Между пропагандой и независимостью: война и российская пресса

29 июня 2021 г.Наталья Шурмина
Между пропагандой и независимостью: война и российская пресса

Посвящённый истории отечественной печати новый цикл экскурсий Ельцин Центра «Российская пресса между пропагандой и независимостью» 5 июня пополнился новой темой. Она в подробностях раскрывает то, как в самые трагические моменты жизни страны на протяжении XX века журналисты отвечали на вызовы военного времени.

Цикл подготовили кандидат исторических наук, руководитель Научного отдела Музея Б.Н. Ельцина Евгений Емельянов и сотрудник пресс-службы Ельцин Центра Елена Володарская на основе многочисленных встреч с журналистами и главными редакторами отечественных СМИ. Четвёртая авторская экскурсия цикла получила название «Война и пресса».

В Лабиринте истории Музея Бориса Ельцина гиды подняли проблему объективности освещения военных событий в печатной прессе в разные годы, говорили о роли цензуры, пропаганды и психологических методов воздействия на противника и, конечно, о героизме советских журналистов в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции «Чеченская трагедия» особый акцент был сделан на гуманитарной миссии, которую в 90-е годы взяла на себя демократическая пресса в ходе войны в Чечне.

Первая мировая война, изменившая ход истории, стала одним из крупнейших потрясений XX века, а сражения информационные в те годы приобрели небывалый размах. Однако не доверявшая интеллигенции и обществу Российская империя буквально на следующий день после вступления в глобальный вооруженный конфликт вводит специальным положением военную цензуру и запрещает практически любую информацию о ходе боевых действий, кроме сухих официальных сводок.

Корреспондентами на фронт оправляются известные литераторы — поэт Валерий Брюсов и прозаик Алексей Толстой. Брюсов в качестве военкора проработал всего год и вернулся в тыл крайне разочарованным, поскольку журналистов к местам боевых действий практически не допускали. Они должны были находится в штабе, где получали строго дозированную информацию, а уже готовые статьи военная цензура нередко сокращала до потери смысла.

— Проиграв информационную войну и не сумев наладить эффективную пропагандистскую работу с подданными, Россия столкнулась с разочарованием населения в войне, в правительстве, — отметил Евгений Емельянов. — Еще до завершения глобального конфликта в стране вспыхнула революция, царь был свергнут, а новая власть в лице Временного правительства объявила о свободе слова, которой сумели воспользоваться в своих целях большевики, прекрасно понимавшие важность пропаганды и печатного слова. На долгие годы стала хрестоматийной ленинская цитата: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». После Октябрьского переворота и в ходе Гражданской войны появляется множество ярких и доходчивых печатных изданий, активно распространяющих идеи большевиков.

Возникший на месте Российской империи Советский Союз постепенно создаёт мощную централизованную пропагандистскую печатную машину. Советская пресса становится одним из главных инструментом большевистской власти, а печать становится важным партийным делом. В 20-е годы прошлого века появляется главное издание большевистской армии — газета «Красная звезда», которая выпускается по сей день, но уже под эгидой Минобороны РФ.

Своеобразным боевым крещением для советской прессы стала гражданская война в Испании, куда специальным корреспондентом газеты «Правда» отправляется Михаил Кольцов — один из лучших на тот момент журналистов. После командировки он выпускает книгу «Испанский дневник», состоящую из статей, которые он посылал в советские газеты, и очерков, посвященных событиям той войны. Известный советский писатель и публицист Илья Эренбург вспоминал, что Кольцов был не очень доволен своими испанскими репортажами. В феврале 1940 года Кольцов стал жертвой сталинского террора и был расстрелян.

Эренбург, которому удалось избежать репрессий после возвращения из многолетней эмиграции, во время Великой Отечественной войны стал ведущим советским публицистом. Именно он в начале войны был одним из инициаторов лозунга: «Убей немца!», его популярность породила легенду, что Эренбург — личный враг Гитлера. Военными корреспондентами стали многие известные литераторы: Александр Твардовский работал в редакциях фронтовых газет «Красноармейская правда» и «Красная армия», Константин Симонов был военкором центральных газет, Аркадий Гайдар писал для «Комсомольской правды».

В годы Великой Отечественной войны погибло множество военных корреспондентов, которые сражались на фронте вместе с солдатами. Более 500 фронтовых журналистов и писателей были отмечены государственными наградами, а десять человек удостоены звания «Герой Советского Союза».

После победы над фашизмом СССР оказался надолго втянут в холодную войну, в ходе которой пропагандистская машина работала на полную мощь. Очередной виток глобального военного, экономического и идеологического противостояния был связан с вводом советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года. В числе первых освещать ход военных действий отправился военный корреспондент газеты «Правда» Тимур Гайдар — сын писателя Аркадия Гайдара и отец будущего исполняющего обязанности председателя правительства России Егора Гайдара. Итогом этой командировки стала книга «Под афганским небом», в которой автор на базе своих репортажей рассказал о стране и буднях воинов-интернационалистов.

— До начала перестройки все сообщения с этой войны были под цензурой, разрешалось упоминать лишь о единичных потерях, хотя уже тысячи гробов шли из Афганистана. Пресса молчала о потерях и акцент делала на том, что солдаты заняты мирной работой, — подчеркнул Емельянов.

Уже во время перестройки в Афганистан приезжает журналист Артём Боровик, в качестве корреспондента журнала «Огонек» — флагмана гласности, поднимающего запретные ранее темы. За работу в Афганистане он был награждён медалью «За боевые заслуги», но никогда ее не носил, поскольку считал, что работу военкора не следует приравнивать к ежедневной службе простых бойцов. В 1988 году Боровик принял участие в обмене военными журналистами между СССР и США. Итогом его поездки стала книга «Как я был солдатом в американской армии», где автор не просто описал жизнь и быт американской армии, а поднял проблемы вооруженных сил двух стран.

Перестройка ставит точку в холодной войне, но на территории Советского Союза одновременно с распадом страны вспыхивают многочисленные локальные национальные конфликты, которые с разных углов зрения освещала пресса демократическая и прокоммунистическая. Наряду с репортажами из «горячих точек» в газетах появляются расследования о проблемах в армии, коррупции, о масштабных хищениях, связанных с выводом войск из Восточной Европы. Над всеми этими темами активно работал военный корреспондент газеты «Московский комсомолец» Дмитрий Холодов. В своих работах он жестко критиковал командование, включая министра обороны Павла Грачёва, чем вызывал его открытое недовольство.

В октябре 1994 года Холодов погиб в Москве на рабочем месте в редакции газеты от взрыва самодельной мины-ловушки, находившейся в портфеле-дипломате. По свидетельству коллег, Холодов предполагал, что в дипломате, полученном в камере хранения на Казанском вокзале, находятся документы о нелегальной торговле оружием с чеченскими сепаратистами. Дело об убийстве журналиста до сих пор остаётся нераскрытым.

Но вскоре скандал вокруг гибели Дмитрия Холодова и критику, лавиной обрушившуюся на министра обороны Грачёва, затмили еще более чудовищные и кровавые события, связанные с его именем. Начинается Первая чеченская война. Отношения с прессой осложняет обнаружившаяся неспособность власти к сотрудничеству. Казалось, что к работе с журналистами готова лишь одна сторона — чеченская, а российские власти погрязли в дезинформации.

— Демократическая пресса не поддержала войну против граждан России на её же территории. В этой ситуации многие журналисты начинают заниматься гуманитарной деятельностью, большой вклад в эту миссию внёс коллектив «Новой газеты», — отметил Емельянов.

Среди корреспондентов «Новой газеты», работавших в Чечне, был легендарный майор Вячеслав Измайлов. Прошедший Афганистан работник военкомата бросает вызов системе, отправляющей на войну 18-летних ребят. Он отказывается работать в военкомате и отправляется в зону боевых действий как офицер и журналист — спасать людей из плена. Измайлову удалось освободить более 170 человек.

В ходе следующего вооружённого конфликта в Чечне, который начался в 1999 году, пресса уже в основном поддерживает власть, поскольку теракты в Буйнакске, Москве и Волгодонске заставили общество отвернуться от боевиков и поддержать российскую армию в этом конфликте. Писала антивоенные материалы и пыталась разобраться в мотивах каждой из воюющих сторон журналист «Новой газеты» Анна Политковская, которая в 2006 году трагически погибла — ее застрелили в лифте собственного дома.

— Безусловно, такой мощный ресурс, как журналистика, может быть использован на войне в самых разных целях. Но если журналист пытается оставаться на стороне профессии, следовать принципам честной журналистики, а не слепо поддерживать одну из противоборствующих сторон, то он рискует стать жертвой конфликта, — однако за ним всегда стоит правда, — подчеркнула в конце экскурсии Елена Володарская.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.