Мария Конторович: «Продолжаем держать курс на эксперимент»

27 июля 2023 г.Татьяна Филиппова
Мария Конторович: «Продолжаем держать курс на эксперимент»

Пятый сезон Театральной платформы «В Центре» завершился 2 июля зажигательной летней вечеринкой, на которую были приглашены друзья и коллеги, театралы и те, кто ещё только собирается связать свою жизнь с театром.

Мы попросили драматурга и нового руководителя Театральной платформы «В Центре» Марию Конторович подвести итоги уходящего сезона и рассказать о том, каких событий ждать в предстоящем году.

Чем отметился пятый театральный сезон?

– Во-первых, произошла некоторая рокировка в составе команды. Основатель Театральной платформы Наташа Санникова покинула пост руководителя, передала его сначала Светлане Баженовой, потом мне. Сама она возглавила конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню?». Мы продолжаем держать курс на эксперимент и исследование сложных социальных тем и явлений. Это то, что в нашей работе остаётся неизменным.

Расскажите о премьерах.

– Их было несколько. Все очень яркие и запоминающиеся. Первой стала новогодняя премьера – детский спектакль в постановке Светланы Баженовой и по её же пьесе «Динозавр Рекс», в котором Лиза Неволина исполнила главную роль. Там звучат и её замечательные песни. Она в костюме динозавра катается на гироскутере. Не просто поёт, а исполняет акробатические номера. Дети в восторге. Взрослые тоже.

Кроме того, Светлана Баженова поставила пьесу Вики Костюкевич «Нэнси Дрогович», лауреата конкурса «Зачем я это помню?», занявшей второе место в прошлом году. Это насыщенный действием, остроумный моноспектакль Лизы Неволиной, в котором она не только разговаривает и поёт, но и выдаёт чревовещательные монологи. Например, от имени слившихся в один голос ста сорока миллионов жителей нашей страны. На сегодняшний день это, пожалуй, самый экспериментальный спектакль в нашем репертуаре.

Насколько я понимаю, это не единственный моноспектакль в афише?

– Я очень рада, что у нас появился моноспектакль Марины Гапченко «Горбатая». Театр «ТУТ» поставил его, а мы пустили их к себе на площадку. Этот спектакль о 90-х. Он побывал на гастролях во многих городах России, прошёл множество фестивалей и конкурсов, собрал огромное количество призов и наград и продолжает быть актуальным. Он не типичен для нас. Мы стараемся делать что-то стильное, сложное, копаемся в текстах. А тут незамысловатая история обычной женщины, но она цепляет. Зрители видят в героине себя и после спектакля всегда остаются немного пообщаться с Мариной Владимировной, обнять её, поддержать. Больше слёз и слов благодарности я не вижу ни после одного спектакля.

Вы ещё не упомянули вашу самую громкую весеннюю премьеру.

– Это самый сложный и, я бы сказала, глобальный спектакль, который появился в нашем репертуаре, – спектакль «Циники». На этой работе мы познакомились с питерским режиссёром Антоном Морозовым, с которым запланировали несколько проектов на следующий год. «Циники» получились очень эффектными в художественном плане. Катя Никитина создала такое сценическое пространство, которое хочется разглядывать и в которое хочется погружаться. Оно затягивает бесконечным синим бархатом, хрустальной люстрой, резными готическими стульями, похожими на трон. Как затягивает и сама история, начавшаяся ровно сто лет назад.

Антон так аккуратно собрал текст Мариенгофа, что в голове даже не возникает мысли, что лучше: книга или спектакль. Ну, и лично для меня спектакль запомнился тем, что мы для него купили чучело огненно-рыжей лисицы. Роскошное, очень живое. Теперь оно живёт у нас. Мы назвали лису «Ягодкой». Когда мне грустно, я смотрю на неё и радуюсь.

В этом году вы продолжили работать с подростками?

– Для меня самой стала едва ли не самой важной лаборатория для подростков «Мама, где я?». Ребята сами пишут пьесы под моим небольшим руководством, а потом артисты представляют их в виде читок. Мы проводим эту лабораторию уже второй год. И второй год подряд ребята пишут на какие-то очень важные темы, которые оказываются важны не только для них, а для всех, кто находится в зрительном зале. В этом году писали о дружбе, о первой влюбленности, о том, что насилие становится чем-то обычным. Сами участники лаборатории сильно меняются за ту неделю, что мы с ними занимаемся. Они становятся взрослее, начинают смотреть на какие-то свои проблемы с других сторон. К концу лаборатории они лучше понимают друг друга и окружающих их взрослых. Это важный опыт, как для них, так и для нас со зрителями. В 14 лет написать пьесу, которую ещё и в театре покажут – это отличный старт для подростка.

Вы ставите пьесы лауреатов конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню?», а за самим конкурсом следите?

– И следим, и болеем. В этом году на конкурс было прислано 127 пьес. Это в два раза больше, чем в прошлом. По одному этому можно понять, что тема продолжает быть актуальной, и людям есть что сказать. В шорт-лист вошли очень серьёзные тексты. С каждым годом качество текстов растёт. Значит, мы активно стимулируем своим конкурсом людей на сложные интересные высказывания.

Сегодня здесь намного больше народу, чем обычно, раз в десять?

– Это самое необычное и яркое закрытие нашего театрального сезона. Мы собрали у себя на площадке несколько музыкальных коллективов, которые были объединены только тем, что они имеют непосредственное отношение к театру. Например, в группе «ДЗИНЬ» солистка и основательница Лиза Неволина, которая у нас играет в спектаклях, а ещё в этой группе Костя Итунин. Он артист «Коляда-театра», а также играет главную роль в нашем спектакле «Неважно себя чувствую». Вместе с ними на сцене Алина Ежакова, наш постоянный концертмейстер. Под их музыку другой наш артист, Ростислав Ганеев, читает свою поэзию. Впервые!

После «Дзинь» выступила группа «Любимые песни Настиного кота». Завершала концерт группа Cantadora. Их солистка Оксана играет в Театре кукол. В общем, получился очень весёлый и разношёрстный концерт. Громкий, но в то же время уютный и домашний. Решили, что теперь всегда будем так закрывать наши театральные сезоны.

Теперь о главном: что ждёт нас в предстоящем сезоне?

– Нас ждёт работа в июле и августе. Когда все нормальные театры отдыхают, мы работаем. Мы работаем в интересном ключе: делимся тайнами творчества со всеми желающими. Показываем кухню. Сначала Лера Созонова за двухдневный мастер-класс учила всех владеть своим голосом, рассказывала, что нужно делать, чтобы сконцентрироваться на важном. Она показывала, как расслабиться, как перестать стесняться своего голоса и тела. Затем кандидат филологических наук, поэтесса и писатель Егана Джаббарова делилась практиками, которые используют писатели в своей работе. Каждый участник за два дня много чего узнал про уральскую литературу, о том, как строится поэзия и, вообще, любой текст. Как написать что-то новое, используя старое. Егана учит, как делать это правильно, с пользой для себя.

Ещё один мастер-класс проведут 28 и 29 июля кинорежиссёр Алёна Тремазова и композитор Дмитрий Лобанов. Они поделятся тайнами киноискусства. Научат смотреть на мир глазами киношников, будить вдохновение, находить нестандартные решения. Это из ближайшего.

Будут осенние премьеры?

– Обязательно. Осенью нас ждет премьера от Антона Морозова. Это будет совместный проект с екатеринбургским еврейским культурным центром «Менора». Мы поставим документальный спектакль о тех, кто пережил Холокост и приехал жить на Урал. У этих людей невероятные истории жизни. Нам хочется, чтобы о них узнали все.

Также осенью, но чуть позже, к нам приезжает режиссёр Дмитрий Лимбос ставить спектакль. Пока не раскрываем, что это будет за материал, но, как всегда у Дмитрия, что-то любопытное.

Мы уже думаем над спектаклем к Новому году. И для взрослой, и для детской публики. В следующем сезоне нам хотелось бы сконцентрироваться на юной публике. Поэтому у нас в репертуаре появится спектакль для подростков. А также мы традиционно проведём лабораторию «Мама, где я?», в которой примут участие подростки Екатеринбурга.

Появятся какие-то новые форматы для этой аудитории?

– Это и будет совсем новым для Театральной платформы – регулярные встречи с подростками в формате литературного и театрального кружков. Ребята будут оттачивать свои таланты с профессионалами, но самое главное то, что Театральная платформа «В Центре» станет тем местом, где голос каждого будет услышан, где молодые люди смогут высказываться так, чтобы их услышали, чтобы никто из них не чувствовал себя одиноким. К сожалению, в такое прекрасное время как юность чувство одиночества зашкаливает, и очень важно, чтобы тебя кто-то услышал и поддержал. Для этого и будут функционировать наши кружки.

Вы будете читать пьесы лауреатов конкурса «Зачем я это помню?»

– И пьесы будем новые читать. И на различных фестивалях спектакли показывать. И обязательно проведём IV конкурс пьес «Зачем я это помню?» в следующем году. Он традиционно стартует 1 февраля в день рождения Бориса Ельцина. Уверена, что пьес будет больше, и мы откроем новых авторов, а наши зрители увидят новые спектакли по этим пьесам.

Чем порадуете взрослую публику помимо репертуарной программы?

– Вместе с образовательным отделом мы готовим три цикла лекций и мастер-классов о театре. Зритель тоже должен расти. Не знаю, как мы будем успевать, но будем радовать наших зрителей, чтобы и они радовали нас.

Другие новости

Интервью

Марина Разбежкина: 90-е — это моё время

Марина Разбежкина: 90-е — это моё время
В киноклубе Ельцин Центра в Екатерингбурге прошёл специальный показ и обсуждение фильма Никиты Ефимова «Предлагаемые обстоятельства». Документальную ленту своего ученика 30 марта представила продюсер …
28 апреля 2024 г.
Литература

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»
Первой лекцией «Фрейденберг, или Сестра моя жизнь» 18 апреля в Ельцин Центре открылся авторский цикл «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой — писателя, литературного критика, …
26 апреля 2024 г.
Инклюзия

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции
В рамках проекта Ельцин Центра «Давай попробуем» учащиеся школы №49 создали уникальный аудиогид по Екатеринбургу. Подростки с опытом миграции записали на русском языке для недавно приехавших в город р…
26 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.