выстраивать стратегии развития бизнеса в ухудшающихся условиях. Если бы условия были благоприятные, то уровень конкуренции в России давным-давно бы уже увеличился, и небольшим российским компаниям пришлось бы конкурировать с желающими здесь поработать иностранными гигантами, сетями и прочими компаниями, которые сегодня воздерживаются от активной экспансии и просто от выхода на российский рынок. Так что вроде бы повода для оптимизма нет, но в принципе можно и приспособится. Думаю, что наша задача – предвидеть развитие ситуации, по крайней мере, в обозримом будущем и выстраивать стратегии таким образом, чтобы выживать даже в таких условиях, чем мы и занимаемся.
В России сложно найти много примеров передачи или сохранения собственности в нескольких поколениях, у нас как-то вообще принято, что чуть ли не каждое следующее поколение теряет ту собственность, которой владели предыдущие. Но я надеюсь, что такие прецеденты будут создаваться, и за 25 лет жизни в рыночной экономике у наших граждан какое-то уважение к частной собственности все-таки возникло.
Переделы на рынке, конечно, будут. Они возникают чаще всего там и тогда, где и когда бизнес пренебрегает правилами и законами, считая, что всегда можно «договориться», как в 90-е. У такого предприятия значительно возрастают шансы пасть жертвой передела или захвата. Чем больше предприятие соблюдает правила, не дает повода к себе придраться ни в чем, тем больше шансов на продолжение жизни бизнеса.
Выбор стратегии развития также очень важен: если компания ставит на карту все и сразу, рискует по полной, масштабирует свою бизнес-модель, не оглядываясь на возможные риски (ограничение спроса, пандемия, прочие вещи), то она уменьшает свои возможности остаться на рынке, выжить. Всегда нужно взвешивать все «за» и «против», понимать свою цель. Либо ты хочешь максимально расшириться и добиться максимальной доли рынка, чтобы продать потом бизнес более крупным игрокам, либо ты хочешь оставаться в рамках свободной, самостоятельной модели, которая не так сильно зависит от внешних рисков. У каждого из этих путей своя стратегия.
Нам пока удается держаться выбранного курса, у нас в семье уже три поколения работают в этом бизнесе, за 27 лет мы много видели разных ситуаций, и кризисных в том числе. Пережили не только глобальный кризис, но и определенное давления на наш бизнес. Поэтому очень надеюсь, что нам удастся сохранить и независимость, и возможность работать, потому что, помимо всего прочего, для нас это уже это некий образ жизни, который хотелось бы поддерживать. Не в плане достатка и доходов, а в плане возможности самореализации, возможности делать то, что тебе хочется, а не писать отчеты вышестоящему руководству или акционерам.
Бизнес как возможность творить добро
Думаю, что предприниматели – это своего рода спортсмены, то есть для многих бизнес – это своего рода спорт по зарабатываю денег, поэтому отдавать свои деньги просто так предпринимателям психологически очень тяжело. Наблюдаю очень часто, когда какой-то крупный предприниматель, имеющий огромные обороты, огромные доходы, стремится в каждой сделке «продавить» максимально выгодные для себя условия, считает своим долгом в каждом своём действии получить лучший финансовый результат. На общий уровень его благосостояния это не повлияет, но он стремится всегда быть в плюсе, всегда добиваться роста, благосостояния, увеличения капитала и так далее.
На мой взгляд, на эти вещи нужно смотреть несколько иначе, может, даже в философском плане, вселенском, глобальном. Всё стремится к равновесию, так устроена природа, нельзя только брать, нельзя только получать, нужно и отдавать. Это «уравновешивание» положительно влияет на общий результат в кармическом плане. Это немножко мистические вещи, не имеющие, как говорится, доказательной научной базы, но считаю, что это очень правильно. В том числе и для этого стоит заниматься бизнесом, чтобы не только концы с концами сводить или собственный капитал увеличивать, но и что-то по мере сил делать для других людей.
Лично мне наша покупка «Скорой помощи» для города в сложной ситуации, когда этих машин не хватает, когда люди сутками их ждут, принесла очень большое личное удовлетворение. Я рад, что нас поддержали многие люди.
Возможно, мы не совсем удачно выстроили эту акцию, нам надо было просто сказать, что мы планируем часть своей выручки направить на покупку этого автомобиля, и предложить покупателям, если они хотят это поддержать, делать у нас покупки. Вместо этого мы объявили какую-то конкретную сумму с каждого заказа, а потом, насколько я знаю, некоторые конкуренты нашей сети сидели и считали, сколько же это мы заказов принимаем, раз у нас на счётчике сумма растёт. А мы просто сами от себя прибавляли на этом счётчике, потому что автомобиль хотели подарить быстрее. Не ждать, пока все это наберём, а подарить как можно скорее, потому что дорога ложка к обеду. Сейчас острая ситуация, и наши старшие товарищи-металлурги тоже с подобной инициативой выступили и подарили «Скорой помощи» аж тридцать автомобилей. Тем не менее я рад, что наш один автомобиль был воспринят с благодарностью, и надеюсь, что он кому-то поможет, лишней помощи не бывает.
Не надо ставить цель завоевать мир за три года
У нас есть группа оптиков в "Телеграмме", там все обсуждают, в каких регионах вообще не закрывали оптики ни на один день, в каких они были закрыты вплоть до недавнего времени, ситуация везде очень разная. Рынок, насколько я знаю, упал почти на 60 процентов, с логистикой тяжелая ситуация, везде увеличены сроки поставки. Мы, например, покупаем материалы для производства линз, мы покупаем лак из Англии. Но в связи с тем, что ограничено авиасообщение, мы эти 40 литров лака везем на рефрижераторе, а везти его надо при температуре -18 градусов и хранить дольше определенного времени нельзя. Наш немецкий поставщик оборудования, у которого мы заказали новую линию промывки и нанесения лака на линзы, не поставил вовремя оборудование потому, что его компания работает два с половиной дня в неделю. В общем, во всем мире такая очень сложная ситуация.
Может быть, только финансовые рынки оптимистично выглядят, потому что на рынок хлынуло огромное количество напечатанных денег, и они поддерживают котировки, но с точки зрения результатов деятельности компаний, я думаю, еще далеко до оптимистичного настроения. Единственное, что все свои аппетиты как бы умерили и общее настроение такое, что, как раньше говорили, лишь бы не было войны. То есть сейчас уровень запросов и притязаний сильно понизился – еще живы пока, и уже хорошо.
Вопрос стратегии сейчас выходит на первый план, я думаю. У каждого предпринимателя свои амбиции, свои масштабы, но на мой взгляд, стратегия, которая обеспечивает выживание и постепенный рост и развитие – более правильная стратегия. Нужно выбрать на каждом рынке то, что может жить долго и счастливо, имея подушку безопасности, а не ставить целью завоевание мира через три года. В общем-то и на тренингах учат, что надо именно такие цели ставить, но… Какие могут быть у бизнеса подушки безопасности? Все эти подушки уже заложены многократно и вложены в развитие.
Развитие зачастую упирается в объективные обстоятельства: мы же знаем, например, что в некоторых американских городах стоят пустые моллы, а кто-то же строил эту недвижимость, кто-то вкладывался в развитие, в открытие этих магазинов, а туда просто люди не ходят. Хотя вроде бы открытие таких моллов – это был тренд. Вот и сейчас мы все наблюдаем общемировой тренд на онлайн-торговлю, и думаю, что не учитывать его нельзя, если планировать свое развитие, свою жизнь на 10–15 лет вперед. Я бы советовал все тренды отслеживать, обсуждать, консультироваться, думать самим, прежде чем принимать какие-то решения. Мы давно уже придерживаемся именно такой стратегии развития, которая себя оправдала и в этой ситуации. Это из серии вопросов, страховать или не страховать автомобиль, имущество и так далее. Когда ты страхуешь, а страховой случай не происходит, ты думаешь, что деньги зря потратил, а когда страхуешься, и событие случается, думаешь: «Какой же я молодец!»
В ситуации ограничений, связанных с пандемией, нам в принципе ничего глобального менять не пришлось, пришлось лишь быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и следить за расходами, за бюджетами, чтобы в новых условиях продолжать осуществлять свою деятельность. Если есть цель обеспечить жизнь бизнеса, то, соответственно, ты должен думать: то, что сейчас делаешь, ведет тебя к этой цели или уводит от нее? А если цель, например, быстро вырасти и продать бизнес, то ты должен предпринимать другие действия, точно так же сверяясь все время с целью.
У каждого свои цели, и каждый, кто достигает своих целей, уже молодец, если ему это удается.