Второй этап проекта для подростков «Мама, где я?» Театральной платформы «В Центре» завершился 2 апреля художественной читкой пьес юных авторов.
В течение недели подростки различных национальностей и культур учились, писали и обсуждали сюжеты под руководством драматурга Маши Конторович. Их творческая сессия завершилась чтением пьес с участием студентов и начинающих актёров в постановке Дмитрия Зимина.
Поболеть за авторов пришли их друзья, одноклассники и учителя, а также родители и просто зрители, завсегдатаи Театральной платформы «В Центре». Четыре автора представили свои произведения и приняли участие в их обсуждении со зрителями.
Тимофей Ивонин представил сразу четыре пьесы: «Парень-призрак», «Свержение ангела», «Любовь до самой смерти» и «Драка подушками-кружками». В них автор исследует отношение подростков к жизни и смерти, справедливости, равнодушию, непониманию и одиночеству. При этом их нельзя назвать трагическими, в них много юмора и самоиронии, красочно представлен повседневный язык подрастающего поколения, их приоритеты и ожидания. В них, возможно, нет высоких тем, но в любопытном ракурсе представлена, например, проблема отцов и детей. Кураторы проекта бережно отнеслись к материалу юных драматургов, с чем-то спорили, что-то предлагали развить, сделать более доступным для понимания. При этом сохраняя право за авторами быть экспертами в своей возрастной категории. Героям пьес 14–15 лет. Тимофей пишет о таких же, как он, юношах и девушках, иногда помещая их в выдуманные обстоятельства. Кстати, во время просмотра приглашённые педагоги переглядывались и улыбались, когда слышали знакомые сленговые словечки. Фактура, шутили они, налицо.
Виктория Лундина представила к читке пьесу «Любовь и горе». В ней она деликатно, осторожно исследует отношения полов. В повседневную болтовню между двумя подростками, похожую на пикировку, просачиваются подлинные эмоции и чувства в отношении друг к другу.
Василиса Никифорова в пьесе «Дружба или любовь» воспользовалась приёмом «машины времени», чтобы поместить своих героев в разные обстоятельства, постоянно разлучая их и тем самым помогая им определиться с тем, нужны ли они друг другу. Здесь не только приключения и озорство, но и рассуждение о смысле жизни, выборе профессии, ответственности за принятые решения. За исключением этой пьесы, все остальные были привязаны к школьным реалиям, с которыми ребята, естественно, хорошо знакомы.
Четвёртая участница читок Алиса Ряжева представила пьесу «Как-то весною». Её герои постарше, им уже 16 лет. Они посещают музеи, обсуждают картины, много общаются и очень доброжелательны по отношению друг к другу. Мама главной героини торопит её определиться со сдачей экзаменов, а значит, и с выбором будущей профессии. Её вполне разумная дочь находит в музее единомышленницу, с которой у неё одно общее устремление — быть счастливой, и это никак не связано с профессией. Обе школьницы мечтают жить на берегу моря в собственном доме, любоваться природой и иметь большую лохматую собаку.
По окончании читки актёры пожелали юным авторам успеха, а те в свою очередь остались довольны тем, как были прочитаны на несколько голосов, по ролям их пьесы.
Авторов аплодисментами «вызвали на ковёр». Обсуждение провела куратор проекта, постоянный автор Театральной платформы «В Центре» Маша Конторович. Она рассказала, чем занимались участники в течение недели. У публики возникло много вопросов. Прежде всего, будут ли они продолжать писать. Все четверо решили продолжать, им нравится это занятие. Темы возникают буквально из воздуха. Недавний случай в супермаркете легко ложится в сюжет новой пьесы. Задумок много. Есть абсолютно реальные истории, взятые из жизни. Они особенно интересны. Нравится подмечать уже в определённом ракурсе то, что происходит вокруг. Однако самая ближайшая тема для них — сдача экзаменов. К этому все четыре автора относятся довольно серьёзно. А вот после сдачи они готовы активно сотрудничать и много писать.
Будущие драматурги сделали свои первые шаги в профессии, увидели театр изнутри. Они теперь знакомы с настоящим, состоявшимся драматургом и могут задать ей любые вопросы. Также они познакомились с настоящим театральным режиссёром. Помнят рекомендации и замечания Дмитрия Зимина и, кстати, не со всеми согласны. Он в свою очередь отмечает, что в пьесах ребят есть интересные драматургические решения.
Драматургия помогает им отрефлексировать проблемы подросткового периода, проговорить, написать и тем самым проскочить острые фазы, с чем согласны их школьные педагоги. Они тоже на связи с куратором.
Несмотря на молодость, которой свойственно опровергать авторитеты, все четверо согласны с тем, что ещё очень мало знают о профессии, готовы учиться и постигать.
Взрослые участники проекта готовы им в этом помочь, а это значит, что «Мама, где я?» продолжится в новом сезоне.