Любовь Толкалина и Антон Бильжо рассказали «Очень женские истории»

20 марта 2020 г.Татьяна Филиппова
Любовь Толкалина и Антон Бильжо рассказали «Очень женские истории»

В Ельцин Центре 2 марта состоялся предпремьерный показ фильма «Очень женские истории», который продюсеры задумали как киноальманах пяти режиссёров к Международному женскому дню.

Представили фильм киновед Вячеслав Шмыров и актриса Любовь Толкалина. Она же снялась в одном из фильмов альманаха, который создавался в формате всемирно известных проектов «Реальная любовь» и «Париж, я люблю тебя».

Это собрание историй, рассказывающих о самых разных, иной раз парадоксальных отношениях, в которые вовлечена современная женщина: любовный треугольник, супружеская неверность, чувство вины, женская дружба.

Кроме Любови Толкалиной в альманахе снялись блистательные актрисы, настоящие звёзды современного кино: Анна Михалкова, Кристина Бабушкина, Виктория Толстоганова, Виктория Исакова, молодые, подающие надежды актрисы Лукерья Ильяшенко и Полина Виторган.

Проект задумала и вдохнула в него жизнь известный российский кинопродюсер, психолог и педагог Юлия Мишкинене. Она пригласила к участию в проекте четырех режиссёров – женщин и одного мужчину – Антона Бильжо, который тоже приехал на премьеру фильма в Ельцин Центре. Получилось не женское кино. Довольно жёсткое и откровенное, но вероятно, так и было задумано авторами.

Может быть, взгляд единственного в режиссёрском составе мужчины оказался более мягким и романтичным. Впрочем, Антон Бильжо («Стиралка») признался зрителям, что чувствовал себя хорошо в женской компании с Наташей Меркуловой («Сестры»), Ликой Ятковской («Уроки рисования для взрослых»), Анной Сарухановой («Выставка») и Оксаной Михеевой («S», как доллар, точка, «G»).

Героини киноновелл – реальные женщины, со своими успехами и проблемами, претендующие на простое женское счастье. Только представление о последнем у них очень разное. Все истории в альманахе привлекательны тем, что дают повод очередной раз задуматься на тему взаимоотношений мужчин и женщин, о месте женщины в обществе, и немного о том, чем современные женщины отличаются от своих мам и бабушек.

Зрители отметили, что каждая короткометражка по значимости заявленных тем вполне могла бы претендовать на полный метр.

Среди зрителей в зале – подавляющее большинство женщин. И все они выразили желание, чтобы их «вторые половины» посмотрели это кино.

В разговоре со зрителями Любовь Толкалина, как героиня Рене Зеллвегер Бриджит Джонс, подчеркнула, что мужчины и женщины действительно с разных планет, но им бы не помешало хоть иногда понимать и прислушиваться друг к другу. Мир «вторых половин» может быть чрезвычайно увлекательным. И понять это лучше до того, как останешься один.

Любовь Толкалина в то время, когда зрители смотрели «Очень женские истории» с её участием, отправилась в Музей Бориса Ельцина. Впечатлениями об экскурсии она поделилась с корреспондентом сайта.

– Самое большое потрясение – это вторая глава Конституции, которая была донесена до меня при помощи моих коллег, артистов, участвующих в озвучании, при помощи режиссуры, которую делал Павел Лунгин.

Главные тезисы прав и свобод гражданина и человека, которые преподносятся так убедительно, что ты начинаешь думать: «Я живу в великой стране! Я человек с большой буквы! Какие законы мы придумали, чтобы каждый мог быть великим в нашей стране!».

Я там застряла, знакомилась заново с этой брошюрой. Никогда прежде не ощущала стройности этого текста. Возможно, он попадался мне с сокращениями, но, когда я слышу его целиком, у меня выпрямляется спина, расправляются плечи. Каждому россиянину нужно приехать в Екатеринбург и услышать в чтении известных людей и артистов текст Конституции, чтобы ощутить свою сопричастность к чему-то великому.

– Музей посвящен, в том числе, эпохе 90-х. Какими вам запомнились эти годы?

– Я была ребёнком и помню, было голодно. Но, как всегда в детстве, ты не понимаешь, хорошо это или плохо. У тебя ещё нет системы, по которой ты можешь оценить. Потом я догадывалась по рассказам дедушки, что происходило что-то страшное и трагическое. Дед всю жизнь работал на трех работах и к концу жизни скопил солидную сумму каждой своей внучке, нас у него было трое, чтобы мы могли красиво войти во взрослую жизнь. У меня на книжке хранились деньги, чтобы купить квартиру на Ленинском проспекте в Москве. Они стали почти фантиками. Когда всё это произошло, мой дедушка закрылся в доме, попросил привезти ему мешок сахара, мешок муки, крупы. Он думал, что начинается война. Мне, конечно, было очень больно на него смотреть. Он впервые в моих руках увидел доллары, первый гонорар за съёмки в рекламе. Я объяснила, что это американская валюта и сколько это в рублях. Он сказал: «Чур меня!». Для него это было непонятно.

Очень хорошо помню 90-е. Очереди. Нечего было есть. Под столом на кухне стояла большая жестяная банка со сливовым джемом. Мы намазывали его на черный хлеб. И казалось тогда, что ничего вкуснее нет. Я начинала заниматься синхронным плаванием. Моя жизнь проходила на тренировках. Это был уникальный детский театр на воде. Вообще, 90-е это было время великих экспериментов. Наш тренер Светлана Дергачёва как раз в это время ушла из российской сборной, создала свой театр и всю себя посвятила нам. Мы ездили на фестивали. Как-то нам подарили шоколадные яйца «Киндер-сюрпризы» с диснеевскими персонажами. Я четыре месяца хранила их, не понимая, что с ними делать. Доставала, рассматривала и убирала обратно. Не решалась вскрыть.

Любовь Толкалина в Музее Ельцина

Видео: Александр Поляков

– Занятия в театре на воде повлияли на ваш профессиональный выбор?

– Долгое время я думала, что попала в профессию случайно. На самом деле, конечно, нет. Разве могут тренировки по пять часов в день быть случайностью? Синхронное плавание не простой вид спорта – он очень синтетический. Это и плавание, и бодибилдинг, и хореография, и акробатика. Кроме того, мы получали музыкальное образование. Нас учили вышивать и гримироваться.

– А вышивать зачем?

– Все свои костюмы мы вышивали сами. У нас не было костюмеров. Все вышивали. Я играла Русалочку из сказки Андерсена, Русалочку в «Садко». Марию из «Бахчисарайского фонтана». Мне было 11–12 лет. Мы зачитывались Пушкиным. Когда я рожала Машеньку, много лет спустя, читала наизусть пушкинскую «Полтаву», вспомнила каждую строчку. Оттуда из детства 90-х началось мое восшествие в профессию. На первые в своей жизни съемки я попала тоже из «водной среды». Эта была реклама германской сантехники. Им для съёмок нужна была девочка, которая хорошо держится в воде. Снимали в павильоне «Рыбоводство» на ВДНХ. В огромном аквариуме с экзотическими рыбами. Двое суток длились съемки. Я играла девушку, которая засыпает в роскошной ванной, и ей снится сон, как она изучает глубины океана и его обитателей. Ей в руки попадает редкая жемчужина. Кто-то ее преследует там на глубине. Она скрывается от погони, в самый опасный момент просыпается в ванной, с жемчужиной в руке. Режиссер, который снимал этот ролик, был выпускником ВГИКа. Он спросил, куда я собираюсь поступать, и сказал: «Зачем тебе Институт физкультуры. Тебе надо во ВГИК. У тебя прекрасные актёрские данные». И я пошла на актёрские подготовительные курсы. На курсах я читала басню «Поймала кошка соловья». Я была последней. Мне даже не дали ее дочитать до конца. Сказали: «Всё! Идите!». Я уже ни на что не надеялась, и каково же было моё удивление, когда увидела себя в списках.

В тот год набирал курс Алексей Баталов. У меня были хорошие учителя. Ирина Викторовна Москвитина, мой школьный педагог по риторике, научила меня: «Первое, что ты должна сказать – «Сумароков «Негде, в маленьком леску…». Потом можешь читать всё что угодно!». Само имя великого Сумарокова, который был ещё до Пушкина, считала она, уже пропуск. Я потом наслаждалась произведённым эффектом. Захаров, который скучал, глядя в окно, тут же повернулся и сказал: «Что? Сумароков? А, ну, иди сюда!» А Баталов позвал меня пить чай.

– Многие актёры, режиссёры, люди театральных и кинематографических профессий признавались, что не заметили, как проскочили 90-е. Потому что дневали и ночевали в театрах, в учебных аудиториях, и эта вовлеченность помогла им пережить трудные годы.

– Ну, это я уже была взрослой, а в детстве выбор в самом деле был небольшой. Пить портвейн или курить в подъездах. Или идти и слушать Баха, быть проводником красоты, преодолевать гравитацию, держать дыхание под водой. И при этом следить, чтобы всё было красиво. Из группы продлённого дня я переехала в бассейн и начала усиленно тренироваться. Позже, когда Баталов задал мне самый главный вопрос моей жизни, чем я отличаюсь от остальных, я возмутилась: «Как это чем? У вас тут что много кандидатов в мастера спорта по синхронному плаванию?». Это не прошло. Я сказала: «Я рыжая, высокая, статная…» И это не прошло. Он отправил меня домой думать. И вот, я думаю до сих пор.

– Ваша дочь Маша, имея таких талантливых кинематографических родителей и вообще большую творческую семью, уже определилась с профессией?

– Мы не даём ей никаких назиданий и советов. Конечно, было бы неплохо, если бы она со своим художественным даром выбрала театр и кино. У нас есть свой театр на Покровке, на территории лютеранского собора, где она уже проявляет себя как театральный художник. Пространство театра не предполагает никаких декораций. Поэтому она делает видео-мэйк на стенах в поддержку драматургии. Она, как мой полноценный соавтор, уже участвует в создании спектаклей.

После интервью Любовь Толкалина вернулась в зал, чтобы обсудить фильм «Очень женские истории», рассказать о своём участии в нём и ответить на вопросы. Зрители долго не отпускали актрису. Встреча завершилась фото и автограф-сессией.

«Очень женские истории» и творческая встреча с актрисой Любовью Толкалиной

Президентский центр Б.Н. Ельцина

Киномарафон продолжил Антон Бильжо, один из авторов и режиссеров картины. Он встретился со зрителями накануне 8 марта.

Также он успел посетить Музей Бориса Ельцина и книжный магазин «Пиотровский». Поделившись впечатлениями о музее, он рассказал, что друзья рекомендовали ему попробовать в кафе «1991» блюда, сделанные по рецептам Наины Иосифовны Ельциной.

– Я только вышел из музея. У меня много впечатлений, которые мне еще нужно сформулировать. Есть щемящее чувство об утраченном времени надежд. Очень трогательно. Мне рассказали, что музей создавало бюро Ральфа Аппельбаума. В этом есть американский, в хорошем смысле, подход.

– Бюро Аппельбаума – одно из лучших, кто делает музеи во всем мире.

– Это прекрасно потому, что такой отстранённый взгляд делает российскую историю не чем-то обособленным, а включённым в общечеловеческий контекст.

– Как режиссёр, вы ощутили на себе эффект погружения?

– Да, мне сказали, что концепцию музея придумывал Павел Лунгин. Есть свежее ощущение, которое хочется продлить. Наверное, я еще похожу здесь.

– В 90-е вы вошли еще ребенком. У вас есть собственное отношение к ним?

– Всё очень хорошо помню. Это моя юность. У меня очень яркие воспоминания. Салат «оливье» и новогодняя речь президента. Видеопрокаты. В Теплом Стане, где я жил, был видеосалон. Феллини-Антониони я брал оттуда. Там была приличная подборка мировой классики, и это было моё первое, самостоятельное знакомство с кинематографом и момент личного исследования. Там была такая пластиковая папка с файлами – список разных фильмов и режиссёров. Там были даже ранние фильмы Гринуэя, которые я только там и мог посмотреть.

– Вы единственный мужчина-режиссёр в проекте «Очень женские истории». Как вы попали в этот проект и комфортно ли себя чувствовали?

– Меня пригласила в проект Юлия Мишкинене. У нее была своя идея, а я должен был написать сценарий. У неё даже была уже актриса для воплощения этой идеи. Она предоставила мне полную свободу. Знаю, что она предлагала участие и другим режиссёрам, но остановила выбор на мне. Уже потом, задним числом, я подумал, что неслучайно оказался в этой компании. В этом была какая-то своя собственная логика. Во всех фильмах, которые я до этого снимал, героинями были женщины. Так само собой получилось, что мне интересна женщина одинокая, страдающая, со своими фантазиями. Со времён фильма Федерико Феллини «Джульетта и духи». Всё время на него натыкаюсь внутри себя.

– Вероятно, этому проекту понадобился мужской взгляд?

– Не было такой задачи. Это вопрос к Юлии Мишкинене. Может, у неё и была такая идея. Я осознанно не старался предъявить мужской взгляд. Я написал историю под конкретную актрису. И в данном случае я являюсь проводником женского взгляда на мир.

– Любовь Толкалина, которая в первый день представляла киноальманах в Ельцин Центре, сказала, что мужчины и женщины с разных планет. В связи с этим вопрос: почему-то взгляд единственного в альманахе мужчины-режиссёра на женщину показался зрителям более добрым, чем женский взгляд.

– Могу с этим не согласиться, что с разных планет, но точно они с каждым годом становятся всё дальше друг от друга. Взгляды поляризуются у мужчин и женщин. И в обществе в целом. Мы всё меньше друг друга понимаем. Поэтому появляется женское кино, мужское кино. У него формируется своя аудитория. Существует большой дискурс о том, что должно быть женское кино. Женщинам интересно смотреть про женщин. У них свои темы, своя жизнь.

– Другой степени интимности и глубины?

– Да, наверное. Мне кажется, что подобная сегментация появилась только сейчас. Кино еще недавно всех объединяло, а может так казалось, что язык кино универсален и все его понимают одинаково. Это интересный режиссёрский опыт, когда к тебе обращаются люди, которые диаметрально по-разному воспринимают твой фильм. Но я так думаю, что хорошие фильмы понятны всем. Кроме того, что мы мужчины и женщины, где-то глубже мы ещё и люди и в состоянии понять и мужской, и женский взгляд. Благодаря этой сегментации на женское и мужское кино меняется оптика, возникает гендерный ракурс. Для мужчин это была новость, что у женщин есть свои темы.

– Еще недавно женщины-режиссёры обижались, когда их кино называли женским.

– Потому что это явное сужение. Есть хорошее и плохое кино. Я сталкивался, общаясь с коллегами женщинами, когда они, немного стесняясь, говорили: «Ну, это такое женское кино…» – в том случае, когда они не очень довольны тем, что получилось.

– Какие темы вам как режиссёру интересны сегодня?

– Мы все живём в социальном мире. Мне интересны частные истории, частные мифологии, иллюзорные миры, которые люди выстраивают вокруг себя. Интересны одинокие женщины, которые не находят понимания у мужчин. Я сейчас снимаю фильм «Лебединое озеро». Кстати, обратил внимание в экспозиции по каким поводам включали в эфир именно этот балет. Моя героиня занимается предвыборной кампанией своего мужа, который баллотируется в губернаторы. В рамках этой кампании она ставит балет. Это такая политическая история. Женщина даёт мужскому миру с его выхолощенными правилами и ценностями – этому «Лебединому озеру» – новую жизнь. Вот видите, надежда наша всё-таки на женщин.

После экскурсии Антон Бильжо встретился со зрителями и рассказал о своей работе над проектом.

Премьера фильма «Очень женские истории» 9 марта стартовала в кинотеатрах страны. Зрителям киноклуба в Ельцин Центре повезло, они посмотрели её чуть раньше и смогли пообщаться с создателями и участниками проекта.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.