«Лето с Детским Пионером» продолжается

6 июля 2016 г.Татьяна Филиппова
«Лето с Детским Пионером» продолжается

В первую субботу июля в рамках кинолектория «Лето с Детским Пионером» кинокритик Антон Долин представил юным зрителям Ельцин Центра мультфильм японского режиссёра-аниматора Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо на утёсе».

Хаяо Миядзаке мечтал стать конструктором самолетов и работать на том же авиазаводе, что и его отец и дядя. Но однажды, увидев российский мультфильм «Снежная королева», понял, что больше никогда не сможет заниматься ничем другим, кроме анимации. Антон Долин был в гостях у японского режиссера, общался с ним и его семьей. Узнал, что Хаяо очень любит русские сказки, особенно – в оформлении Ивана Билибина.

Мультфильм показывался на японском языке с русскими субтитрами. Кинокритик сообщил, что сам предпочитает смотреть фильмы на родном языке их создателей, читая субтитры, и это вовсе не раздражает его.

После просмотра Антон ответил на вопросы юных зрителей и сам задал им множество вопросов по содержанию мультфильма. Только самые маленькие зрители нашли сходство в сюжете «Рыбки Поньо» с «Русалочкой» Ганса Христиана Андерсена. Только взрослые угадали, что морской царь, отец Поньо, хотел устроить всемирный потоп, и его смогла остановить лишь мама рыбки, похожая на Снежную королеву из русского мультика. Но никто не угадал, что это – история любви между мальчиком и рыбкой.

Юные зрители пригласили Долина на следующие показы, они очень хотели, чтобы Антон рассказывал им про все фильмы совместной летней программы Ельцин Центра и столичного кинотеатра «Пионер» .

В свободное время кинокритик посетил концерт Людмилы Петрушевской, прошедший в Ельцин Центре в рамках Евразийского фестиваля современного искусства, и Музей первого президента России Бориса Ельцина.

Музей реально очень крутой. Мне кажется, он обязателен для посещения вообще всем, – делится впечатлениями Антон Долин. – Несмотря на некоторое предубеждение к фигуре Ельцина, которое возникло в последние 10-15 лет не без усилия многих нынешних политиков, здесь нет никакого перекоса в сторону восхваления. Это не музей-памятник. Это музей, исследующий эпоху, музей 90-х – тех самых, в которых лежит основа того, что мы проживаем сейчас – и хорошего, и плохого. Тем, кто строил музей, удалось соблюсти этот хрупкий баланс, сложное равновесие между шоком и травмой от распада СССР и теми открытиями и событиями, которые случились с нами после конца империи.

Антон Долин в Музее Б.Н. Ельцина

Видео: Александр Поляков

– Личность Ельцина, как к ней не относись, ярчайшая, – продолжает Долин. – Мало с кем можно сравнить по масштабу его фигуру. Мне понравилось само здание, по-моему, в нем скрыто огромное количество еще не использованных возможностей и, я надеюсь, что вы найдете как их использовать. Я будто заново пережил 90-е, это лучшее время моей жизни. Я – живое опровержение утверждения, что в 90-е хорошо было только мошенникам. Никогда мошенником не был. В 90-е заканчивал школу. В 92-м поступил в институт. В 97-м выпустился из него. И в том же году нашел первую работу. Был корреспондентом службы информации «Эха Москвы» вплоть до нулевых. Работал корреспондентом на выборах. Был в редакции «Эха» 31 декабря – в тот день, когда Ельцин объявил об отставке. Кстати, занимался освещением этого события, как и вся остальная редакция. Всему, что знаю, я научился в 90-е. В 90-е в 67-й школе-гимназии благодаря свободному времени мы изучали на уроках Платонова, Бродского, Шаламова. И вот вам факт: в 90-м году лично я (мне было тогда 14 лет) читал одноклассникам целый урок лекцию об Андрее Платонове с собственными иллюстрациями и примерами из текста. Не думаю, что такое было возможно в 80-е и что такое возможно сейчас. Тогда же у нас были достаточно свободные нравы в школе. Я познакомился со своей женой, с которой мы вместе 25 лет – это тоже говорит о чем-то.

Замечательные 90-е позволили мне довольно равнодушно относиться к учебе на филфаке МГУ, хотя и получить общую базу и написать диплом на довольно авангардную по тем временам тему по истории советской повести-сказки. И в тоже время я перечитал колоссальное количество фэнтези, слушал рок-музыку и впервые съездил за границу. Открыл для себя Европу, которая для меня очень важна. Те же 90-е позволили мне без всякой квалификации пойти в журналисты, а потом пойти в кинокритики и, кажется, я в этом преуспел. 90-е для меня – это время открытости, свободы, образования и возможностей. Эти возможности никак не связаны с какими-то нетрудовыми доходами. Как и вся страна, я жил тогда очень бедно и прекрасно это помню. Я жил тогда в Москве у родителей, а мои друзья в общежитии МГУ. Вместе мы пили плохую водку, закусывая бутербродами с кетчупом. Мы покупали на «Горбушке» «паленые» пиратские кассеты, как с музыкой, так и с фильмами, и устраивали самодеятельные концерты. Я играл в группе, преподавал, поскольку иначе зарабатывать не умел, в нескольких школах, и самая высокая моя зарплата в то время была 100 долларов в месяц – выше мне не удавалось подняться. За 100 долларов я вел у трех классов русский язык и литературу: у третьего, шестого и десятого. Продержался ровно три месяца, одновременно с этим еще и учился. В общем, для меня это главное базисное десятилетие моей жизни. Я отдаю себе отчет, для какого количества людей это было драматическим временем, но, очевидно, в моем случае произошло абсолютно гармоничное совпадение человека и эпохи. В нынешнем времени, в котором я значительно более успешен, стал старше и увереннее, чувствую себя гораздо менее комфортно, чем тогда, – говорит Антон Долин.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.