Макс Уэлч Гуэрра: «В Екатеринбурге – архитектурное наследие Европы»

5 августа 2019 г.Михаил Лузин
Макс Уэлч Гуэрра: «В Екатеринбурге – архитектурное наследие Европы»

В Ельцин Центре в рамках выставки «Как строилась советская власть» 31 июля прошла лекция профессора Веймарского университета Баухауса Макса Уэлча Гуэрры.

В переполненном зале Образовательного центра он рассказал об истории и особенностях школы Баухаус, столетие которой отмечается в этом году. Лекция состоялась при поддержке Генерального консульства Федеративной Республики Германия.

Макс Уэлч Гуэрра – профессор Веймарского университета Баухауса, ведущий эксперт истории школы Баухаус, директор института Баухауса по теории и истории архитектуры и планирования, ведет магистерские и бакалаврские программы по направлению «урбанистика».

Лекция Макса Уэлча Гуэрры стала большим событием для архитектурного сообщества Екатеринбурга: в зале образовательного центра собрались студенты, историки архитектуры, действующие архитекторы. Свободных мест не было, и многие слушали лекцию, стоя за задними рядами кресел.

В своём выступлении профессор отметил, что столетний юбилей школы Баухаус стал в Германии поводом для очередного детального рассмотрения этого наиболее известного и влиятельного художественного направления ХХ века. Развернувшиеся при этом дискуссии изменили представление о Баухаусе, сформировавшееся в широких кругах.

Во-первых, подчеркнул герр Уэлч Гуэрра, вопреки расхожему представлению, Баухаус – это не стиль. Это институт, который с 1919 года открывал новые способы изображать и формировать материальный мир. «Во время фазы индустриализации изменилась не только манера создания машин. Также произошли социальные изменения, изменились архитектура и территориальная структура города. Даже чашки изменились!», – сказал он.

Баухаус не был уникален. Подобные школы возникали также в Австрии и в Советской России (ВХУТЕМАС). Но самый известный пример – это Баухаус. На то есть определенные причины. По всей Европе после Первой мировой войны выросло новое поколение дизайнеров и архитекторов, от Москвы до Барселоны. Но именно Баухаус был первой школой в мире, которая стала интернациональной. Там были и русские, и венгры, и немцы. Чтобы перейти к новой фазе индустриализации, необходимо было создать международную коммуникацию, это было самым важным делом в ту историческую эпоху.

Во-вторых, Баухаус был не только школой архитектуры и дизайна, но и новой формой обучения специалистов.

В-третьих, 1919 год, когда был основан Баухаус, был годом революции в Германии. Новое государство, Веймарская республика, было государством социальным (но не социалистическим). Это государство финансировало создание социального жилья. Дизайнеры, архитекторы и другие специалисты Баухауса реализовывали эту задачу. Они создавали в духе нового времени здания и предметы быта, в том числе и лампы.

Макс Уэлч Гуэрра уверен, что сегодня скопировать старый Баухаус невозможно. «Это была реальность того времени, а сейчас уже другая эпоха. То, что работало тогда, сегодня не работает. Сегодня, например, невозможно представить какую-либо промышленность без информационных технологий. И если действовать в духе старого Баухауса, который был призван ответить на новые вызовы в архитектуре и в социуме, мы должны исходить из реальности цифровых технологий. Поэтому Apple iPhone – это в какой-то степени продолжение идей Баухауса».

Приведём еще одну цитату: «Forms follow function (форма следует за функцией) – это слоган Миса ван дер Роэ, одного из главных деятелей Баухауса. Например, для Apple это тоже подходит. Но сегодня в Веймарском институте Баухауса нас не интересует обучение людей, которые идут работать в проекты Apple или в какие-либо другие корпорации. Нам нужны люди, которые будут понимать проблемы современного общества в целом: в мире, в Германии, в России, в Аргентине. Например, проблему переработки отходов. В нашем университете сейчас очень много внимания уделяется проблеме переработки отходов и возобновления ресурсов. Важно думать, где мы найдем материал для нового производства. Это не только к вопросу о принципе forms follow function, а ещё и о том, где в мире найти на это ресурсы».

В завершении лекции Макс Уэлч Гуэрра сообщил, что к 100-летию школы Баухаус в Веймарском университете была создана кафедра Баухауса. И возглавить её пригласили Исполнительного секретаря Рамочной конвенции ООН об изменении климата, мексиканского дипломата Патрисию Эспиноса. «Это персона, ответственная за климатические вопросы, Парижский и Киотский протоколы и так далее. Именно она возглавила кафедру. И вы можете теперь лучше понять, какое значение мы придаём важнейшим вопросам современности. На Баухаусе можно сделать очень много денег, но это не то, что нам нужно. Мы хотим найти тот стиль в дизайне, который будет отвечать сегодняшним потребностям мира», – сказал профессор.

После лекции мы взяли интервью у Макса Уэлча Гуэрры для сайта Ельцин Центра.

– Герр Гуэрра…

– Прошу, не сокращайте! Уэлч Гуэрра. Я родом из Чили, и у нас принято оставлять в полном имени и фамилию отца, и фамилию матери.

– Герр Уэлч Гуэрра, можете ли вы в трёх пунктах перечислить преимущества Веймарского Университета Баухауса?

– Во-первых, наш университет международный. Во-вторых, у нас очень много дисциплин. В третьих, мы открыты для дискуссий и очень критичны к собственному прошлому. Если вы хотите заниматься урбанистикой в Веймаре, и я вас спрошу, почему, а вы ответите: «чтобы сделать себе имя», мы вас не возьмем. За престижем мы не гонимся.

– Существует мнение, что советский конструктивизм многое заимствовал из школы Баухаус. Что вы по этому поводу думаете?

– Есть определенная сильная связь, но это не копирование одних другими. В то время, когда создавался институт Баухаус, начались международные процессы в образовании, начался обмен опытом. Архитекторы Германии, России, Венгрии перемещались из Веймара в Москву и обратно, и это касается не только архитектуры.

Я здесь тоже для этого. Мне интересна международная кооперация, и мне хотелось бы, чтобы мои ученики приезжали в Екатеринбург, а екатеринбургские специалисты приезжали в Веймар. На подобные проекты по обмену всегда хорошо выделяются деньги.

– Как вы оцениваете архитектуру Екатеринбурга?

– Я впечатлён и очарован городом. Даже не ожидал такого. Но меня очень волнует состояние главных архитектурных объектов. Возможно, вы не поймёте того, что я скажу, и это прозвучит странно и нелепо, но то, что мы видим в Екатеринбурге, касается не только Екатеринбурга. Здесь находится международное архитектурное наследие, архитектурное наследие Европы. Я ожидаю, что однажды, через 20-40 лет, студенты из Германии, Испании или Бразилии смогут приехать в Екатеринбург и всё еще увидеть эти жемчужины истории архитектуры, которые у вас здесь есть.

– О каких объектах идёт речь?

– Например, это творения архитектора Гинзбурга, гостиница «Исеть» и Городок Чекистов. А больше всего меня впечатлила Белая Башня. И не столько сам объект, сколько та группа волонтёров (арх-группа «Подельники» – ред.), которая занимается тем, чтобы он был в сохранности и чтобы о нём узнали. Вот такие люди нам и нужны. Люди, которые могли бы сохранять памятники архитектуры и делиться знаниями о них. И первый объект, который я посоветую своим ученикам, когда вернусь в Веймар, будет Белая Башня.

– Слышали ли вы о Екатеринбурге раньше?

– Последние недели и месяцы немецкие газеты много писали о конфликтах, которые были у вас здесь (конфликт в сквере у Театра драмы – ред.). Я читал эти статьи с большим вниманием, и думаю, что это очень значимый и важный конфликт. Конечно, у меня есть свое мнение, но как иностранец, я предпочту оставить его при себе и продолжить наблюдать за тем, как будут развиваться события.

– В Екатеринбурге распространено мнение, что наш город, благодаря обилию конструктивистских памятников, очень важен в истории архитектуры. Так ли это?

– Конечно! Наш университет изначально был восточно-германским, и у меня есть много коллег, которые неплохо говорят по-русски, изучают архивы, приезжают на исследования в Россию и доезжают довольно далеко, даже до Магнитогорска. Это часть наших исследований, безусловно.

– Расскажите о ваших исследованиях.

– Моя специализация – история городского планирования. Планирование в большой степени связано с политическими, экономическими, общественными, культурными обстоятельствами. Когда я говорю об урбанизме, я немного говорю об архитектуре. Мой предмет изучения – город. Моя постдокторская диссертация – о переносе столицы новой Германии из Бонна в объединенный Берлин. Наша столица – это не старый восточный Берлин, это новый объединенный открытый город. Здесь была стена, и надо было заполнить эти пустые пространства. Как определить лицо новой Германии через интересы зданий Парламента и Правительства? Как они сочетаются с интересами города Берлина, и с интересами людей, которые живут по соседству с правительственными учреждениями? В своей работе я попытался ответить на эти вопросы.

Относительно Берлина, есть еще один важный символический момент с точки зрения урбанизма. Я думаю, вы знаете про планы Гитлера и Шпеера о кардинальной перестройке Берлина и создания на его месте города Германия, столицы Третьего рейха. К счастью, они не были воплощены. Согласно этим планам, Шпеер задумал в городе ось с севера на юг, по которой должны были быть выстроены все имперские учреждения.

Когда город объединялся, нам нужно было проложить ось с востока на запад, чтобы не следовать этим диктаторским планам. Новая столица объединенной Германии должна демонстрировать, что у нас не будет больше возврата к нацизму, что нынешняя Германия не собирается ни на кого нападать, что она мирная. И эту идею мирной Германии мы хотели проиллюстрировать методами урбанистики. Мы не собираемся игнорировать нацистское прошлое, но должны ответить на него с точки зрения архитектурной науки. Вот это сегодняшний Берлин.

– Как нужно сегодня строить города?

– Прогресс во времена Баухауса виделся только как создание нового. Сегодня подход изменился. Не только Екатеринбург, не только Берлин должны видеть, что мы имеем. Какие качества, какие сокровища. Это первое. И второе – мы должны защищать, сохранять, изучать наше наследие. Это общее место немецкой урбанистической культуры сегодня. И только затем мы смотрим, как можем что-то улучшить или перестроить. Мы уже не можем позволить себе сегодня классический подход Баухауса, объявляя старое глупым анахронизмом и разрушая его ради строительства чего-то нового. Мы должны уважать нашу историю, архитектуру, урбанизм.

– В завершение два вопроса про Ельцин Центр. Во-первых, вы посетили Музей Бориса Ельцина…

– Я очень впечатлён. Я не знал, что здесь есть такой тип института. Я знаю только в США пару примеров. Это здание имеет множество прекрасных качеств. Для меня самое важное в том, что Ельцин Центр предлагает общественное пространство городу. Я видел детей, играющих здесь! Это очень правильно. Дело не в том, красиво или нет, хороший ли дизайн и так далее. Вы предлагаете городу такое место – красивое место с панорамным видом, открытое не только для музея, но в том числе и для детских игр.

Второе – вы сочетаете различные социальные и культурные активности. Вы часть культурной жизни Екатеринбурга, это так важно! Я думаю, вы всегда должны бороться против концентрации активности в Москве. И с Ельцин Центром вы укрепляете Екатеринбург, это очень важно. Плюс я увидел здесь другой взгляд на российскую и советскую историю, и думаю, это не тот взгляд, который я мог бы увидеть в Москве. Это тоже очень важно. Я в восторге.

– Обычно мы спрашиваем людей, которые приезжают в Ельцин Центр, об их жизни в 90-е, поскольку это очень важное время для России, время свободы и изменений. Вас я спрошу немного о другом. Я знаю, что вы были в Советском Союзе, и с тех пор это ваш первый приезд сюда. Что на ваш взгляд изменилось здесь за 30 лет?

– Да, я приезжал сюда в 1985 и 1990-м и 1991-м годах, был в Ереване и Ленинакане после землетрясения, и потом в Москве на Теплом Стане в делегации Берлинского технического университета. Я предпочел бы не отвечать на вопрос, потому что иначе мне придется, возможно, говорить о диком капитализме. Я знаю очень хорошо и развитие здесь, и проблемы, но как иностранец, не возьмусь их характеризовать.

– А в Европе 90-е были важным временем?

– Да, конечно. Это было повторное внедрение урбанизма, например, или частной собственности на землю. Произошли очень глубокие изменения. Съездите в Варшаву, Прагу, Братиславу, Кошице, Будапешт. Произошло радикальное изменение обществ. И в Германии тоже.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.