Не один раз екатеринбуржцы отправлялись на променад с элементами арт-терапии «Ельцин Центр: личный маршрут». Эта экскурсия необычного формата призвана расширить представления о Президентском центре, прислушаться и актуализировать собственные ощущения от пребывания в уникальном культурном кластере.
В ноябре Ельцин Центру исполняется десять лет — десять лет дружеских встреч, экскурсий, лекций, круглых столов, новых открытий и волнующих впечатлений. Кажется, что здесь знаешь всё. Однако новый музейный проект предложил взглянуть на привычное здание по-новому, прислушаться к себе и через творчество выразить, как пространство влияет на наше внутреннее состояние — настроение, мысли, ощущения. На то, как архитектура, освещение и звуки пробуждают воспоминания, затрагивают глубинные чувства и помогают по-новому осознать себя и ту атмосферу, которая царит в Ельцин Центре.
Экскурсии прошли в августе и сентябре. Горожане отправились на променад, который стартовал на первом этаже, где расположен паркинг. Казалось бы, технический этаж, но для многих гостей Ельцин Центр начинается с него. Удобен ли он, понятна ли в нём навигация, приглашает ли он посетителя следовать дальше и какие эмоции вызывает?
В первой части программы участники променада дружной компанией двигались по необычному маршруту, исследовали пространство, накапливали впечатления. Во второй части они приняли участие в арт-терапевтической сессии с психологом Зоей Кравцовой в конечном пункте своего путешествия — зале Свободы с его знаменитым полотном «Свобода» кисти художника-концептуалиста Эрика Булатова. Здесь, в импровизированной творческой мастерской, они попытались создать собственного героя, сконструировать его историю, вдохновлённую атмосферой Ельцин Центра.
Тем же маршрутом прошла и художница Софья Содерберг. Она представила собственное видение локаций. Позже, анализируя впечатления от графических ассоциаций участников променада, она создаст серию собственных работ, посвящённых Ельцин Центру.
О новом формате и программах, с которыми музей встречает своё десятилетие, рассказала руководитель отдела развития музея Анна Ковалева:
— Наши аудитории очень разнообразны, поэтому мы стараемся проводить мероприятия в разных форматах, затрагивая большое количество тем, о которых можно рассказать в музее. Мы создаём экскурсии и программы, которые выходят за рамки привычного. Каждая из них — это приглашение не только узнать, но и прожить историю, сделать её личной: понятной и близкой. Популярные музейно-автобусные маршруты соединяют наши экспозиции с городским пространством. Пешеходные прогулки и экскурсии на самокатах позволяют увидеть и узнать город с неожиданной стороны. Гастрономические маршруты раскрывают прошлое через вкусовые ощущения. Исторические танцевальные мастер-классы предлагают возможность прожить эпоху в движении. Паблик-токи становятся местом встречи прошлого с актуальными вопросами настоящего. А цикл «Искусство быть свободным» обращён к внутреннему миру человека: здесь мы исследуем историю через эмоции, ассоциации и чувственный опыт.
Куратор экскурсии-променада Дарья Кунгурова продолжила тему:
— Опросы посетителей позволяют нам сказать, что людям интересны исторические события, а также разговор о повседневной жизни — о том, как и чем жили, что чувствовали наши соотечественники. Одним из самых популярных в нашем музее стал цикл «Люди в обстоятельствах». Человек и его история — вот что интересно нашим посетителям. Сегодня ценны искренность, возможность сопоставления себя и своей истории с музейным рассказом. Появление мероприятий с элементами арт-терапии направлено на возможность более глубокого знакомства с собой, экспозицией музея и пространством Ельцин Центра.
Дарья подчёркивает, что локации для променада выбирали совместно с психологом Зоей Кравцовой и художницей Софьей Содерберг. Им было важно охватить разные по характеру и возможному воздействию на посетителя пространства. Кроме того, хотелось обратить внимание на те места, которые обычно ускользают от внимания, такие как парковка или холлы лифтовых зон.
Чтобы привлечь внимание к пространству вокруг, были подготовлены специальные карточки. Участники променада случайным образом вытягивали их и отвечали на вопросы: отражает ли это место какое-то настроение, что здесь больше всего нравится, а что нет, какие наречия можно подобрать к этому месту, какие воспоминания и образы вызывает оно, каково оно на ощупь, какие части архитектуры, предметы и формы доминируют?
— Мы полностью доверились художественному видению Софьи Содерберг. Именно она создавала новые изображения пространств Ельцин Центра, вдохновляясь историями, чувствами и эмоциями участников променада, рождёнными во время путешествия по нему. Нам было важно, чтобы на тех изображениях, с которыми знакомятся посетители на встрече, не было лишних деталей, — дополнила Дарья Кунгурова.
Психолог Зоя Кравцова рассказала, что, на её профессиональный взгляд, было целью прогулки :
— Целью прогулки было не только познакомиться с различными локациями Ельцин Центра, но и глубоко прочувствовать их атмосферу, выйдя за рамки обыденного восприятия. Любопытно, что даже малоосвещённое пространство у лифтовых зон на первом этаже не вызвало негативных ассоциаций, а скорее ощущение обыденности и прозаичности. Во второй — арт-терапевтической — части встречи участники променада создали своего героя.
Зоя подтвердила, что в некоторых случаях он отражал их собственные личные качества и черты. Затем этот герой отправлялся в путешествие по пространствам Ельцин Центра. Путешествие стало основой для создания сказки о нём.
После прогулки по президентскому центру и Музею Бориса Ельцина участники с удовольствием погрузились в творчество. С помощью спонтанной фантазии они создавали персональные истории, благодаря которым не только «освоили» само пространство, но и добавили к нему новые личные смыслы. Они вступили в творческий диалог с пространством. При этом они обратились к собственному опыту и облекли его в драматургический сценарий. Так личные истории переплелись с впечатлениями от увиденного. Пространства Ельцин Центра стали фоном для развёртывания личных психологических содержаний и, возможно, обретения новых смыслов.
Проект показал, что посетителям нравятся новые музейные форматы, неожиданные ракурсы и собственное погружение в них. Им интересна не только история, но и осознание своего отношения к ней, ощущение сопричастности большим историческим процессам.

