БИЛЕТЫ НА ФЕСТИВАЛЬ "СЛОВА И МУЗЫКА СВОБОДЫ -2021" В ЕЛЬЦИН ЦЕНТРЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ 12-13 ИЮНЯ 2021 г.
Второй фестиваль «Слова и музыка Свободы» проходит в Екатеринбурге с 23 по 24 ноября 2019 года.
В этом году на главных площадках Ельцин Центра в Екатеринбурге вновь выступают самые популярные музыканты страны: от признанных ветеранов сцены до только что вспыхнувших «звезд». Не менее интересной будет программа разговорной части фестиваля – вас ждет разговорный марафон «Свобода творчества как образ жизни», где публику ждут встречи с самыми яркими людьми страны.
ПРОГРАММА 24 НОЯБРЯ
12:30 - 23:30
Купить билеты
Разговорная программа
12:00 Документальный фильм Андрея Айрапетова «Браво story». Представляют Евгений Хавтан и Роберт Ленц. Обсуждение фильма с публикой, исполнение песен // Кино-конференц-зал
12:30 Дискуссия «Урбанистика». Сергей Капков. «Как изменить город, или чем Первоуральск похож на Москву» // Атриум
14:30 Разговор с музыкантом Васей Обломовым. «История российского шоу-бизнеса. Что и как любит наш народ?» // Атриум
15:00 Встреча с режиссёром Владимиром Мирзоевым. «Кинематограф: автор против машины». Монолог о том, как выживает кинопроизводство в России. Общение с публикой. Показ фильма «Этюды о свободе» // Кино-конференц-зал
16:00 Встреча с писателем Людмилой Улицкой. «Сколько стоит свобода». Общение с публикой, ответы на вопросы // Атриум
18:00 30-летие фильма «ИГЛА». Показ отреставрированной версии фильма «Игла» с Виктором Цоем в главной роли и фильма «Дикий восток» (1993 г.) . Встреча с режиссером Рашидом Нугмановым и актерами Мариной Смирновой и Александром Башировым // Кино-конференц-зал
Музыкальная программа
Атриум Ельцин Центра
19:00 АУКЦЫОН
20:00 EIGHTEEN
21:00 YOURA
22:00 IC3PEAK
Музыкальный клуб CENTER Club
19:30 LOVANDA
20:00 ДЖИНС
ПРЯМЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ
Встречи с некоторыми спикерами фестиваля можно будет смотреть в прямой трансляции на сайте, на Ютуб-канале и в сообществе Ельцин Центра «ВКонтакте».
Видеотрансляции выступлений: Сергей Капков (12:30 ЕКБ), Вася Обломов (14:30 ЕКБ), Людмила Улицкая (16:00 ЕКБ).
Сергей Капков
Вася Обломов
Людмила Улицкая
Концерт: АУКЦЫОН, EIGHTEEN, YOURA, IC3PEAK
Второй фестиваль «Слова и музыка свободы»
Александр Поляков
- 24 ноября в 12:30 по Екатеринбургу (10:30 по Москве)
Сергей Капков. «Как изменить город, или чем Первоуральск похож на Москву»
– Сверху осчастливить жителей нельзя
– Урбанистика это не смена асфальта на плитку или создание развлекательного парка
– Прежде чем начать любые городские изменения, нужно послушать людей
– Задача – свести множество действий наших, властей, бизнеса и других в некую единую стратегию, что и даст долговечный устойчивый результат
– Важно комплексное исследование, что и зачем нужно людям. Мы понимаем, что людям не хватает. Это выделение социального каркаса города. Когда выделяешь маршруты, которыми пользуются люди, так и появляется мастер-карта города.
– Москвичи используют только 5% площади Москвы. Наша задача была в том, чтобы москвичи расширили свои маршруты повседневного использования города
– Очень важен имидж города. Здесь часто политический пафос заменяет гуманитарный.
– Первоуральск город трудный.
– Чем Москва отличается от Первоуральска? Да не очень многим. Только количеством жителей и статусом столицы
– Для Екатеринбурга я бы видел такой образ: промышленное сердце Урала
– Программа должна помогать людям самореализовываться. Основными пользователями решений, которые с жителями обсуждались, будут они же
– Современные тренды развития городов. Везде огромный запрос – городская среда и ее благоустройство.
– Повседневные маршруты горожан - это определяет самочувствие город
– Городская среда – это атмосфера. Люди хотя жить в интересном, дружелюбном месте.
– Большинство городских сервисов – это уже не работа властей, а технологии. Они быстрей будут менять города и стереотипы жителей городов, чем власти. Во многих мировых городах закрываются магазины шаговой доступности... На смену придёт доставка и другие сервисы. Это изменит города больше, чем любое благоустройство
– Мы говорим, что Москва – сообщество разных, но и Первоуральск – сообщество разных. И это не блоки – пенсионеры, чиновники, студенты. Это другие группы – например, владельцы собак. Поэтому работники ЖКХ должны подходить к пространствам как к месту встреч. Собачья площадка - это и есть место встречи.
– Стратегии развития города работают только тогда, когда ты знаешь, к кому обращаешься. Если человеку комфортно, он не будет переезжать, он будет считать это место своим. Это тактильные ощущения и культура повседневности
– В Первоуральске есть несколько точек – центральная площадь и дом культуры, роща, парк, Нижне-Шайтанский пруд – их нужно связать в единый маршрут. Эта программа благоустройства займёт 5-7 лет.
– У города должен быть уникальный код, своя идентичность. Город меняется вместе с жителями, и мы рекомендуем властям не перечеркивать историю и уже имеющийся ресурс. Например, составить реестр местных производителей, которые лучше понимают свой город, и сотрудничать с ними, вовлекать.
- 24 ноября в 14:30 по Екатеринбургу (12:30 по Москве)
Вася Обломов. «История российского шоу-бизнеса. Что и как любит наш народ?»
– В России авторитетной музыкально прессы нет. Нет сейчас и не было.
– Не то чтобы у нас люди не разбирались в музыке или не хотели в ней разбираться. Есть отдельные люди: Артемий Троицкий, Борис Барабанов, но это не так масштабно, как, например, Rolling Stone в Америке.
– Есть ещё такая штука в России как коррупция и воровство. И это тоже сыграло не на руку российской музыкальной журналистике.
– За границей есть свобода слова и это отображается на музыке. И есть доверие читателя к авторитетной музыкальной прессе <...> В России этого нет, никто никому не верит.
– Музыкальный лейбл это просто контора, которая занимается тем, что печатает и продаёт диски. В музыкальной индустрии они бессильны. Они пытаются угадать, что любит наш народ, как и радиостанции.
– Пиратство музыкальное – это страшный бич музыкальных лейблов. Они терпели страшные убытки. И это невозможно было контролировать. <...> Интеллектуальная собственность в России никем никогда не защищалась.
– Есть только два случая в истории, когда рынок пиратской продукции расчищался. Это альбомы Юрия Антонова и Земфиры. Тогда были привлечены «высшие силы».
– Никто не может сделать из тебя звезду. Лейблы не могут. Музыкальный лейбл может снять клип, записать тебя и предложить аудитории. Но аудитория может сказать : нет, не нравится, и тут хоть кол на голове теши — ничего не поделаешь. Речь не о таланте, артист может быть очень талантлив. Дело в народе, нашем народе, полюбит или нет.
– Наш народ насколько он бесправный в политической жизни, настолько он определяющий в культурной жизни страны.
– Музыка это то, как звучит время.
- 24 ноября 16:00 по Екатеринбургу (14:00 по Москве)
Людмила Улицкая. «Сколько стоит свобода»
Улицкая читает рассказы из своей новой книги.
– Удобно говорить хором, петь хором приятно, а отвечать за свои поступки, движения – сложно
– Мои друзья с ранних лет освобождали меня от одиночества
– Моя новая книга «О теле души» состоит из двух циклов. Один называется «Подружки», она о ценности друзей
– Друзья – один из даров советского времени, мы так нужны были другу.
– Второй дар, кроме дара дружбы, который подарила нам советская жизнь, это чтение. Книжку тебе давали на ночь или на один день. Самиздат был в самых разных жанрах.
– Начались 90-е. И книжки, за которые раньше сажали, появились на прилавках магазинов, и их никто не покупал, ну немножко покупал. Оказалось, что люди, которым они были нужны, их все уже прочитали.
– Не могу сказать, что книга сильно мистическая. Но в силу моего возраста уходят многие друзья. Тема ухода приобрела новое измерение для тебя.
– Семь рассказов посвящены этой теме, с разных боков к ней подходя.
– В том времени, где мы оказались, есть вещи, которые меня чрезвычайно радуют. Никогда не было такого подъема благотворительности и волонтерства.
– Не бывает так, что писательство – единственное занятие. И писатели не чета мне занимались многими замечательными вещами
– Моя писательская работа не мешает моей жизни, они хорошо сочетаются
– Я боюсь толстых книг. Когда я начинаю толстую книгу, я выпадаю из жизни на 3-4 года… И спишь, а она у тебя в башке сидит. По этой причине я заявляла – всё, это последняя, я больше романов писать не буду. По-видимому, это состоялось. Последняя тяжелая книжка для меня «Лестница Якова».
– Моя первая книжка вышла, когда мне было 50 лет, хотя до этого я занималась литературной работой – писала пьесы, сценарии
– Я без большой радости смотрю на то, что сейчас происходит в нашей стране. Я – пятая колонна, как это сейчас называют.
– Я очень завидую тем детям, которым литературу преподает Дмитрий Быков, у нас таких не было
– Дружба – прекрасный дар, которым надо пользоваться
– Биографию каждого человека можно было бы написать через книги, которые он прочитал. Книги оставляют очень глубокий отпечаток.
– Мы выбираем себе книги, а в некоторых случаях книги выбирают нас.
– Я читаю много научно-популярной литературы. Пространство жизни сейчас в меньшей степени расширяется за счет искусства, а в большей – за счет науки
– Инвалидность – это не что-то отдельное, это касается всех нас
– Писатель перестал быть властителем дум, книжка уходит, мы переходим к чтению другим способом. Пройдет еще немного времени, и книга станет драгоценным подарком. Я человек 20-го века, не всеми гаджетами пользуюсь. Но большую часть того, что я читаю, я читаю в компьютере. Я уже дарю внукам букинистические книги.
– Мой младший внук пяти лет сидит в телефоне, меня это огорчает. Но это, видимо, надо принять. Будут менять способы восприятия информации
– Тот для кого я пишу – человек моего времени и мироощущения. Таких оказалось много, и это ужасно приятно
Вопрос из зала: Сколько свободы надо русскому человеку?
– Почему-то эта тема стала так безумно важной. Не потому, что ее больше или меньше, потому что, я предполагаю, что человечество дожило до такого момента, что пришло понимание, что свобода может быть. Наши предки, как правило, этой проблемой не были озабочены: их волновала проблема пропитания и продолжения жизни. Проблема свободы возникла, когда человек достиг высокого материального, интеллектуального и цивилизационного уровня. Сегодня у человека возникла эта потребность, которой раньше не было. И сегодня по свободе тоскует гораздо большее количество людей, чем в сталинское время. Тогда свобода было – это выйти из тюрьмы.
– Для нас свобода значит нечто другое, для каждого свое. Свобода – это очень зыбкая вещь.
– Мы живем в эпоху колоссального понятийного кризиса. И это большой труд умнейших людей попытаться определить, что такое любовь, смерть, то, что большими буквами написано в сознании у нас. И есть огромное количество людей, которые вообще не задумываются об этом. И это интересно.
– Что-то происходит с человечеством сейчас – человек очень быстро развивается.
Программа в кино-конференц-зале
Документальный фильм Андрея Айрапетова «Браво story». Представляют Евгений Хавтан и Роберт Ленц
В киноконференц-зале состоялся показ документального фильма Андрея Айрапетова «Браво story».
Фрагмент фильма «Браво story»
После показа фильма Андрея Айрапетова «Браво Story» фронтмены группы Евгений Хавтан и Роберт Ленц вышли на сцену под аплодисменты зала и начали отвечать на вопросы зрителей. По словам Евгения Хавтана, несмотря на меняющиеся музыкальные тенденции, место для живой гитарной музыки будет всегда, и подтверждение тому – множество молодёжи на концертах группы. «В отличие от музыки, которая делается мышкой на компьютере, ситуация, когда при сочинении песни есть только ты и гитара – настоящая», – сказал Евгений Хавтан.
Роберт Ленц: – У нас такие кумиры, что планка задрана.
Евгений Хавтан: – Мне дважды удалось пообщаться с Чаком Берри, второй раз целых полчаса. Сначала пришел к нему с гитарой, чтобы он на ней расписался, а он выкинул меня из комнаты, потому что испугался того, что я эту гитару и его роспись буду потом продавать. А потом через его администратора, девушку из Киева, я договорился о новой встрече. И он очень тепло меня встретил, наливал мне чай из самовара в гостинице Россия. Чак Бэрри для меня огромная величина, он один из основателей музыки, которую мы играем.
Евгений Хавтан: – О музыкальном лидерстве. Если группа существует в одном составе много лет, становится скучно, и надо что-то менять. С Жанной это была одна группа, с Валерой Сюткиным – другая, с Ленцем – третья. Счастлив, что встретил этих людей. Я капитан этого корабля, это большая ответственность и это не так просто.
Евгений Хавтан: – Мы никогда не интересовались политикой. В группе все люди разные, но моя политическая позиция никогда не выносилась на сцену, для этого надо быть Юрой Шевчуком. В интервью я могу это делать, но на сцене никогда не буду. Кто читал мои интервью, знает мою позицию. И мы никогда не участвовали в политических концертах и акциях, не наша история.
Евгений Хавтан и Роберт Ленц исполняют в две гитары песню «Ветер знает».
Евгений Хавтан: – Такой фестиваль с таким набором выступающих я с трудом представляю в любом другом городе России, и мы рады были выступить вчера на главной сцене и сейчас в таком камерном формате с ответами на вопросы.
Под аплодисменты исполняют песню «Этот город самый лучший город на Земле». В конце песни весь зал встает и провожает музыкантов овацией.
«Ветер знает». «Браво»
«Этот город самый лучший город на Земле»
"Браво" (Хавтан, Ленц)
Встреча с режиссёром Владимиром Мирзоевым. «Кинематограф: автор против машины».
Режиссёр показал фильм «Этюды о свободе» и рассказал о том, как он создавался.
– У нас вообще любой независимый продакшн в России – это очень тяжело. Очевиден ответ на вопрос, почему мы не обратились в Минкульт с нашим проектом: нас бы не поддержали.
– Проблема общества в том, что люди живут в полной депривации...
– Есть монополия на ресурсы, и непонятно, куда деться независимому кино. Отчасти интернет-платформы решают эту проблему.
– Громоздкая производственная машина многое требует от автора, через сознание которого идёт весь процесс в мельчайших нюансах. Зачастую становится просто некогда думать.
– Момент работы на площадке, когда всё упорядочено, начинается ещё тогда, когда вторгается хаос. Наши чиновники ещё не могут «просечь», что нельзя ставить под контроль реальность...
– Творчество – это соединение идеи, формы и хаоса, который обязательно принимает в этом участие
– Кинорежиссура – это очень стрессовая профессия, в сравнении с более упорядоченной режиссурой в театре. Но для меня это как идти двумя ногами: то одной, то другой, то кино, то театр
– В названии сегодняшней лекции есть слово «машина». Есть правила создания сериалов, есть продюсер. Выделен бюджет. Сериал – это кинороман, где важен уровень текста. Продюсер распоряжается бюджетом на сериал и нанимает заведомо плохих сценаристов, которые пишут синопсис – платит им гроши, 40% бюджета кладёт к себе в карман... И так несколько раз, а на последние 20% продюсер находит хороших сценаристов, которые и работают над сериалом. Что это, если не машина? Машина по освоению бюджета.
– В кино нельзя долго репетировать. Невероятной ценностью обладает живая сырая энергия, если долго репетировать, эта энергия проседает и умирает. Это и есть тот элемент хаоса, о котором я говорил
– Мне интернет не кажется маргинальной территорией, и если его не придушат – свобода творчества будет уходить туда
О Роднянском:
– Я рад за него, если он может снимать «свободное кино». Не все звери одинаково равны
О Серебренникове:
– Я надеюсь, что это это давление Кирилла стимулирует, не даст ему уснуть, что он не даст себе прогнуться. Это же можно сказать обо всем обществе в целом. .. Управление страхом, запугиванием – это самый примитивный путь управления... Я думаю, то, что происходит с Кириллом, связано с фильмом «Ученик». Такая расплата за свободное кино.
30-летие фильма «ИГЛА»
Показ отреставрированной версии фильма «Игла» с Виктором Цоем в главной роли и фильма «Дикий восток» (1993 г.) . Встреча с режиссером Рашидом Нугмановым и актерами Мариной Смирновой и Александром Башировым
На показе – аншлаг, люди в несколько рядов сидят на ступенях, многие стоят. Среди зрителей – одетые в футболки с надписью "Цой жив".
Нугманов рассказывает историю создания фильма.
– Я согласился снимать этот фильм на условии, что в нем будут сниматься непрофессиональные актеры – Цой, Мамонов, и мы будем импровизировать. Третьим условием было то, что оператором стал мой брат.
– Все, что говорил в фильме Баширов в знаменитой сцене за цирком - это была его импровизация.
– Мы сделали фильм-заявление по заданному сюжету, у меня не было мысли снимать фильм о наркомании, но тогда он попал в точку, во время.
– Я мог снять этот фильм только с Виктором Цоем.
Нугманов: – Саша (Баширов), я помню, как ты сыграл в моем первом учебном фильме алкаша. Как-то органично всё получилось сразу и дальше сложилось в фильме «Игла». Мы работали очень быстро: день снимаем, два дурака валяем.
Смирнова: – Рашид очень легко работал, мы сочиняли эту историю на ходу и быстро её снимали.
Нугманов: Это был дебют Мамонова в кино, и он очень трепетно относился к своей роли, к работе.
– Я противник символизма в кино
– «Игла - это фильм, который оперирует кодами
Нугманов: про фильм "Дикий Восток": фильм "Дикий Восток" мы готовили к съемкам с Виктором и группой "Кино", у него было рабочее название "Дети солнца". Но Цой погиб, и я год не прикасался к этому материалу. Это вечная история "Семи самураев" Куросавы...