«Меня оценят в будущем»: к 170-летию Мамина-Сибиряка

16 ноября 2022 г.Татьяна Филиппова
«Меня оценят в будущем»: к 170-летию Мамина-Сибиряка

В фойе кино-конференц-зала Ельцин Центра 3 ноября открылась выставка, приуроченная к 170-летию со дня рождения Д. Мамина-Сибиряка.

Выставка «Меня оценят в будущем» рассказывает о жизни и творчестве писателя с помощью его текстов, фотографий и иллюстраций, сделанных современниками писателя. Эпоха, в которую жил Мамин-Сибиряк, удивительно созвучна сегодняшнему времени, считает куратор проекта Артём Беркович.

Мамина-Сибиряка иллюстрировали лучшие уральские художники XX века, но самым близким по духу оказался Сергей Яковлев. Однако при жизни художника иллюстрации так и не были изданы. Ещё один нереализованный замысел писателя — книга об Урале с фотографиями Вениамина Метенкова, родоначальника фотографии на Урале. На выставке представлены и работы Сергея Яковлева, и уникальные фотографии XIX века, которые иллюстрируют тексты российского классика.

Выставка подготовлена в партнёрстве с Объединенным музеем писателей Урала и Центром фотографии «Март». В экспозиции представлены материалы из фондов Объединённого музея писателей Урала, Государственного архива Свердловской области и Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

В день открытия выставки Артём Беркович провёл авторскую экскурсию по экспозиции. Он рассказал о главных событиях в жизни писателя, а также о людях, которые судьбоносным образом повлияли на его жизнь.

Выставка состоит из двух разделов. Один рассказывает о жизни писателя, другой — о его творчестве.

Артём Беркович убеждён: жизнь Мамина-Сибиряка была столь драматична, что по накалу переживаний ничуть не уступала его произведениям.

Он родился 6 ноября 1852 года в посёлке Висимо-Шайтанский завод в семье заводского священника. Воспитанию детей отец уделял особое внимание. Дмитрий получил домашнее образование, затем учился в школе для детей рабочих, позднее — в духовном училище, затем — в Пермской духовной семинарии. Он всю жизнь искал себя и всю жизнь учился. Например, в Императорской медико-хирургической академии, не окончив которую, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С двадцати двух лет зарабатывал писательским трудом. Публиковал не только статьи, но и остросюжетные истории о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях. Нельзя сказать, что это приносило большие деньги, но на фотографиях мы видим респектабельного, дорого одетого господина.

Как подчеркнула директор Объединённого музея писателей Урала Ирина Евдокимова на открытии выставки, в жизни писателя огромную роль всегда играли женщины — умные, образованные, состоявшиеся. Артём Беркович на этом остановился отдельно.

— Главной женщиной в жизни Дмитрия Наркисовича была его мама — Анна Семёновна Мамина. Находясь вдали от дома, он писал ей каждый день. Сохранилось более пятисот писем, и так как он был предельно откровенен, то в них отражена вся его жизнь. Лучшую часть своей жизни мать прожила в доме, который сын купил ей в Екатеринбурге на гонорар от «Горного гнезда» и «Приваловских миллионов», — подчеркнул ведущий. — Сейчас там располагается музей писателя.

Важную роль сыграла в жизни писателя первая, гражданская жена Мария Алексеева. Они встретились в 1877 году. Ему было двадцать пять. Она на пять лет старше, но главное — женщина состоявшаяся, с положением в обществе, из горнозаводской элиты. Он был репетитором её троих детей, никому не известным начинающим журналистом. Когда через тринадцать лет они расстались, он был преуспевающим писателем и финансово самостоятельным человеком. Все годы совместной жизни они были на «вы». Она очень опекала его, и случилось то, что должно было случиться: он вырос из её опеки, но всегда оставался ей благодарен.

Настоящей страстью стали для него отношения с актрисой Марией Абрамовой, приехавшей на гастроли в Екатеринбургский драматический театр. Вместе они уехали в Санкт-Петербург, жили гражданским браком. Счастье было недолгим. В 1892 году Мария умерла при родах, оставив писателя с маленькой дочкой. Он добился признания дочери своим законным ребёнком и посвятил ей всю оставшуюся жизнь. Специально для неё он написал цикл произведений «Алёнушкины сказки» и занялся детской литературой, которая и приносила ему основной доход.

В 1900 году писатель женился на гувернантке своей дочери Ольге Гувале, которая давно стала членом семьи, воспитывая не только дочь писателя, но и младшую сестру его жены Лизу. Лиза впоследствии стала женой писателя Александра Куприна. Дочь Елена пережила отца всего на два года — сгорела от чахотки. Любопытно, но и она была не лишена литературного таланта: сочиняла стихи, в которых молила судьбу о смерти, чтобы скорее воссоединиться со своими любящими родителями. Дом в Екатеринбурге она завещала городу с просьбой организовать в нём музей. Отец и дочь были похоронены рядом на Никольском кладбище Санкт-Петербурга и перезахоронены на Литературных мостках Волковского кладбища.

Первая часть экспозиции представлена в письмах, документах и фотографиях. Фотографии распечатаны с эффектом золотой сепии, характерной для снимков 70-х — 80-х годов XIX века.

Вторая часть экспозиции — фрагменты текстов из произведений Мамина-Сибиряка, фотографии и иллюстрации к ним. Некоторые не опубликованы, их можно исследовать не один час. Артём Беркович в авторской экскурсии рассказал о героях писателя — старообрядцах, золотопромышленниках, мукомолах, разорившихся купцах, рабочей «аристократии» и обитателях екатеринбургских кабаков. Все они близки писателю, он знает их с детства, некоторые для него реально знакомые и близкие люди, чьи судьбы он наблюдал на протяжении многих лет. Он удивительно точно описывает и сугубо мужской заводской мир, и повседневный мир женщин. Иногда беспощадно и оттого узнаваемо. Иллюстрации под стать повествованию — честные и безжалостные.

На выставке действительно понимаешь, как мало мы знаем Мамина-Сибиряка, историю страны и своего края. Он обращался к общечеловеческим темам и поэтому актуален по сей день. Несмотря на солидные гонорары, он не был избалован славой, но был оценен писателями-современниками — Гиляровским, Чеховым, Горьким, Куприным, Денисовым-Уральским, Буниным.

Выставка продлится до 11 декабря. Авторские экскурсии Артёма Берковича состоятся 27 ноября и 11 декабря в 13 часов. Участие — по регистрации.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.