Журналист Леонид Парфёнов 22 февраля представил в Ельцин Центре свой первый фильм из цикла «Русские грузины». Документальная лента о роли грузин в истории, политике и культуре русской цивилизации продолжает проект о трех знаковых для России нациях, начавшийся с трилогии «Русские евреи».
Первый фильм цикла «Русские грузины», созданный студией «Намедни», охватывает временной промежуток от XVIII века до Великой Отечественной войны, его герои — полководец Багратион, художник Пиросмани, хореограф Баланчин, «вождь народов» Сталин и его соратники Берия и Орджоникидзе.
На встрече со зрителями Парфёнов рассказал, что его новая лента, созданная в содружестве с режиссером Сергеем Нурмамедом, — это не просто повествование об известных грузинах, а рассказ о том, как они обрусевали, об обрусении как способе в российской и советской империи сделать карьеру.
— Для меня интересен сам феномен обрусения. Феномен, которого больше нет, но который ценен, мне кажется, для цивилизации одной и другой страны, для истории того и другого народа. Не будет никогда больше обрусения грузин ради карьеры. Баланчивадзе должен был закончить хореографическое училище Мариинского театра, быть в русской труппе, работать у Дягилева, потом возглавлять русский балет в Монте-Карло. И только так он мог стать Джорджем Баланчиным — основателем современной хореографии США. А сейчас грузин возглавляет дом моды Balenciaga и ему для этого не нужно было использовать Москву каким-то трамплином, обрусевать ему для этого не требуется, потому что нет больше империи и глобальному миру открыты все народы без посредников в виде какой-то метрополии.
Центральным героем фильма стал Иосиф Сталин, 30 лет безгранично правивший огромной страной, на которого автор документальной ленты смотрел, по его признанию, также с точки зрения обрусения. Парфёнов отметил, что в России спустя 60 с лишним лет после смерти Сталина он все еще, к сожалению, остается «дебатируемой фигурой». Есть люди, которые полагают, что он — эффективный менеджер, а есть те, кто считают его кровавым палачом, а это значит, что мы все еще не расстались с прошлым, не изжили урок.
— Сталина невозможно «не считать», его нельзя «выпилить», мы до сих пор еще барахтаемся в наследии Советского Союза, который был им сотворен. Тот социализм, который знали мы и наши родители, — это сталинский социализм, это авторский проект. По-своему, это была цельная система. Это было большое правление, как викторианская эпоха. Его правление в целом было русским, русское царское правление. Там происхождение не играло большую роль, Сталин очень рано избрал для себя русскую карьеру — еще тогда, когда собирался стать священником.
Леонид Парфёнов представляет фильм "Русские грузины" в Ельцин Центре
Также по просьбе зрителей, заполнивших до отказа кино-конференц-зал Ельцин Центра, известный журналист рассказал о героях следующей части фильма «Русские грузины». Эпиграфом к ней Парфёнов выбрал отрывок из стихотворения Сергея Михалкова:
«Как на улицах Берлина
В час боёв нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына –
Русский сын и сын грузина –
Водрузили красный флаг».
— Это тоже было важно — Егоров и Кантария, не русский и татарин, не два русских, не русский и узбек… Ну и далее — «мингрельское дело», Берия с атомным проектом, оттепель, расхождение с Хрущевым по поводу сталинского доклада, Окуджава, кино оттепели, которое вообще почти сплошь грузинское: «Застава Ильича» Хуциева, который Хуцишвили, «Летят журавли» Калатозова, который Калатозишвили, «Я шагаю по Москве» Данелии. Все счастье оттепели, возвращение к человеку, поворот к человеку, ценностям гуманизма социалистического, как считалось. Ираклий Андроников, который лучше всех в Советском Союзе говорил по-русски… А дальше шло по инерции. Уже когда Грузия — заграница, у нас президентом Академии художеств становится Церетели, премьер Большого театра — Цискаридзе, главный беллетрист — Акунин, который Чхартишвили.
Леонид Парфёнов пообещал, что фильм рано или поздно увидят все желающие, поскольку он будет выложен на Youtube в авторском канале «Парфенон», и эта версия документальной ленты даже будет чуть длиннее, чем прокатная.
— Я хотел сделать только трилогию про три нации, которые доходили до того, что были правителями и соправителями России. Не уверен, что буду делать про немцев, а вот не сделать про грузин мне было бы жалко.
В небольшом перерыве между двумя показами фильма «Русские грузины» известный журналист, писатель и Youtube-блогер ответил на вопросы для сайта Президентского ценра Б.Н. Ельцина.
Интервью Леонида Парфёнова для сайта Ельцин Центра
— Журналист Парфёнов и блогер Парфёнов. Есть ли разница и в чем она заключается?
— Я не вижу никакой разницы между телевизионным журналистом и блогером — и тот и другой создают контент. «Русские грузины» в прокате посмотрят несколько десятков тысяч человек, а на Youtube зайдут и посмотрят несколько миллионов. Youtube в этом смысле способ доставки. Есть законы жанра, есть поэма, а есть басня. А телеэфир и Youtube — это способ доставки басни или драмы в стихах.
— При каких обстоятельствах вы могли бы вернуться на телевидение?
— У меня нет никакой потребности вернуться.
— Каковы ваши впечатления о Ельцин Центре?
— Для меня Ельцин Центр очень важен в двух смыслах: во-первых, 90-е годы, которые все еще большинство воспринимает в статусе «лихих» и «проклятых», а здесь они все-таки другие, хотя и отчасти, может быть, приукрашены, что связано с тем, что это центр Ельцина, а не какой-то другой. А во-вторых, то, что музей — это не «скука музейная», а живое пространство, куда приходят люди, где они чувствуют свою связь со временем, с цивилизацией, в котором проводятся другие мероприятия, как-то подтягивающие контекст этого наследия. Это очень важно. Этого очень много на Западе и очень мало пока в России. Из новых каких-то центров список почти исчерпывается Ельцин Центром, хотя многие старые музеи переживают сейчас возрождение, становятся живее, становятся общественным местом, и это очень ценно.
Я понимаю, что для Екатеринбурга Ельцин Центр — это, может быть, самое современное место из общественно-культурных пространств. Я бы очень хотел, чтобы в моем родном Череповце был Верещагин Центр. Везде такие центры должны быть, непременно нужны такие смыслообразующие общественно-культурные места, где бы люди понимали, что это за место, что тут произошло, какое было время. Это очень ценно для самоощущения людей, для жизни, для цивилизации.