Леонид Парфёнов: «Интересен сам феномен обрусения»

4 марта 2020 г.Наталья Шурмина
Леонид Парфёнов: «Интересен сам феномен обрусения»

Журналист Леонид Парфёнов 22 февраля представил в Ельцин Центре свой первый фильм из цикла «Русские грузины». Документальная лента о роли грузин в истории, политике и культуре русской цивилизации продолжает проект о трех знаковых для России нациях, начавшийся с трилогии «Русские евреи».

Первый фильм цикла «Русские грузины», созданный студией «Намедни», охватывает временной промежуток от XVIII века до Великой Отечественной войны, его герои — полководец Багратион, художник Пиросмани, хореограф Баланчин, «вождь народов» Сталин и его соратники Берия и Орджоникидзе.

На встрече со зрителями Парфёнов рассказал, что его новая лента, созданная в содружестве с режиссером Сергеем Нурмамедом, — это не просто повествование об известных грузинах, а рассказ о том, как они обрусевали, об обрусении как способе в российской и советской империи сделать карьеру.

— Для меня интересен сам феномен обрусения. Феномен, которого больше нет, но который ценен, мне кажется, для цивилизации одной и другой страны, для истории того и другого народа. Не будет никогда больше обрусения грузин ради карьеры. Баланчивадзе должен был закончить хореографическое училище Мариинского театра, быть в русской труппе, работать у Дягилева, потом возглавлять русский балет в Монте-Карло. И только так он мог стать Джорджем Баланчиным — основателем современной хореографии США. А сейчас грузин возглавляет дом моды Balenciaga и ему для этого не нужно было использовать Москву каким-то трамплином, обрусевать ему для этого не требуется, потому что нет больше империи и глобальному миру открыты все народы без посредников в виде какой-то метрополии.

Центральным героем фильма стал Иосиф Сталин, 30 лет безгранично правивший огромной страной, на которого автор документальной ленты смотрел, по его признанию, также с точки зрения обрусения. Парфёнов отметил, что в России спустя 60 с лишним лет после смерти Сталина он все еще, к сожалению, остается «дебатируемой фигурой». Есть люди, которые полагают, что он — эффективный менеджер, а есть те, кто считают его кровавым палачом, а это значит, что мы все еще не расстались с прошлым, не изжили урок.

— Сталина невозможно «не считать», его нельзя «выпилить», мы до сих пор еще барахтаемся в наследии Советского Союза, который был им сотворен. Тот социализм, который знали мы и наши родители, — это сталинский социализм, это авторский проект. По-своему, это была цельная система. Это было большое правление, как викторианская эпоха. Его правление в целом было русским, русское царское правление. Там происхождение не играло большую роль, Сталин очень рано избрал для себя русскую карьеру — еще тогда, когда собирался стать священником.

Леонид Парфёнов представляет фильм "Русские грузины" в Ельцин Центре

Также по просьбе зрителей, заполнивших до отказа кино-конференц-зал Ельцин Центра, известный журналист рассказал о героях следующей части фильма «Русские грузины». Эпиграфом к ней Парфёнов выбрал отрывок из стихотворения Сергея Михалкова:

«Как на улицах Берлина

В час боёв нашли рейхстаг,

Как над ним два верных сына –

Русский сын и сын грузина –

Водрузили красный флаг».

— Это тоже было важно — Егоров и Кантария, не русский и татарин, не два русских, не русский и узбек… Ну и далее — «мингрельское дело», Берия с атомным проектом, оттепель, расхождение с Хрущевым по поводу сталинского доклада, Окуджава, кино оттепели, которое вообще почти сплошь грузинское: «Застава Ильича» Хуциева, который Хуцишвили, «Летят журавли» Калатозова, который Калатозишвили, «Я шагаю по Москве» Данелии. Все счастье оттепели, возвращение к человеку, поворот к человеку, ценностям гуманизма социалистического, как считалось. Ираклий Андроников, который лучше всех в Советском Союзе говорил по-русски… А дальше шло по инерции. Уже когда Грузия — заграница, у нас президентом Академии художеств становится Церетели, премьер Большого театра — Цискаридзе, главный беллетрист — Акунин, который Чхартишвили.

Леонид Парфёнов пообещал, что фильм рано или поздно увидят все желающие, поскольку он будет выложен на Youtube в авторском канале «Парфенон», и эта версия документальной ленты даже будет чуть длиннее, чем прокатная.

— Я хотел сделать только трилогию про три нации, которые доходили до того, что были правителями и соправителями России. Не уверен, что буду делать про немцев, а вот не сделать про грузин мне было бы жалко.

В небольшом перерыве между двумя показами фильма «Русские грузины» известный журналист, писатель и Youtube-блогер ответил на вопросы для сайта Президентского ценра Б.Н. Ельцина.

Интервью Леонида Парфёнова для сайта Ельцин Центра

Журналист Парфёнов и блогер Парфёнов. Есть ли разница и в чем она заключается?

— Я не вижу никакой разницы между телевизионным журналистом и блогером — и тот и другой создают контент. «Русские грузины» в прокате посмотрят несколько десятков тысяч человек, а на Youtube зайдут и посмотрят несколько миллионов. Youtube в этом смысле способ доставки. Есть законы жанра, есть поэма, а есть басня. А телеэфир и Youtube — это способ доставки басни или драмы в стихах.

При каких обстоятельствах вы могли бы вернуться на телевидение?

— У меня нет никакой потребности вернуться.

Каковы ваши впечатления о Ельцин Центре?

— Для меня Ельцин Центр очень важен в двух смыслах: во-первых, 90-е годы, которые все еще большинство воспринимает в статусе «лихих» и «проклятых», а здесь они все-таки другие, хотя и отчасти, может быть, приукрашены, что связано с тем, что это центр Ельцина, а не какой-то другой. А во-вторых, то, что музей — это не «скука музейная», а живое пространство, куда приходят люди, где они чувствуют свою связь со временем, с цивилизацией, в котором проводятся другие мероприятия, как-то подтягивающие контекст этого наследия. Это очень важно. Этого очень много на Западе и очень мало пока в России. Из новых каких-то центров список почти исчерпывается Ельцин Центром, хотя многие старые музеи переживают сейчас возрождение, становятся живее, становятся общественным местом, и это очень ценно.

Я понимаю, что для Екатеринбурга Ельцин Центр — это, может быть, самое современное место из общественно-культурных пространств. Я бы очень хотел, чтобы в моем родном Череповце был Верещагин Центр. Везде такие центры должны быть, непременно нужны такие смыслообразующие общественно-культурные места, где бы люди понимали, что это за место, что тут произошло, какое было время. Это очень ценно для самоощущения людей, для жизни, для цивилизации.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.