В рамках кинофестиваля «Конец сезона», проходившего в Ельцин Центре с 30 апреля по 6 мая, сценарист Анастасия Пальчикова представила свой успешный режиссёрский дебют — фильм «Маша». Отмеченная призом «Кинотавра» картина о взрослении девочки-подростка в 90-е годы — это во многом подлинная история автора.
Встречу с начинающим режиссёром провёл киновед, член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав Шмыров, который напомнил зрителям, что по сценариям Анастасии Пальчиковой Валерий Тодоровский поставил фильм «Большой», а Владимир Мирзоев — картину «Её звали Муму». Литературную основу для своей первой полнометражной режиссёрской работы Пальчикова написала сама.
— Эта картина — вся про меня, вместе с бандитской канвой. Это моё детство. Я родилась в Саратове, жила и выросла ровно так, как живёт моя героиня Маша. В этой картине — огромное количество реальных событий, ситуаций, людей, но это кино, там большое количество художественных стяжек, поэтому какие-то вещи я брала из других подлинных историй. Абсолютно все персонажи фильма имеют прототипы и все главные герои живы. Один из них мне написал и спросил: «Правда, что ты сняла фильм? Где бы его посмотреть?» Мне очень хотелось ему ответить: «Ты уже всё видел!» Появление этого фильма — случайность и закономерность одновременно: дебютным у меня должен был быть другой фильм, но потом вдруг запустилась «Маша», и эта картина получилась первой, чему я очень рада.
Фильм Анастасии Пальчиковой — это ещё одна кинематографическая попытка реконструкции жизни в России в 90-е годы, которые принято называть «лихими». Главная героиня картины живёт в безоблачном детском мире под крылом своего дяди — местного криминального авторитета по кличке Крёстный — и смотрит на происходящие вокруг события сквозь огромные розовые очки. Она слушает и поёт джаз, мечтая выступать на сцене. Её лучшие друзья, благодарные слушатели и защитники — парни-рэкетиры с увесистыми золотыми цепями из боксёрской секции дяди. Но жизнь в розовом цвете внезапно для Маши заканчивается вместе с гибелью нескольких близких и любимых людей. В конце картины мы видим повзрослевшую героиню на сцене — она все же выжила в безжалостном мужском мире, где властвует сила и законы джунглей, но он продолжает её преследовать.
— Так вышло, что сценарий у меня на площадке очень изменился. Что-то в него, конечно, привнесли актеры, но главное — я полностью поменяла финал во время съёмок. По моему первоначальному замыслу Маша не убивала Крёстного на парковке, выбрасывала пистолет и уходила на сцену. Но когда я сняла финальную сцену, где она поёт, то поняла, что этот эпизод выглядит так, как будто бы героиня только что совершила убийство. Я испугалась и подумала, что это сумасшествие дилетанта, но затем решила обсудить всё с актёрами и съемочной бригадой и в итоге сняла два финала. Когда я монтировала фильм, то по-авторски и идеологически ужасно хотела, чтобы Маша не убивала. Мне казалось, что будет правильнее то, что героиня смогла выйти из этого круга, она не стала такой, как они. Но фильм, к сожалению, — а может быть, к счастью — продиктовал другой финал. Произведение всегда выше автора.
Пальчикова призналась, что после кинофестиваля «Кинотавр» её коллега — сценарист и режиссёр Борис Хлебников — назвал фильм «Маша» шансон-сказкой и оказался в чём-то прав.
— Это немножко сказка, и я сознательно так делала, для меня это было принципиально. Я особо не гналась за реальностью, но мы видим героиню стоящей на сцене, и это абсолютно реалистично. Мы же не знаем, что это за сцена, сколько зрителей в зале. Она не стала суперзвездой, которая собирает миллионы слушателей, — Маша поёт джаз и популярна в своей музыкальной среде. А джаз для меня тоже герой, он возник из моего детства: моя мама слушала очень много такой музыки, у нас дома была куча джазовых пластинок. Когда я придумала эту историю, то сразу поняла, что героиня будет хотеть стать джазовой певицей, будет слушать именно эту музыку. А композиции для саундтреков я выбрала ещё до того, как написала сценарий. Было довольно дорого их покупать, это известные песни, но спасибо продюсерам, что они поняли и приняли тот факт, что это почти персонаж фильма и не агитировали меня менять музыку.
Успехом в прокате и благожелательными откликами критиков фильм «Маша» обязан не только ощущению невероятной динамики и легкости, но и очень удачному выбору актеров. В роли главной героини фильма снималась юная и невероятно талантливая Полина Гухман, а взрослую версию Маши исполнила обладающая прекрасным вокалом Анна Чиповская. Крёстного сыграл Максим Суханов, за которым в отечественном кино уже прочно закрепилось амплуа обаятельного отрицательного героя.
— Мы очень долго искали девочку на главную роль, со всякими приключениями, препятствиями, но в итоге нашли Полину Гухман, — отметила режиссёр. — Я очень переживала за то, как будет складываться работа с этой юной актрисой, выбивала у продюсеров дополнительные смены, аргументируя тем, что предстоит работать с подростками, которые непредсказуемы. Но в результате оказалось, что Полина была самым дисциплинированным и профессиональным человеком на площадке, с ней не было никаких проблем. И мы с ней, честно говоря, подружились. Она блистательна, я уверена, что она будет большой артисткой, если всё сложится. Конечно же, взрослую актрису мы подбирали уже под Полину. В результате Аню Чиповскую нашли очень быстро, утвердили её на роль без проб и на следующий день уже пошли на съемочную площадку.
Зрители, собравшиеся в кино-конференц-зале Ельцин Центра, при обсуждении картины не могли обойти вниманием удивительную цветовую гамму, присущую «Маше». Анастасия Пальчикова пояснила, что за этими теплыми жёлтыми, розовыми оттенками и дымкой стоит долгая и кропотливая работа художников и операторов фильма, которые специально искали и подбирали живописные полотна, на основе которых потом составлялся визуальный ряд. Также режиссёр рассказала о том, как пришла в кино, и по традиции поделилась своими дальнейшими планами.
— Я жила в Саратове, училась на филфаке, занималась в консерватории и научной деятельностью и ничего не знала про кино. Во ВГИК поступила случайно, потому что я влюбилась в мальчика, который там учился. Переехала в Москву за свой любовью, собиралась идти на филфак, но так случилось, что я зашла во ВГИК, впитала его магию и решила пойти на сценарный факультет, поскольку он был единственный, куда я могла поступить. За ночь написала всю прозу, которую было нужно сдавать, и поступила. Хотя я всегда громче всех говорила, что из тех сценаристов, которые никогда не будут режиссёрами, но на пятом курсе сама, своими силами сняла короткометражку. У меня была насыщенная жизнь, я надеюсь, что все это пригодилось и ещё пригодится в режиссуре. Сейчас я закрываю свои сценарные долги, доделываю сериал Валерию Тодоровскому. Но дальше я, надеюсь, не буду больше писать сценарии для других. Следующая история, над которой я пытаюсь работать, — уже совсем про другое и не про 90-е годы, но я буду очень стараться, чтобы вся эта динамика и легкость, присущая «Маше», сохранилась.