К 10-летию Ельцин Центра в Екатеринбурге состоялась премьера спектакля «Маяковский. Встреча» – драматически-пластического представления, посвящённого визиту Владимира Маяковского в Свердловск в далёком 1928 году.
Это событие отметилось в творчестве Владимира Владимировича тремя стихотворениями, которые образовали вполне документальный «Свердловский цикл»: «Екатеринбург-Свердловск», «Император», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». Кроме того, в спектакле звучат фрагменты из поэм «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», а также отрывок из повести Андрея Платонова «Котлован», который очень точно отражает атмосферу строящегося Свердловска – индустриальной столицы Урала.
Спектакль воссоздаёт картину этого визита, исследует феномен отношений поэта-трибуна новой жизни и рабочих, которые строят новую жизнь. В основе оригинального сценария лежит идея несостоявшейся встречи. Сюжетное допущение рассказывает не только о посещении города, но и одного из заводов, хотя ждали его и готовились на всех.
В это время Маяковский колесил по стране с поэмой «Хорошо!». Поэтическое турне инициировал сам Луначарский, выдав поэту соответствующий мандат. В Свердловск поэт прибыл 26 января 1928 года. Его поселили в гостинице «Ярмаркома». Выступать он должен был в Деловом клубе, ныне здание филармонии. Также успел выступить в Клубе рабкоров и Горном университете. Посетил Верх-Исетский завод, где и работал тот самый литейщик Козырев, председатель профсоюза завода, который получил квартиру с ванной в «Четвёртом доме Горсовета» по адресу проспект Ленина, 5. Все объекты сохранились до сих пор. Тем интереснее история, рассказанная нам режиссёром-постановщиком Даниилом Романовым.
Ещё одна любопытная деталь к портрету Маяковского, которого блистательно исполнил актёр МХТ им. А.П. Чехова Алексей Кирсанов.
Маяковский посетил Музей революции, расположенный в доме инженера Ипатьева на Вознесенской горке. Спустился в подвал, где расстреляли царскую семью. Вечером, в гостях у председателя Свердловского горисполкома Парамонова, угощаясь пельменями с медвежатиной, попросил отвезти его на место захоронения Романовых на старой Коптяковской дороге. На следующий день, ранним утром 28 января, несмотря на метель и тридцатиградусный мороз, они отправились в Поросёнков лог. Для дворянина Маяковского это было важно. Место он опишет в стихотворении «Император». И это станет дополнительным аргументом в возобновлении поисков захоронения царской семьи уже в 90-х годах ХХ столетия.
«Маяковский. Встреча» – это сон, приснившийся литейщику Козыреву (Арсений Вейс, актёр московского театра на Малой Бронной). Почему они не встретились, не очень понятно, ведь кто-то же рассказал Маяковскому о полученной квартире? Но это и неважно. Переживания по поводу приезда поэта в город были столь велики, что и сон превратился в масштабную фантасмагорию. А растянутое вдоль всего Атриума театральное действо сделало его ещё более масштабным, гротескным и фееричным. Да, и сама встреча с поэтом была выдающимся событием для города. Горожане штурмом брали Деловой клуб. Среди них рабочие, студенты, поэтические барышни, бюрократы – и далеко не все были настроены дружелюбно. Из толпы кричали: «А скажи-ка, гадина, сколько тебе дадено?». Маяковский отбивал остроты, как теннисные мячики, не тушевался, не старался «быть своим». Да и не мог им быть в дорогом твидовом костюме-тройке. Однако слушали его с удовольствием.
В спектакле на узеньком перешейке сценического пространства сошлись приметы новой советской действительности с вечными сюжетами: и мартеновская печь, пышущая огнём, спрятанная в стареньком фургоне; и скульптурные группы спортсменов, среди которых знаменитые юноша с мячом и девушка с веслом; рабочие в заводских робах, собравшиеся на тайную вечерю, будто сошедшие с эскизов Леонардо да Винчи; атлетически сложённый купальщик (Олег Габышев, заслуженный артист России), колдующий над ванной в новом многоквартирном доме; виртуозно отточенное танго Бриков в элегантных костюмах времён НЭПа (ведущая солистка Большого театра Анна Тихомирова, танцовщик и хореограф Александр Тронов), плакальщица в красном, как оракул времени (меццо-сопрано, солистка Большого театра Светлана Шилова); и маленький, трогательный мальчик в тулупчике (Дима Тиунов), тянущий за собой деревянную лошадку. Мальчику аплодировали стоя. Артистов вызывали на «бис».
Спектакль, приуроченный к десятилетию Ельцин Центра, не оставляет равнодушным: яркие костюмы, выразительные образы, современные сценография и хореография, буйство цвета и света, проникновенная, живая музыка (фортепиано, аккордеон, гитара, скрипка), переосмысление исторического материала, глубокий литературный контекст – настоящий подарок горожанам и театралам города.
Спектакль состоялся, стал событием, зажил своей жизнью. Три вечера подряд – аншлаг, цветы, аплодисменты и огромное желание обратиться к творчеству поэта, перечитать стихи, погрузиться в биографию, ведь он ходил по тем же улицам, что и мы. И он писал о них.
Премьеру подготовил партнёр Ельцин Центра компания Art Seasons – культурно-образовательный проект, организатор фестиваля актуальной культуры «Сезоны» в Геленджике.

