В фойе кино-конференц-зала Ельцин Центра 24 января открылась выставка венгерского художника, дизайнера, писателя, поэта и режиссёра, члена Венгерской академии искусств Иштвана Ороса – «Иллюзия в графике и плакате».
Иштван родился в Венгрии. Закончил факультет графического дизайна в Университете искусств и дизайна имени Мохоя-Надя в Будапеште. Его учителем был Эрне Рубик, венгерский изобретатель, профессор архитектуры, всемирно известный благодаря своим объёмным головоломкам, к числу которых принадлежит и кубик Рубика.
Выставка организована Ельцин Центром, Генеральным консульством Венгрии в Екатеринбурге, Венгерским культурным центром в Москве, Венгерской академией искусств, при поддержке компаний «Гедеон Рихтер» и ОТП банк.
Открыл выставку руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. Он поблагодарил всех, кто в этот заснеженный вечер пришел встретиться с мастером.
– Прекрасно, что сегодня собралась столь замечательная публика. Выставка действительно достойна вашего внимания. Думаю, этот холодный вечер будет согрет теплом наших сердец. Рад приветствовать наших гостей: генерального консула Венгрии в Екатеринбурге Сергея Сюча, директора Венгерского культурного центра в Москве Аниту Хедье и самого автора – Иштвана Ороса. У нас только что завершилась выставка одного выдающегося графика — Эрика Булатова, и вот сейчас мы открываем выставочный год уникальной графикой Иштвана Ороса. Это наша первая выставка в этом году. И я рад, что в этом прослеживается определенная преемственность. Помимо графических работ в экспозиции вы увидите плакаты, которые представляют самостоятельную художественную ценность, я прошу вас обратить на них особое внимание, – подчеркнул Илья Шипиловских.
С приветственным словом выступил генеральный консул Венгрии в Екатеринбурге Сергей Сюч. Он также поблагодарил всех, кто пришел на открытие выставки.
– Я рад, что с помощью Венгерского культурного центра в Москве и Ельцин Центра, с которым мы сотрудничаем не первый год, сегодня мы открываем выставку известного венгерского художника Иштвана Ороса. Он один из тех, чье искусство и творчество можно назвать чрезвычайно разносторонним и многогранным. После окончания университета он работал дизайнером, режиссером, сценаристом и автором мультипликационных фильмов. Этому не стоит удивляться, потому, что одним из его преподавателей был Эрне Рубик, гениальный архитектор и изобретатель. Если внимательно посмотреть на произведения Иштвана, можно увидеть в них элементы интеллектуального подхода. Коллеги по цеху считают его человеком энциклопедических знаний, приверженцем классической школы, блистательным рисовальщиком и гравером, в совершенстве владеющим материалом. Иштван Орос выработал свой неповторимый стиль и ни с чем не сравнимый почерк. При этом колоссальная работоспособность и креативный полет самой высокой пробы делают его произведения выдающимися шедеврами современного искусства. Смелый новатор, он всю свою жизнь экспериментирует с пластической формой, смешением стилей и направлений, оставаясь при этом человеком традиций в самом благородном понимании этого слова. Если мы сегодня узнаем Иштвана Ороса как художника, то завтра мы познакомимся с ним как с писателем, – подытожил Сергей Сюч.
Генеральный консул Венгрии в Екатеринбурге пригласил всех на презентацию книги Ороса в жанре нон-фикшн «Шахматы на острове», посвященную жизни великого русского писателя Максима Горького на Капри, его гостям из России, шахматным поединкам между Лениным и Богдановым.
Иштван Орос поблагодарил всех присутствующих на открытии и процитировал свои же известные слова, являющиеся, на его взгляд, эпиграфом к выставке:
– Есть вещи, которые я могу себе представить и могу нарисовать. Есть вещи, которые я могу представить, но не могу нарисовать. Но есть ли что-то такое, что я могу нарисовать, но не могу себе представить? Этот вопрос меня интересует более всего!»
После официального открытия выставки художник провел авторскую экскурсию по экспозиции.
Он подробно объяснил, почему прибегает в своих работах к визуальным парадоксам и пространственным иллюзиям. Следуя традиционным техникам рисования, он отсылает зрителя к персонажам и событиям из истории искусства. Любопытно, что более тридцати лет художник подписывает свои работы псевдонимом Улисс.
Часть экскурсии Иштван посвятил плакатам, которые ярко, образно продолжают традицию графического языка художника, максимально очищая визуальный образ, оставляя лишь самую его суть – визуальную метафору, не требующую дополнительных разъяснений.
После экскурсии Иштван пообщался с публикой. Подписал всем желающим каталоги с выставки.
Днем он посетил Музей первого президента России Бориса Ельцина и поделился впечатлениями о нем с корреспондентом сайта.
– Иштван, вы сегодня были в музее, какие чувства он вызвал у вас?
– Я даже во время открытия своей выставки отсылал к тому, что увидел в музее. Нашел некоторые переклички с темами моей графики. Конечно, обратил внимание на кубик Рубика в экспозиции. Кроме того, я венгр, и меня коснулись многие события из истории новой России. Борис Николаевич, безусловно, знаковая фигура. Поэтому мне интересно все, что связано с ним. В начале 90-х именно Ельцин в венгерском парламенте принес извинения нашему народу за события 1956 года. Это беспрецедентный поступок. Поэтому у венгров память о нем самая теплая.
– Что вы как художник и архитектор можете сказать об экспозиции музея?
– Экспозиция сделана очень профессионально. И, с графической точки зрения, она очень четко, очень понятно выстроена. С человеческой точки зрения — здесь много экспонатов, которые делают Ельцина близким. Например, комната, где мебель семьи Ельциных, книги и другие предметы из собственности семьи. Домашнее видео, которое приоткрывает историю семьи. Чего-то я, может быть, не мог понять, видео и подписи идут на русском. Но все, что сделано интерактивно – это очень круто, очень современно, и очень впечатляет.
– Вы презентуете в «Пиотровском» книгу о Горьком, Ленине, Богданове. Откуда у венгра такой интерес к русской истории?
– Эта книга, по большому счету, о русской истории, пропущенной через меня, через венгра. Многие события, описанные в ней, которые разворачиваются на острове Капри, – это часть мировой истории. Спустя сто лет мы это отчетливо понимаем. Это, по сути, документальный роман: я пишу о подлинных исторических событиях, это подтвержденные факты из жизни реальных людей. Но в моем романе есть элемент художественности и фикции, потому что сам этот отрезок истории был связан с легендированием личности. Каждый старался сотворить легенду о себе. И сейчас мы не всегда можем сказать, что было правдой, а что было выдумано этими людьми о себе. Я не выдумывал, а скорее следовал за ними в их легендах.
– Какие темы вас интересуют сегодня?
– Сейчас я больше занимаюсь писательской деятельностью, она меня больше увлекает, нежели графические работы. С другой стороны, те темы, которые интересовали меня в плакатах и графике, находят свое отражение и в писательстве. Меня всегда интересовали иллюзии – оптические иллюзии. Эта книга тоже родилась из оптической иллюзии, которая была связана с конкретной исторической фотографией. Она была настолько загадочной, что заставила меня взяться сначала за фильм, потом за книгу.
– Вы довольны тем, как прошло открытие выставки?
— У меня отличное настроение. Выставка сделана профессионально. На открытие пришло много людей. Все они остались до конца экскурсии, внимательно слушали, задавали много вопросов. Я подписал многим книжки и альбомы с выставки. И чувствовал абсолютно искренний интерес к себе.
Выставка открыта до 24 марта. Вход свободный.