«Маша»: 90-е годы глазами режиссёра Анастасии Пальчиковой

19 мая 2021 г.Наталья Шурмина
«Маша»: 90-е годы глазами режиссёра Анастасии Пальчиковой

В рамках кинофестиваля «Конец сезона», проходившего в Ельцин Центре с 30 апреля по 6 мая, сценарист Анастасия Пальчикова представила свой успешный режиссёрский дебют — фильм «Маша». Отмеченная призом «Кинотавра» картина о взрослении девочки-подростка в 90-е годы — это во многом подлинная история автора.

Встречу с начинающим режиссёром провёл киновед, член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав Шмыров, который напомнил зрителям, что по сценариям Анастасии Пальчиковой Валерий Тодоровский поставил фильм «Большой», а Владимир Мирзоев — картину «Её звали Муму». Литературную основу для своей первой полнометражной режиссёрской работы Пальчикова написала сама.

— Эта картина — вся про меня, вместе с бандитской канвой. Это моё детство. Я родилась в Саратове, жила и выросла ровно так, как живёт моя героиня Маша. В этой картине — огромное количество реальных событий, ситуаций, людей, но это кино, там большое количество художественных стяжек, поэтому какие-то вещи я брала из других подлинных историй. Абсолютно все персонажи фильма имеют прототипы и все главные герои живы. Один из них мне написал и спросил: «Правда, что ты сняла фильм? Где бы его посмотреть?» Мне очень хотелось ему ответить: «Ты уже всё видел!» Появление этого фильма — случайность и закономерность одновременно: дебютным у меня должен был быть другой фильм, но потом вдруг запустилась «Маша», и эта картина получилась первой, чему я очень рада.

Фильм Анастасии Пальчиковой — это ещё одна кинематографическая попытка реконструкции жизни в России в 90-е годы, которые принято называть «лихими». Главная героиня картины живёт в безоблачном детском мире под крылом своего дяди — местного криминального авторитета по кличке Крёстный — и смотрит на происходящие вокруг события сквозь огромные розовые очки. Она слушает и поёт джаз, мечтая выступать на сцене. Её лучшие друзья, благодарные слушатели и защитники — парни-рэкетиры с увесистыми золотыми цепями из боксёрской секции дяди. Но жизнь в розовом цвете внезапно для Маши заканчивается вместе с гибелью нескольких близких и любимых людей. В конце картины мы видим повзрослевшую героиню на сцене — она все же выжила в безжалостном мужском мире, где властвует сила и законы джунглей, но он продолжает её преследовать.

— Так вышло, что сценарий у меня на площадке очень изменился. Что-то в него, конечно, привнесли актеры, но главное — я полностью поменяла финал во время съёмок. По моему первоначальному замыслу Маша не убивала Крёстного на парковке, выбрасывала пистолет и уходила на сцену. Но когда я сняла финальную сцену, где она поёт, то поняла, что этот эпизод выглядит так, как будто бы героиня только что совершила убийство. Я испугалась и подумала, что это сумасшествие дилетанта, но затем решила обсудить всё с актёрами и съемочной бригадой и в итоге сняла два финала. Когда я монтировала фильм, то по-авторски и идеологически ужасно хотела, чтобы Маша не убивала. Мне казалось, что будет правильнее то, что героиня смогла выйти из этого круга, она не стала такой, как они. Но фильм, к сожалению, — а может быть, к счастью — продиктовал другой финал. Произведение всегда выше автора.

Пальчикова призналась, что после кинофестиваля «Кинотавр» её коллега — сценарист и режиссёр Борис Хлебников — назвал фильм «Маша» шансон-сказкой и оказался в чём-то прав.

— Это немножко сказка, и я сознательно так делала, для меня это было принципиально. Я особо не гналась за реальностью, но мы видим героиню стоящей на сцене, и это абсолютно реалистично. Мы же не знаем, что это за сцена, сколько зрителей в зале. Она не стала суперзвездой, которая собирает миллионы слушателей, — Маша поёт джаз и популярна в своей музыкальной среде. А джаз для меня тоже герой, он возник из моего детства: моя мама слушала очень много такой музыки, у нас дома была куча джазовых пластинок. Когда я придумала эту историю, то сразу поняла, что героиня будет хотеть стать джазовой певицей, будет слушать именно эту музыку. А композиции для саундтреков я выбрала ещё до того, как написала сценарий. Было довольно дорого их покупать, это известные песни, но спасибо продюсерам, что они поняли и приняли тот факт, что это почти персонаж фильма и не агитировали меня менять музыку.

Успехом в прокате и благожелательными откликами критиков фильм «Маша» обязан не только ощущению невероятной динамики и легкости, но и очень удачному выбору актеров. В роли главной героини фильма снималась юная и невероятно талантливая Полина Гухман, а взрослую версию Маши исполнила обладающая прекрасным вокалом Анна Чиповская. Крёстного сыграл Максим Суханов, за которым в отечественном кино уже прочно закрепилось амплуа обаятельного отрицательного героя.

— Мы очень долго искали девочку на главную роль, со всякими приключениями, препятствиями, но в итоге нашли Полину Гухман, — отметила режиссёр. — Я очень переживала за то, как будет складываться работа с этой юной актрисой, выбивала у продюсеров дополнительные смены, аргументируя тем, что предстоит работать с подростками, которые непредсказуемы. Но в результате оказалось, что Полина была самым дисциплинированным и профессиональным человеком на площадке, с ней не было никаких проблем. И мы с ней, честно говоря, подружились. Она блистательна, я уверена, что она будет большой артисткой, если всё сложится. Конечно же, взрослую актрису мы подбирали уже под Полину. В результате Аню Чиповскую нашли очень быстро, утвердили её на роль без проб и на следующий день уже пошли на съемочную площадку.

Зрители, собравшиеся в кино-конференц-зале Ельцин Центра, при обсуждении картины не могли обойти вниманием удивительную цветовую гамму, присущую «Маше». Анастасия Пальчикова пояснила, что за этими теплыми жёлтыми, розовыми оттенками и дымкой стоит долгая и кропотливая работа художников и операторов фильма, которые специально искали и подбирали живописные полотна, на основе которых потом составлялся визуальный ряд. Также режиссёр рассказала о том, как пришла в кино, и по традиции поделилась своими дальнейшими планами.

— Я жила в Саратове, училась на филфаке, занималась в консерватории и научной деятельностью и ничего не знала про кино. Во ВГИК поступила случайно, потому что я влюбилась в мальчика, который там учился. Переехала в Москву за свой любовью, собиралась идти на филфак, но так случилось, что я зашла во ВГИК, впитала его магию и решила пойти на сценарный факультет, поскольку он был единственный, куда я могла поступить. За ночь написала всю прозу, которую было нужно сдавать, и поступила. Хотя я всегда громче всех говорила, что из тех сценаристов, которые никогда не будут режиссёрами, но на пятом курсе сама, своими силами сняла короткометражку. У меня была насыщенная жизнь, я надеюсь, что все это пригодилось и ещё пригодится в режиссуре. Сейчас я закрываю свои сценарные долги, доделываю сериал Валерию Тодоровскому. Но дальше я, надеюсь, не буду больше писать сценарии для других. Следующая история, над которой я пытаюсь работать, — уже совсем про другое и не про 90-е годы, но я буду очень стараться, чтобы вся эта динамика и легкость, присущая «Маше», сохранилась.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.