Михаил Федотов – об эффективности общественного контроля

31 марта 2016 г.Татьяна Филиппова
Михаил Федотов –  об эффективности общественного контроля

Народная трибуна «Голос мудрости: через диалог к доверию», проект Народного университета российского конституционализма, на очередное заседание в Ельцин Центре 28 марта пригласила председателя Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, политика и правозащитника Михаила Федотова с публичной лекцией «Общественный контроль: миссия не выполнима?»

Лектор начал с того, что Общественная палата РФ – орган, призванный, казалось бы, обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан. Тем не менее палата не просто не предусмотрена основным законом, у него нет никакой конституционной базы. Это не общественная организация и не государственная. Ее наличие никак в законе не артикулируется.

И все-таки эта база есть, потому что есть 32-я статья Конституции, в которой говорится о праве граждан на участие в управлении делами государства, как посредством своих представителей, так и непосредственно. Там, где возможно непосредственное участие в управлении делами государства, – это и есть формы демократии в действии. Это не только выборы или референдум, как говорили в советское время. Это всевозможные формы гражданского участия.

– Общественный контроль, как одна из форм гражданского участия, и есть проявление права граждан участвовать в управлении делами государства, - говорит Михаил Федотов. – Мы построили весь проект закона об общественном контроле именно на этой позиции. Закон об общественном контроле опирается на 32-ю статью Конституции и называет Общественную палату субъектом общественного контроля – таким образом цепь замыкается. Мы хотели этим законом сформировать единый понятийный аппарат. Нам хотелось в этом законе прописать действия в защиту интересов общества. Не все получилось.

Желающих ознакомиться с положением общественного контроля в стране было так много, что в конференц-зале пришлось выставлять дополнительные ряды складных стульев. И все равно мест всем не хватило. В зале много местных политиков, юристов, адвокатов, депутатов, студентов. Приглашены председатель Палаты представителей областного Законодательного собрания Людмила Бабушкина и уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

Обсуждение вопросов проходило в режиме диалога. В нем участвовали спикер Народной трибуны Геннадий Бурбулис и приглашенный гость – доктор юридических наук, профессор Сергей Шахрай.

Каждый присутствующий мог задать интересующий его вопрос. Вдоль стены конференц-зала выстроилась очередь желающих задать вопрос по конкретным делам и фактам нарушения прав человека в Свердловской области. Такой интерес был вызван возможностью лично вручить документы о злоупотреблениях и несоблюдении законов и прав граждан со стороны властей на местах. Михаил Федотов не ожидал такого внимания со стороны общественности: «Значит, общественность есть, и она не дремлет?»

Он подчеркнул, что развитое гражданского общество – это то общество, где есть неравнодушные граждане. А общественный контроль – проявление гражданского участия, наряду с такими важными институциями общественной жизни как волонтерство и благотворительность.

– Было принципиально важно соединить общественный контроль с защитой общественных интересов, – объяснял Михаил Федотов. – Но этого не произошло. В закон не вошло и то, что общественный контроль не является политической деятельностью. Вы знаете, как сегодня действует закон об иностранных агентах, любая деятельность может быть названа политической, а уж тем более деятельность по осуществлению общественного контроля.

Граждане имеют право и должны осуществлять общественный контроль над государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и служащими. Правда, сам лектор убежден, что и коммерческие структуры должны подвергаться проверке со стороны общественных наблюдателей: «Ведь если частная организация по вывозу мусора производит утилизацию с нарушениями установленных норм, отравляя окружающую среду, то почему бы ее не проверить? Страдает наша с вами экологическая система. То же самое с частными школами, детсадами и иными организациями частного характера. Страдают наши дети, и кому как не нам следить за этим?»

Граждане могут участвовать в общественном контроле через информационно-коммуникационные технологии, через систему информационно-ресурсного Центра общественного контроля, где каждый гражданин может зарегистрироваться в качестве участника данной системы, одновременно принимая на себя определенные обязательства.

Спектр вопросов, на которые можно и нужно направлять общественный взгляд, слишком велик. Из-за этого создается впечатление, что миссия общественного контроля в принципе невыполнима. Но, вместе с тем, есть удачные примеры, например в Татарстане, и они доказывают возможность и эффективность общественного контроля.

– Закон довольно подробно говорит о формах общественного контроля: общественные обсуждения, общественные слушания, общественный мониторинг, общественные проверки и общественная экспертиза, - перечисляет Михаил Федотов. - Но из законопроекта выпали общественное расследование и изучение общественного мнения, а также публичные отчеты должностных лиц. Если чиновник публично отчитывается, значит, есть возможность публично обсудить его работу. Эти формы должны перетекать друг в друга и дополнять друг друга, тогда деятельность государственных чиновников будет прозрачной. Если вы мониторите развитие какой-либо проблемы, вам необходимо сделать ваши результаты достоянием гласности, значит, вы устраиваете общественные слушания и обсуждения. Законом предусмотрена общественная экспертиза. Инициатива исходит либо от общественной палаты, либо от уполномоченных по правам человека. К этой работе привлекают общественных экспертов. И закон определяет довольно точно, кто может быть общественным экспертом, и как он должен заявлять о своих компетенциях, и что может являться, например, конфликтом интересов. Заключение общественной экспертизы может быть предметом общественного слушания и обсуждения. Правда, закон не объясняет, как учитывать, где регистрировать, какие рычаги использовать по результатам общественной экспертизы.

Федотов представил перечень законов, в которые необходимо внести изменения в связи с появлением закона об особенностях общественного контроля. Работа по приведению в соответствие закона с законодательством до сих пор не сделана. Это говорит о том, что законодатели не относятся к нему серьезно. Необходимо принять закон о лоббизме. Уже лет десять существует проект закона, но очевидно, что теневой лоббизм сегодня всех устраивает и ситуацию никто не торопится менять. Лектор считает, что необходимо и лоббизм сделать абсолютно прозрачным, чтобы иностранный агент был иностранным лоббистом и тогда все встанет на свои места. Президент четко объясняет, в чем смысл этого закона, но, однако, закон до сих пор не работает. Федотов выразил надежду, что очень скоро от вопросительного знака в конце фразы «Общественный контроль: миссия не выполнима?» мы перейдем к знаку восклицательному – «миссия выполнена!»

– Я сейчас, знаете, о чем подумал? Последний раз в таком составе – Бурбулис – Шахрай – Федотов – мы собирались в 1992 году и представляли президента России Ельцина в Конституционном суде на процессе по делу КПСС и КПРФ, – сказал Федотов.

Народная трибуна продолжила заседание на тему «Конституционный ресурс гражданского общества в России: между личностью и государством?».

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.