Посвящённый истории отечественной печати новый цикл экскурсий Ельцин Центра «Российская пресса между пропагандой и независимостью» 5 июня пополнился новой темой. Она в подробностях раскрывает то, как в самые трагические моменты жизни страны на протяжении XX века журналисты отвечали на вызовы военного времени.
Цикл подготовили кандидат исторических наук, руководитель Научного отдела Музея Б.Н. Ельцина Евгений Емельянов и сотрудник пресс-службы Ельцин Центра Елена Володарская на основе многочисленных встреч с журналистами и главными редакторами отечественных СМИ. Четвёртая авторская экскурсия цикла получила название «Война и пресса».
В Лабиринте истории Музея Бориса Ельцина гиды подняли проблему объективности освещения военных событий в печатной прессе в разные годы, говорили о роли цензуры, пропаганды и психологических методов воздействия на противника и, конечно, о героизме советских журналистов в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции «Чеченская трагедия» особый акцент был сделан на гуманитарной миссии, которую в 90-е годы взяла на себя демократическая пресса в ходе войны в Чечне.
Первая мировая война, изменившая ход истории, стала одним из крупнейших потрясений XX века, а сражения информационные в те годы приобрели небывалый размах. Однако не доверявшая интеллигенции и обществу Российская империя буквально на следующий день после вступления в глобальный вооруженный конфликт вводит специальным положением военную цензуру и запрещает практически любую информацию о ходе боевых действий, кроме сухих официальных сводок.
Корреспондентами на фронт оправляются известные литераторы — поэт Валерий Брюсов и прозаик Алексей Толстой. Брюсов в качестве военкора проработал всего год и вернулся в тыл крайне разочарованным, поскольку журналистов к местам боевых действий практически не допускали. Они должны были находится в штабе, где получали строго дозированную информацию, а уже готовые статьи военная цензура нередко сокращала до потери смысла.
— Проиграв информационную войну и не сумев наладить эффективную пропагандистскую работу с подданными, Россия столкнулась с разочарованием населения в войне, в правительстве, — отметил Евгений Емельянов. — Еще до завершения глобального конфликта в стране вспыхнула революция, царь был свергнут, а новая власть в лице Временного правительства объявила о свободе слова, которой сумели воспользоваться в своих целях большевики, прекрасно понимавшие важность пропаганды и печатного слова. На долгие годы стала хрестоматийной ленинская цитата: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». После Октябрьского переворота и в ходе Гражданской войны появляется множество ярких и доходчивых печатных изданий, активно распространяющих идеи большевиков.
Возникший на месте Российской империи Советский Союз постепенно создаёт мощную централизованную пропагандистскую печатную машину. Советская пресса становится одним из главных инструментом большевистской власти, а печать становится важным партийным делом. В 20-е годы прошлого века появляется главное издание большевистской армии — газета «Красная звезда», которая выпускается по сей день, но уже под эгидой Минобороны РФ.
Своеобразным боевым крещением для советской прессы стала гражданская война в Испании, куда специальным корреспондентом газеты «Правда» отправляется Михаил Кольцов — один из лучших на тот момент журналистов. После командировки он выпускает книгу «Испанский дневник», состоящую из статей, которые он посылал в советские газеты, и очерков, посвященных событиям той войны. Известный советский писатель и публицист Илья Эренбург вспоминал, что Кольцов был не очень доволен своими испанскими репортажами. В феврале 1940 года Кольцов стал жертвой сталинского террора и был расстрелян.
Эренбург, которому удалось избежать репрессий после возвращения из многолетней эмиграции, во время Великой Отечественной войны стал ведущим советским публицистом. Именно он в начале войны был одним из инициаторов лозунга: «Убей немца!», его популярность породила легенду, что Эренбург — личный враг Гитлера. Военными корреспондентами стали многие известные литераторы: Александр Твардовский работал в редакциях фронтовых газет «Красноармейская правда» и «Красная армия», Константин Симонов был военкором центральных газет, Аркадий Гайдар писал для «Комсомольской правды».
В годы Великой Отечественной войны погибло множество военных корреспондентов, которые сражались на фронте вместе с солдатами. Более 500 фронтовых журналистов и писателей были отмечены государственными наградами, а десять человек удостоены звания «Герой Советского Союза».
После победы над фашизмом СССР оказался надолго втянут в холодную войну, в ходе которой пропагандистская машина работала на полную мощь. Очередной виток глобального военного, экономического и идеологического противостояния был связан с вводом советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года. В числе первых освещать ход военных действий отправился военный корреспондент газеты «Правда» Тимур Гайдар — сын писателя Аркадия Гайдара и отец будущего исполняющего обязанности председателя правительства России Егора Гайдара. Итогом этой командировки стала книга «Под афганским небом», в которой автор на базе своих репортажей рассказал о стране и буднях воинов-интернационалистов.
— До начала перестройки все сообщения с этой войны были под цензурой, разрешалось упоминать лишь о единичных потерях, хотя уже тысячи гробов шли из Афганистана. Пресса молчала о потерях и акцент делала на том, что солдаты заняты мирной работой, — подчеркнул Емельянов.
Уже во время перестройки в Афганистан приезжает журналист Артём Боровик, в качестве корреспондента журнала «Огонек» — флагмана гласности, поднимающего запретные ранее темы. За работу в Афганистане он был награждён медалью «За боевые заслуги», но никогда ее не носил, поскольку считал, что работу военкора не следует приравнивать к ежедневной службе простых бойцов. В 1988 году Боровик принял участие в обмене военными журналистами между СССР и США. Итогом его поездки стала книга «Как я был солдатом в американской армии», где автор не просто описал жизнь и быт американской армии, а поднял проблемы вооруженных сил двух стран.
Перестройка ставит точку в холодной войне, но на территории Советского Союза одновременно с распадом страны вспыхивают многочисленные локальные национальные конфликты, которые с разных углов зрения освещала пресса демократическая и прокоммунистическая. Наряду с репортажами из «горячих точек» в газетах появляются расследования о проблемах в армии, коррупции, о масштабных хищениях, связанных с выводом войск из Восточной Европы. Над всеми этими темами активно работал военный корреспондент газеты «Московский комсомолец» Дмитрий Холодов. В своих работах он жестко критиковал командование, включая министра обороны Павла Грачёва, чем вызывал его открытое недовольство.
В октябре 1994 года Холодов погиб в Москве на рабочем месте в редакции газеты от взрыва самодельной мины-ловушки, находившейся в портфеле-дипломате. По свидетельству коллег, Холодов предполагал, что в дипломате, полученном в камере хранения на Казанском вокзале, находятся документы о нелегальной торговле оружием с чеченскими сепаратистами. Дело об убийстве журналиста до сих пор остаётся нераскрытым.
Но вскоре скандал вокруг гибели Дмитрия Холодова и критику, лавиной обрушившуюся на министра обороны Грачёва, затмили еще более чудовищные и кровавые события, связанные с его именем. Начинается Первая чеченская война. Отношения с прессой осложняет обнаружившаяся неспособность власти к сотрудничеству. Казалось, что к работе с журналистами готова лишь одна сторона — чеченская, а российские власти погрязли в дезинформации.
— Демократическая пресса не поддержала войну против граждан России на её же территории. В этой ситуации многие журналисты начинают заниматься гуманитарной деятельностью, большой вклад в эту миссию внёс коллектив «Новой газеты», — отметил Емельянов.
Среди корреспондентов «Новой газеты», работавших в Чечне, был легендарный майор Вячеслав Измайлов. Прошедший Афганистан работник военкомата бросает вызов системе, отправляющей на войну 18-летних ребят. Он отказывается работать в военкомате и отправляется в зону боевых действий как офицер и журналист — спасать людей из плена. Измайлову удалось освободить более 170 человек.
В ходе следующего вооружённого конфликта в Чечне, который начался в 1999 году, пресса уже в основном поддерживает власть, поскольку теракты в Буйнакске, Москве и Волгодонске заставили общество отвернуться от боевиков и поддержать российскую армию в этом конфликте. Писала антивоенные материалы и пыталась разобраться в мотивах каждой из воюющих сторон журналист «Новой газеты» Анна Политковская, которая в 2006 году трагически погибла — ее застрелили в лифте собственного дома.
— Безусловно, такой мощный ресурс, как журналистика, может быть использован на войне в самых разных целях. Но если журналист пытается оставаться на стороне профессии, следовать принципам честной журналистики, а не слепо поддерживать одну из противоборствующих сторон, то он рискует стать жертвой конфликта, — однако за ним всегда стоит правда, — подчеркнула в конце экскурсии Елена Володарская.