«Магистраль перемен» – квест про железные дороги России

9 декабря 2019 г.Татьяна Филиппова
«Магистраль перемен» – квест про железные дороги России

В рамках «Молодёжного образовательного форума Свердловской магистрали в 2019 года» 2 декабря в Музее Бориса Ельцина состоялся исторический квест «Магистраль перемен», в котором участвовали более ста молодых работников железной дороги. Квест разработали научные сотрудники музея.

В условиях строгого временного регламента они преодолели три музейных маршрута, отвечая на главный вопрос квеста – что связывает историю перемен в России с историей железных дорог.

Следуя маршрутным листам, они искали в экспозиции ответы, получая за каждый один балл. Норматив прохождения маршрута составлял не более 20 минут. В каждой команде свой вагоновожатый, проводница и стрелочник, о чём сообщали специальные визитки на одежде.

Первый маршрут «Машина времени» проходил через экспозицию «Лабиринт истории XX века», который начинается с раздела «Первая мировая война». Участники должны были найти плакат с аллегорическим изображением трех стран-союзниц и ответить на вопрос, из какой страны к нам прибыли первые танки. И почему их называли лоханями.

В разделе «Гражданская война» участники квеста должны были отыскать в витрине фотографию бронепоезда, название которого было заретушировано в 30-е годы и угадать, чьим именем он был назван.

В разделе «Великая Отечественная война» по фотографии заводского цеха команды должны были определить, какую мирную продукцию завод выпускал до войны?

В разделе «Застой» участники квеста безошибочно назвали, какую железнодорожную магистраль газеты окрестили «стройкой века». Своя «стройка века» была и в Свердловской области. Вот о ней знают немногие. Подсказка – в витрине экспозиции «Партийный работник», где запечатлен Ельцин на строительстве Серовского тракта.

Ответы на бонусные вопросы принесли участникам дополнительные очки. Например, кто из современников Николая I называл железную дорогу «изобретением, которому принадлежит будущее»? В журнале «Современник» сохранились размышления Пушкина о будущем железных дорог. «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее». Великий поэт просил князя Козловского дать ему статьи о теории паровых машин.

Маршрут по экспозиции «7 дней» предлагал участникам квеста совершить путешествие в 90-е годы.

Им пришлось отыскать в экспозиции передвижной кинотеатр, просмотреть видеоклип группы «Аквариум», чтобы вписать строки припева из песни «Этот поезд в огне».

Молодые специалисты Свердловской железной дороги узнали, что благодаря указам о свободе цен и торговли, принятым в начале 90-х, поезда дальнего следования превратились в магазины на колесах. Им предстояло ответить на вопрос, в каких местах, несмотря на всеобщую либерализацию, торговля была строго запрещена.

Борис Ельцин как никто понимал, что железные дороги – это свободное и недорогое передвижение по стране. В одной из своих книг он написал о студенческих путешествиях по железной дороге во время летних каникул: «Такой у меня получился маршрут: Свердловск – Казань – Москва – Ленинград – снова Москва – Минск – Киев – Запорожье – Симферополь – Евпатория – Ялта – Новороссийск – Сухуми – Батуми – Ростов-на-Дону – Волгоград – Саратов – Куйбышев – Златоуст – Челябинск – Свердловск».

Теперь участникам квеста предстояло дополнить недостающую часть статьи № 27 из Конституции РФ. «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право…».

В «6 Дне» участники квеста узнали, что владелец одного из домов на противоположном берегу реки Исеть имел отношение к постройке дороги «Казань – Екатеринбург». Более того, будучи гласным Екатеринбургской городской думы, в 1915 году он представлял интересы города в Инженерном совете в Петрограде. Изучив в видоискателе противоположный берег, нетрудно вспомнить фамилию инженера и то, чем отметился в истории его дом.

В оформлении интерьера президентского кабинета участники нашли изображение второго предмета на эмблеме «Министерства путей сообщения», который появился в 1809 году, когда самой железной дороги ещё не было. Пришлось проявить смекалку и изображение восстановить.

Третий маршрут привел участников квеста в зал Свободы, где проходила интеллектуальная викторина «Большая перемена».

Ведущая зачитала фрагмент статьи из газеты «Путёвка», которая сообщала 13 октября 1978 года об открытие памятника первому в России паровозу русских механиков Черепановых в честь 100-летия Свердловской железной дороги. Какая мелодия звучала на открытии монумента? Немногие угадали, что это была патриотическая ария «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Следующий вопрос о том, почему при строительстве первых железных дорог в России была принята более широкая колея, чем в Европе. Немногими участниками была озвучена доминирующая военная версия: нестандартная ширина колеи затрудняла противнику саму возможность снабжения войск в случае нападения.

Во втором раунде отличились те, кто хорошо знал историю города.

Например, в зашифрованных телеграммах между Совнаркомом РСФСР и конвоиром ВЦИК говорится, что 30 апреля 1918 в город по железной дороге прибудет особый «багаж». Участники без труда определили, что «особым багажом» называли императора Николая II и его близких.

Летом 1941 года уральские железнодорожники несколько суток принимали литерные поезда, оборудованные зенитными установками и шедшие под усиленной охраной. После их разгрузки город Свердловск стал одним из богатейших городов мира. Эвакуированные сокровища Эрмитажа и Оружейной палаты разместили не только в картинной галерее, но и в доме Ипатьева и здании областного отделения НКВД. Часть коллекций Эрмитажа была передана после войны Свердловской картинной галерее.

Григорий Каёта в книге «Первая жизнь Ельцина» о событиях 1984 года напишет: «На концерт в Театре оперы и балета, устроенный в честь Ким Ир Сена и делегации КНДР, охрана вождя доставила его личное кресло… подводя итоги встречи корейцев, Борис Николаевич с облегчением заметил: «Как хорошо, что мы живем не в КНДР».

Действительно, корейский лидер приехал на собственном бронированном поезде из 14 вагонов, отказался от проживания в местной гостинице и ел только блюда своего повара.

В третьем раунде коснулись темы железных дорог и искусства. Изучали картины советского художника Георгия Нисского, чье детство прошло на небольшой железнодорожной станции в Могилевской губернии. Мотивы из творчества самого известного железнодорожного живописца участвуют в оформлении офисов и вокзалов РЖД. Их знают и узнают, как часть советского монументального искусства, но далеко не все смогли назвать автора.

В четвертом, завершающем раунде викторины вспомнили «Вокзал для двоих» – комедию Эльдара Рязанова, вышедшую в 1982 году. Главные роли в ней исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Фильм стал участником официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Однако главную мелодию фильма «Не бойтесь жизнь переменить» не смог на слух определить никто. И только увидев заключительные кадры, участники определили название фильма.

Квест «Магистраль перемен» успешно завершился и показал, что важна не только победа одной из команд, а всеобщая сплоченность и участие. Форум продолжился. Участников ждали встречи с «Лидерами России» и защита собственных проектов.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.