Машины времени особого назначения

11 октября 2025 г.Карина Ерицян
Машины времени особого назначения

Что связывает лимузин Бориса Ельцина, кабриолет Николая II и бронированный современный «Аурус»?

О «машинах времени», способных поведать историю страны, рассказал Артём Бардин — автор единственной в своем роде экскурсии «У руля истории», которая объединила Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге и Музей автомобильной техники в Верхней Пышме (купить билет можно здесь).

— Что вдохновило вас на создание этой экскурсии?

— Как известно, при входе в музей посетителей встречают два крупных экспоната — автомобили, на которых Борис Ельцин передвигался в разные периоды жизни. Это «Чайка» ГАЗ-14 и бронированный ЗИЛ-41052 бронекапсула. Они сразу приковывают внимание и вызывают интерес как у взрослых, так и у детей. Не менее увлекательна их история: кем и когда они были созданы, как служили первому президенту России.

Лично я заинтересовался ими десять лет назад, когда пришел работать в музей. Одной из моих первых экскурсий стала тема «Чайка и ЗИЛ», которую я перенял у коллег. Со временем она трансформировалась в «Президентский кортеж». Сегодня этот проект вышел за стены нашего музея. Мы заключили соглашение с Музеем автомобильной техники, где представлены дубликаты этих автомобилей, что позволило нам расширить рамки экскурсии.

Теперь мы рассказываем не только о Ельцине-пассажире, но и об истории всего российского автопрома, а также об автомобилях первых лиц государства. Так родился масштабный экскурсионный проект двух музеев.

— О чём рассказывает первая часть экскурсии, которая проходит в Музее Бориса Ельцина?

— Основная часть первой экскурсии проходит в «Лабиринте истории ХХ века». Здесь находятся витрины с постоянными, а не временными экспонатами, которые отражают историю автомобилизации России. Например, фото автомобиля «Рено» Керенского.

В витринах также представлены инструкции по управлению американскими грузовиками «Шепард» времён Великой Отечественной войны. Подобных элементов в экспозиции достаточно, чтобы включить их в экскурсионный рассказ. Многие из них были впервые введены в активный музейный оборот именно у нас.

— В чем особенность той части экскурсии, которая проходит в Музее Ельцина? Возможно, есть какие-то уникальные исторические факты, связанные с этой частью программы?

— Мы не претендуем на громкие открытия в истории автопрома — эту тему уже глубоко исследовали другие. Наша главная задача иная: через мультимедийную экспозицию мы показываем автомобиль как многогранный художественный образ.

Мы собрали кадры из фильмов разных эпох — от дореволюционной России до наших дней. Это позволило раскрыть роль автомобиля не просто как транспортного средства, но и как неотъемлемой части истории, культуры и повседневной жизни. Мы проследили её путь через революцию, советский и постсоветский периоды. Всю эту обширную информацию нам удалось упаковать в лаконичные и яркие рассказы, насыщенные необычными фактами. Первая часть экспозиции погружает зрителя в общий контекст автомобильной эпохи.

Мы говорим не только о заводах-производителях, но и об уникальных обстоятельствах появления машин. Главное же — показываем, как автомобиль изменил жизнь простого человека, а не только первых лиц государства. Хотя и эта, «правительственная», тема важна — ей посвящена следующая часть нашей экскурсии.

— Группа едет на экскурсионном автобусе в Верхнюю Пышму. Как вы удерживаете интерес к теме у ваших слушателей?

— Первая часть экскурсии заканчивается у автомобиля «Чайка» в Ельцин Центре. Оттуда группа отправляется на автобусе в Верхнюю Пышму. По дороге я рассказываю об истории кортежей первых лиц. Это теоретическая подготовка, которая предваряет просмотр самих автомобилей в музее. Главная сложность — удержать внимание аудитории после длительной пешей экскурсии. Чтобы поездка не превратилась в скучную лекцию, я нашел решение — создал специальный telegram-канал. По QR-коду участники подключаются к каналу, где я делюсь дополнительными материалами: фотографиями и видео. Эти же ролики мы смотрим на экранах в автобусе. На них запечатлены первые лица в тех автомобилях, которые группа скоро увидит в музее.

Особый интерес вызывают необычные истории об использовании машин главами государства. Например, Николай II и Леонид Брежнев были страстными автолюбителями, и об этом можно рассказать множество занятных деталей и даже исторических анекдотов.

Таким образом, нам удалось превратить автобус в полноценное экскурсионное пространство. Несмотря на то, что за окнами — современный Екатеринбург, не связанный с темой рассказа, такая мультимедийная подготовка отлично настраивает группу на восприятие основной экспозиции.

— Назовите самые известные или самые редкие экспонаты Музея автомобильной техники в Верхней Пышме, которые вызывают наибольший интерес у публики.

— Самым полным ответом на этот вопрос, конечно, владеют мои коллеги из самого музея в Верхней Пышме. Однако, со своей стороны, я могу выделить несколько ключевых экспонатов.

Особое внимание привлекает целый автопарк Николая II. Это автомобили довоенной эпохи, практически все — с кузовом «Фаэтон». До изобретения конвейера Форда в 20-х годах машины выглядели иначе. Они были открытыми, напоминая изящные кабриолеты, и радикально отличались от современных.

Еще один магнит для посетителей — автомобиль «Тесла». Он расположен прямо по маршруту нашей экскурсии.

А финальным и, пожалуй, самым символичным экспонатом всего тура является лимузин «Аурус». В этом автомобиле Владимир Путин приехал на инаугурацию 7 мая 2018 года. В музее представлен подлинный экземпляр с сопроводительным документом, подтверждающим его передачу.

— Разрешают ли садиться посетителям в «Аурус»? Наверняка у многих возникает такой соблазн?

— Вы задали правильный вопрос, и я вынужден разочаровать многих. Посетителям нельзя садиться в лимузин «Аурус». Причина в том, что разработка этого автомобиля, как нам пояснили коллеги из Верхней Пышмы, является государственной тайной. К засекреченной информации относится и внутреннее устройство салона. По этой причине автомобиль полностью закрыт для осмотра изнутри. Насколько я помню, его стекла имеют полную тонировку, и заглянуть в салон совершенно невозможно.

— Какие вопросы задавали участники экскурсии, что их больше всего интересовало?

— Чаще всего гости спрашивают, как в разные эпохи люди приобретали автомобили. Это неудивительно — после жилья машина была самой дорогой покупкой для человека.

В истории нашей страны этот процесс имел ярко выраженные социальные особенности. В советский период покупка автомобиля была событием с особым, социалистическим оттенком. А до революции случаи частного приобретения автомобилей носили единичный характер. Эта тема всегда вызывает живой интерес.

Второй популярный вопрос касается автомобиля как феномена в ключевых исторических событиях. Машина часто становится местом преступлений или погонь в кино. В реальной истории два убийства, совершенные в автомобилях, изменили мир: убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, ставшее поводом к началу Первой мировой войны, и убийство Джона Кеннеди в 1963 году в Техасе.

Здесь важно обращать внимание не только на само событие, но и на то, где оно произошло. Это не столько вопрос от слушателей, сколько моя ключевая задача как экскурсовода — показать этот важный контекст.

— В чем уникальность коллаборации Музея Бориса Ельцина и Музея автомобильной техники в Верхней Пышме?

— Эта совместная экскурсионная программа — настоящая жемчужина на туристической карте Урала. Два крупнейших музея региона объединились, чтобы создать уникальный продукт.

— Существует ли возрастной ценз у экскурсии? Кому она адресована — детям или взрослым, мужчинам или женщинам?

— При создании экскурсии у нас не было чёткого понимания целевой аудитории. Тема кажется широкой и даже глобально-исторической. При этом основную массу экскурсантов обычно составляют женщины. Мужчины, возможно, должны быть нашей главной аудиторией. Мы ориентируемся на возраст от 30 до 60 лет. Им может быть интересно вспомнить машины, на которых они ездили в разные годы, которые были у их отцов и дедушек. Взглянуть на прошлое через изобретение, которым они сами пользуются.

Экскурсия получилась достаточно «брутальной», а у нас такой формат нечасто встречается. Мы привыкли к другой аудитории. В итоге группы собираются очень разные: дети, пенсионеры, мужчины и женщины. Им всем, каждому по-своему, интересно.

— Вы получили обратную связь? Какие эмоции вызывали экспонаты и рассказы о них?

— Экскурсовод вынужден лавировать между вниманием аудитории и собственными знаниями. Большая часть информации не имеет прямого отражения в медиапрограмме или экспонатах, что мешает объективно оценить вовлеченность слушателей. Я сужу по собственным наблюдениям: видел, что люди не утыкались в телефоны, а смотрели на меня и на то, что я показываю. Значит, им было интересно. Кроме того, я использовал различные приёмы для привлечения внимания. Например, рассказывая о восстановлении завода ГАЗ, который строили по концессии с американской компанией «Форд», я просто достал из кармана ключи от своего автомобиля «Форд». Так я наглядно показал, что являюсь частью этого самого автомобильного культурного кода. Подобные жесты и неожиданные факты хорошо стимулируют внимание и оживляют рассказ.

— Мне кажется, сегодня один из главных показателей интереса — это когда люди отрываются от своих телефонов.

— Абсолютно с вами согласен. Я также использовал неожиданный приём — решил спеть. Почему бы и нет? Нашел две песни, которые идеально вписались в контекст экскурсии: «Папа купил автомобиль» Аллы Пугачёвой и «Песня автозавистника» Владимира Высоцкого. Их исполнение стало ярким эмоциональным акцентом.

— Назовите основные причины, почему нужно посетить эту экскурсию.

— Рекомендую эту экскурсию по трём причинам.

Первая — это уникальный формат. За один день вы посещаете экспозиции двух гигантских музеев. Программа очень разнообразна, не требует больших физических усилий, и весь транспорт предоставляется. Такого масштаба вы не найдете больше нигде.

Вторая причина — связь с историей нашего города. Мы сознательно вплели в повествование екатеринбургский контекст. Например, рассказываем, когда здесь появился первый автомобиль. Это случилось в 1911 году, еще до революции, и сразу четыре машины были сданы в аренду. Так гости узнают истоки автомобилизации Екатеринбурга — города, который сегодня является самым автомобилизированным в России на душу населения.

Третья причина — профессиональный подход. Мы стремимся создать у людей такое впечатление, чтобы оно осталось с ними на всю жизнь. Наша цель — чтобы посетители возвращались к нам снова и снова, рекомендовали экскурсию друзьям и приводили с собой своих близких.

Потенциал у этого проекта огромный, и мы будем развивать его, чтобы привлекать внимание горожан и гостей города.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.