Лев Гумилёв и Эмма Герштейн: любовь сквозь аресты

14 ноября 2024 г.Михаил Лузин
Лев Гумилёв и Эмма Герштейн: любовь сквозь аресты

Лев Гумилёв, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, историк и этнолог. Эмма Герштейн, литературовед, исследовательница творчества Михаила Лермонтова. Их связь, словно тонкая нить, протянулась через аресты, ссылки, неразделённые чувства и ревность, пересекаясь с судьбами Осипа и Надежды Мандельштамов, Николая Харджиева и других известных деятелей культуры.

Сложную и драматичную историю этих отношений рассказала Наталья Иванова — писатель, литературный критик, доктор филологических наук, первый заместитель главного редактора журнала «Знамя». Документальная лекция «Лев и Эмма» состоялась 17 октября и стала пятой в авторском цикле «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи». Гостья Ельцин Центра в Екатеринбурге рассказала о жизни Гумилёва и Герштейн как об истории любви и дружбы на фоне противостояния интеллигенции непростой советской действительности.

Эмма, Лев, Анна Ахматова, Сталин

— Эмма Герштейн впервые встретила Льва в доме Мандельштамов в Москве в октябре 1933 года, — начала рассказ Наталья Иванова. — Лев, которому было тогда 20 лет, сразу произвёл на неё сильное впечатление своей энергией и глубокой страстью к знаниям.

«Я любила его мысль, изящный и своеобразный лаконизм, унаследованный от матери, его мужественную, как у отца, поэтическую взволнованность, благородство, с которым он нёс своё тяжкое бремя, сравнимое с судьбой малолетних претендентов на королевский престол», — писала Эмма Герштейн позднее. Эмма была старше Льва на десять лет, и отношения между ними развивались на фоне постоянного общения с выдающимися мастерами слова и мысли той эпохи, среди которых Лев ощущал себя «первобытным львёнком». Анна Ахматова, несмотря на любовь к сыну, часто проявляла строгость и сдержанность в эмоциях, что вызывало у Льва глубокие противоречивые чувства. Эмма в своих воспоминаниях также отмечала, что Ахматова, как истинный поэт, была склонна к экстравагантности в поведении, что одновременно восхищало и настораживало.

«Она участвовала в общем разговоре, вытянувшись на тахте, в ярко-красных брюках, как я позже узнала, — от пунинской пижамы. И линейность фигуры, просто матиссовская, и чёрная чёлка делали её похожей на японку. С Осипом Эмильевичем они читали вслух, вернее, не читали, а разыгрывали в лицах «Божественную комедию», пробуя на зубок разные переводы», — вспоминала Герштейн.

Анна Андреевна пыталась наставить Эмму на путь литературоведения, в частности, на исследование наследия Николая Гумилёва, считая эту тему значимой и плодотворной. Вместе с тем роман сына с Герштейн она не поддерживала, считая, что она тратит на него слишком много времени и что его ждёт большая судьба, не совместимая с домашним счастьем.

Исторический контекст конца 1930-х годов не мог не повлиять на героев. Аресты, допросы, угрозы стали частью их повседневности. В 1935 году Лев Гумилёв и Николай Пунин, гражданский муж Ахматовой, были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Эмма, питавшая глубокие чувства ко Льву, также переживала это время с постоянной тревогой, продолжала поддерживать Гумилёва, даже когда он находился в заключении, и часто общалась с его матерью. Ахматова пыталась спасти сына, написав письмо Сталину, в котором клялась, что они «не фашисты, не шпионы, не участники контрреволюционных обществ». Оба были немедленно освобождены. Вместе с тем Наталья Иванова рассказала, как непросто было поэтессе, не имевшей почти никаких рычагов воздействия, умолять властителей страны о свободе для сына и мужа.

Конфликт с матерью

Отношения Льва Гумилёва с матерью всегда были сложными и болезненными. Лев чувствовал недостаток поддержки и считал, что Ахматова могла сделать больше для его защиты. В одном из писем из заключения он жаловался Эмме на то, что мать не всегда присылала ему необходимые вещи, и в итоге чувствовал себя одиноким. Ахматова, несмотря на любовь к сыну, не была готова ставить под угрозу жизнь ради него. Особенно после того, как близкие пытались несколько раз «давить» на неё с целью заставить выступать против репрессий. В 1938-м Льва Гумилёва вновь арестовали — этот арест закончится для него пятилетней ссылкой в Норильлаг. В ответ на уговоры Эммы вновь написать письмо Сталину с просьбой об освобождении сына Ахматова отказалась, опасаясь собственного ареста и говоря: «Христос молился в Гефсиманском саду: да минет меня чаша сия… А я не Христос».

Наталья Иванова приводит эпизод, когда Гумилёв, узнав о стихотворении Ахматовой «Реквием», посвятил ей нелестные слова: «И всё-таки странно, по живому сыну — реквием. Памятник самолюбованию!» Эти слова отражают его болезненное отношение к матери, которую он порой воспринимал скорее как символический образ, чем как источник реальной поддержки.

В мае 1956 года, после освобождения из своего последнего заключения, Гумилёв прибыл в Москву, рассчитывая на пути в Ленинград остановиться у Ардовых на Ордынке, и неожиданно встретил Анну Андреевну, приехавшую в столицу накануне. По свидетельству Эммы Герштейн, нормальной встречи не получилось: из лагеря Лев Николаевич прибыл «до такой степени ощетинившийся» против матери, «что нельзя было вообразить, как они будут жить вместе». Сам Гумилёв много лет спустя в «Автобиографии» трактовал события так: «… я застал женщину старую и почти мне незнакомую. Она встретила меня очень холодно, без всякого участия и сочувствия».

30 сентября 1961 года произошла окончательная ссора, после которой Ахматова и Гумилёв уже никогда не общались. По его словам: «Перед защитой докторской, накануне дня моего рождения в 1961 году, она… выразила своё категорическое нежелание, чтобы я стал доктором исторических наук, и выгнала меня из дома. Это был для меня очень сильный удар, от которого я заболел и оправился с большим трудом».

«Лишняя любовь»

Отношения Льва и Эммы подверглись испытаниям не только со стороны родственников или из-за политических репрессий. Эмма ревновала Льва к поэтессе Марии Петровых, с которой Гумилёв поддерживал близкие отношения. Мандельштам насмешливо называл Льва «львёнком», которого Эмма «приручала», что подчёркивало диссонанс их отношений и восприятие окружающими. Эти отношения приносили Эмме немало боли.

«Ну кто она ему была? Ну, собственно говоря, не жена, а частично возлюбленная, или, как она писала, «лишняя любовь», подруга дней суровых, и не только суровых», — комментирует Наталья Иванова.

Во второй половине 1940-х произошло охлаждение в их отношениях: Эмма рассчитывала, что Лев переедет в Москву и займётся литературой, а также стремилась к более близким отношениям. Она была оскорблена тем, что он не сообщил, что уже устроился в Ленинграде, куда вернулся после лагерей и службы в армии в последние два года войны.

Вместе с тем Эмма Герштейн на протяжении всех арестов и заключений Льва поддерживала его, несмотря на опасности, с которыми сталкивалась сама. Она писала ему письма, посылала книги и даже вела переписку с общими друзьями, чтобы узнать о его состоянии. В одном из писем Эмма просила Гумилёва не держать обиды на мать и стараться сохранить душевное равновесие, несмотря на сложные обстоятельства.

Творчество в заключении

Творческая деятельность и философские взгляды стали для Льва Гумилёва своеобразным убежищем и способом обрести внутреннюю свободу в условиях репрессий. Получив 10 лет лагерей в 1949 году, находясь порой на пороге гибели по причине подорванного здоровья и изнурительного труда, он начал формулировать идеи о пассионарности и этногенезе, которые впоследствии легли в основу его научных трудов.

Лев рассуждал о судьбе народов, которые, по его мнению, проходят через циклы расцвета и упадка. Иванова привела его размышления о «пассионарности», способности народа или отдельного человека проявлять непреодолимое стремление к действию, даже ценой собственной жизни. Гумилёв писал: «Когда человек действует, не может не действовать, вопреки самосохранению, он — пассионарий». В условиях давления и одиночества философия пассионарности стала для него и личной установкой, вдохновляющей на борьбу и сопротивление.

Гумилёв вышел на свободу в 1956 году, после смерти Сталина и начала процесса реабилитации жертв политических репрессий. Он предпочёл научную карьеру литературной, опубликовав множество трудов о цикличности исторического процесса. Эмма Герштейн к этому времени стала известным литературоведом, оставив исследования, глубоко осмысляющие творчество Лермонтова и культурный контекст эпохи. Они больше не встречались, но хранили воспоминания о тех годах, когда их судьбы были связаны. Общение с Эммой и поддержка, которую она оказывала ему в годы репрессий, были чрезвычайно важны для Гумилёва.

Наталья Иванова в своей лекции показала не только историю личных отношений Льва и Эммы, но и раскрыла сложную картину советской культурной среды с ее непростыми конфликтами, противоречиями и трагедиями. Любовь и дружба Гумилёва и Герштейн — это не только история эмоциональных взлётов и падений, ревности, ожиданий и счастья двух людей, чьи судьбы оказались связаны, несмотря на разные жизненные пути и взгляды. Это ещё и символическое отражение судьбы русской интеллигенции, которая, несмотря на все удары и потери, продолжала искать ответы на важные вопросы, созидать и противостоять времени.

Читать о других лекциях цикла «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой:

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.