В рамках «Молодёжного образовательного форума Свердловской магистрали в 2019 года» 2 декабря в Музее Бориса Ельцина состоялся исторический квест «Магистраль перемен», в котором участвовали более ста молодых работников железной дороги. Квест разработали научные сотрудники музея.
В условиях строгого временного регламента они преодолели три музейных маршрута, отвечая на главный вопрос квеста – что связывает историю перемен в России с историей железных дорог.
Следуя маршрутным листам, они искали в экспозиции ответы, получая за каждый один балл. Норматив прохождения маршрута составлял не более 20 минут. В каждой команде свой вагоновожатый, проводница и стрелочник, о чём сообщали специальные визитки на одежде.
Первый маршрут «Машина времени» проходил через экспозицию «Лабиринт истории XX века», который начинается с раздела «Первая мировая война». Участники должны были найти плакат с аллегорическим изображением трех стран-союзниц и ответить на вопрос, из какой страны к нам прибыли первые танки. И почему их называли лоханями.
В разделе «Гражданская война» участники квеста должны были отыскать в витрине фотографию бронепоезда, название которого было заретушировано в 30-е годы и угадать, чьим именем он был назван.
В разделе «Великая Отечественная война» по фотографии заводского цеха команды должны были определить, какую мирную продукцию завод выпускал до войны?
В разделе «Застой» участники квеста безошибочно назвали, какую железнодорожную магистраль газеты окрестили «стройкой века». Своя «стройка века» была и в Свердловской области. Вот о ней знают немногие. Подсказка – в витрине экспозиции «Партийный работник», где запечатлен Ельцин на строительстве Серовского тракта.
Ответы на бонусные вопросы принесли участникам дополнительные очки. Например, кто из современников Николая I называл железную дорогу «изобретением, которому принадлежит будущее»? В журнале «Современник» сохранились размышления Пушкина о будущем железных дорог. «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее». Великий поэт просил князя Козловского дать ему статьи о теории паровых машин.
Маршрут по экспозиции «7 дней» предлагал участникам квеста совершить путешествие в 90-е годы.
Им пришлось отыскать в экспозиции передвижной кинотеатр, просмотреть видеоклип группы «Аквариум», чтобы вписать строки припева из песни «Этот поезд в огне».
Молодые специалисты Свердловской железной дороги узнали, что благодаря указам о свободе цен и торговли, принятым в начале 90-х, поезда дальнего следования превратились в магазины на колесах. Им предстояло ответить на вопрос, в каких местах, несмотря на всеобщую либерализацию, торговля была строго запрещена.
Борис Ельцин как никто понимал, что железные дороги – это свободное и недорогое передвижение по стране. В одной из своих книг он написал о студенческих путешествиях по железной дороге во время летних каникул: «Такой у меня получился маршрут: Свердловск – Казань – Москва – Ленинград – снова Москва – Минск – Киев – Запорожье – Симферополь – Евпатория – Ялта – Новороссийск – Сухуми – Батуми – Ростов-на-Дону – Волгоград – Саратов – Куйбышев – Златоуст – Челябинск – Свердловск».
Теперь участникам квеста предстояло дополнить недостающую часть статьи № 27 из Конституции РФ. «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право…».
В «6 Дне» участники квеста узнали, что владелец одного из домов на противоположном берегу реки Исеть имел отношение к постройке дороги «Казань – Екатеринбург». Более того, будучи гласным Екатеринбургской городской думы, в 1915 году он представлял интересы города в Инженерном совете в Петрограде. Изучив в видоискателе противоположный берег, нетрудно вспомнить фамилию инженера и то, чем отметился в истории его дом.
В оформлении интерьера президентского кабинета участники нашли изображение второго предмета на эмблеме «Министерства путей сообщения», который появился в 1809 году, когда самой железной дороги ещё не было. Пришлось проявить смекалку и изображение восстановить.
Третий маршрут привел участников квеста в зал Свободы, где проходила интеллектуальная викторина «Большая перемена».
Ведущая зачитала фрагмент статьи из газеты «Путёвка», которая сообщала 13 октября 1978 года об открытие памятника первому в России паровозу русских механиков Черепановых в честь 100-летия Свердловской железной дороги. Какая мелодия звучала на открытии монумента? Немногие угадали, что это была патриотическая ария «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Следующий вопрос о том, почему при строительстве первых железных дорог в России была принята более широкая колея, чем в Европе. Немногими участниками была озвучена доминирующая военная версия: нестандартная ширина колеи затрудняла противнику саму возможность снабжения войск в случае нападения.
Во втором раунде отличились те, кто хорошо знал историю города.
Например, в зашифрованных телеграммах между Совнаркомом РСФСР и конвоиром ВЦИК говорится, что 30 апреля 1918 в город по железной дороге прибудет особый «багаж». Участники без труда определили, что «особым багажом» называли императора Николая II и его близких.
Летом 1941 года уральские железнодорожники несколько суток принимали литерные поезда, оборудованные зенитными установками и шедшие под усиленной охраной. После их разгрузки город Свердловск стал одним из богатейших городов мира. Эвакуированные сокровища Эрмитажа и Оружейной палаты разместили не только в картинной галерее, но и в доме Ипатьева и здании областного отделения НКВД. Часть коллекций Эрмитажа была передана после войны Свердловской картинной галерее.
Григорий Каёта в книге «Первая жизнь Ельцина» о событиях 1984 года напишет: «На концерт в Театре оперы и балета, устроенный в честь Ким Ир Сена и делегации КНДР, охрана вождя доставила его личное кресло… подводя итоги встречи корейцев, Борис Николаевич с облегчением заметил: «Как хорошо, что мы живем не в КНДР».
Действительно, корейский лидер приехал на собственном бронированном поезде из 14 вагонов, отказался от проживания в местной гостинице и ел только блюда своего повара.
В третьем раунде коснулись темы железных дорог и искусства. Изучали картины советского художника Георгия Нисского, чье детство прошло на небольшой железнодорожной станции в Могилевской губернии. Мотивы из творчества самого известного железнодорожного живописца участвуют в оформлении офисов и вокзалов РЖД. Их знают и узнают, как часть советского монументального искусства, но далеко не все смогли назвать автора.
В четвертом, завершающем раунде викторины вспомнили «Вокзал для двоих» – комедию Эльдара Рязанова, вышедшую в 1982 году. Главные роли в ней исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Фильм стал участником официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Однако главную мелодию фильма «Не бойтесь жизнь переменить» не смог на слух определить никто. И только увидев заключительные кадры, участники определили название фильма.
Квест «Магистраль перемен» успешно завершился и показал, что важна не только победа одной из команд, а всеобщая сплоченность и участие. Форум продолжился. Участников ждали встречи с «Лидерами России» и защита собственных проектов.